Урок русского языка в 3 –А классе 22.10.2014г.
Учитель: Калистратова Т.П.
Тема: Антонимы
Цель:
-
познакомить с понятием «антонимы»;
-
способствовать развитию умения распознавать и правильно употреблять в речи антонимы;
-
содействовать развитию устной и письменной речи, расширению кругозора учащихся, обогащению словарного запаса;
-
способствовать созданию эмоционально положительной основы для развития коммуникативных способностей и навыков коллективного сотрудничества;
Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал ( пословицы)
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний
Ход урока
1.Организация начала урока.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.
-Сегодня мы отправимся в морское путешествие и посетим один остров, а как он называется, вы узнаете чуть позже.
— Для нашего круиза нам понадобится учебник — путеводитель, тетрадь – дневник наблюдения, и, конечно же, наши знания.
— Чтобы наша яхта благополучно отплыла, нам нужно показать свою готовность. Для этогопроверим посадку и сделаем разминку для рук, чтобы уверенно держать штурвал.
2.Чистописание.
-Наша яхта берёт курс на пролив Чистописания.
-Откройте свои тетради-дневники наблюдения и красиво запишите дату нашего отплытия.
— У каждого из вас своё упражнение для чистописания. Рассмотрите внимательно, что вам нужно прописать.
-Напишите одну строку. (те ребята, у кого на парте лежит зеленый кружок могут прописать только полстроки, но очень старательно и аккуратно)
-Сравните свою работу с образцом по следующим критериям: правильность и аккуратность. Оцените своё письмо на полях.
3. Сообщение темы урока.
-Пролив Чистописания мы успешно преодолели. Наша яхта приближается к таинственному острову. Название острова мы узнаем, разгадав кроссворд. Будьте очень внимательны.
|
|
| а |
|
|
|
| р |
|
|
|
| у |
|
|
|
|
| с |
|
|
|
|
| |||||||
к | а |
|
|
|
| п |
|
|
|
| и |
|
|
|
|
| т |
|
|
|
|
| а |
|
|
|
| н |
|
| |
ш |
|
|
| т |
|
|
|
| о |
|
|
| р |
|
|
|
|
| м |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
я |
| к |
|
|
|
|
| о |
|
|
|
|
|
| р |
|
|
|
|
| ь |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
т |
| а |
|
|
|
|
| н |
|
|
|
|
|
| к |
|
|
|
|
| е |
|
| р |
|
|
|
|
|
| |
б |
|
|
| и |
|
|
|
| н |
|
|
| о |
|
|
|
|
| к |
|
|
|
|
| л |
|
|
| ь |
|
|
м |
|
| а |
|
|
| я |
|
|
|
| к |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в |
|
|
|
| о |
|
|
|
| л |
|
|
|
|
| н |
|
|
|
|
| ы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.Я от ветра надуваюсь,
Но ничуть не обижаюсь,
Пусть меня он надувает,
Яхте скорость прибавляет.
ПАРУС
2.Он морской, но добрый волк,
В синем море знает толк.
Приводил во много стран
Свой корабль …
КАПИТАН
3.Нептун, явно, с кем-то в ссоре,
Если так бушует море!
Волны самых разных форм…
Что же с морем? В море …
ШТОРМ
4.Плаваю на корабле,
Иногда лежу на дне,
На цепи корабль держу,
судно в море сторожу,
Чтобы ветер не угнал,
На волнах лишь покачал.
ЯКОРЬ
5.Это судно у причала
В трюмы нефти накачало.
Больше трюм, чем баки в танке.
И зовётся судно …
ТАНКЕР.
6.Чтоб увидеть мне вдали,
Как проплывают корабли,
В него я быстро погляжу
И всем ребятам расскажу(бинокль)
7. Шторм на море иль туман,
Но где краешек земли
Знает каждый капитан.
Что горит для них вдали?
МАЯК
8. В тихую погоду
Нет нас нигде,
Как ветер подует —
Бежим по воде. (волны)
-Как же называется остров?
— Кто может назвать тему сегодняшнего урока? (антонимы)
-На какие вопросы мы можем с вами ответить за время нашего путешествия? (что такое антонимы? Для чего они нужны?)
-Может кто-нибудь уже знает, что такое антонимы? (закрыть доску)
-Сегодня мы узнаем, что такое антонимы, для чего они нужны в нашей речи.
4.Работа по учебнику.
-Откройте содержание нашего учебника – путеводителя и определите, на какой странице находится интересующая нас тема.(работа по содержанию)
Работа с правилом
— Прочтите самостоятельно важную информацию на данной странице. (с.95)
-Что же вы узнали?
-Кто может привести свои примеры?
5.Словарная работа.
(доску открыть)
-Теперь, зная, что такое антонимы мы смело, можем спускаться с нашего корабля на остров. Скажите, какое приспособление нам может в этом помочь? (трап, лестница)
-Как называются такие слова?
-Запишите новое словарное слово лестница. Определите часть речи, число, род.
-Прочтите слово внимательно и найдите ошибкоопасное место. Подчеркните опасность. (на доске)
-Подумайте, а какое слово, связанное со словом лестница может нам помочь его запомнить. (ступеньки)
-Ребята, а как вы думаете, каким образом слово лестница может быть связано с антонимами? (Какие действия мы совершаем по лестнице?) (спускаемся и поднимаемся)
-Скажите эти слова по значению одинаковые или противоположные? Какой части речи принадлежат эти слова?
— А сёйчас предлагаю вам составить из данных слов предложение.
Ребята, спустились , на , берег по деревянной, лестнице
-Запишите предложение в тетрадь.
-Найдите и подчеркните основу предложения. (работа у доски)
-Какая часть речи работает у нас подлежащим? А сказуемым?
-Подберите к сказуемому слово антоним.
-Молодцы! Можно считать, что мы спустились на остров и будем с ним знакомиться.
-Путь был длинным и нам необходимо отдохнуть.
Физминутка
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах
Мимо острова крутого,
Мимо города большого;
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
7.Работа над новым материалом.
-Знакомство с островом Антонимы продолжается. И на нашем пути встречается Клумба рассыпанных пословиц. Нам необходимо их собрать, чтобы продолжить путь.
-Работать будем в парах.
— Кто напомнит правила работы в паре?(работа в паре, пословицы разрезаны)
Возьмите конверты и соберите пословицы. Будьте очень внимательны.
Маленькое дело лучше, чем большое безделье.
Легче друга потерять, чем найти.
Ученье – свет, неученье – тьма.
Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
Самопроверка (по доске)
-Теперь проверим, что у вас получилось.
-Кто справился сам — поставьте себе плюс, а кто с помощью доски – плюс — минус.
-Объясните, как вы понимаете эти пословицы?
-Найдите и выпишите все пары антонимов из пословиц в начальной форме.
-Определите и запишите часть речи у выписанных слов.
Проверь себя
— Давайте, проверим, что у нас получилось?(по доске)
-Оцените свою работу. Кто не допустил ошибок – поставит себе плюс, а если есть ошибки – плюс –минус, кто не смог справиться – минус.
-Кто может сказать, антонимы могут быть какой частью речи?(любой)
-Молодцы! Мы можем смело двигаться вперёд.
-И что же мы с вами видим? Пираты оставили свой сундук и написали слова. -Прочтите пары слов хором.
-Кто догадался, что это за слова?
-Давайте заглянем в сундук. Нам понадобится ваше внимание.
-К словам-антонимам нужно подобрать картинку из сундука.(Один достает и ставит, если не правильно – хлопок)
-Молодцы! Наш путь продолжается?
Работа в ТПО
-На нашем пути встала Пещера Знаний.
Откройте ТПО на с.64 и найдите упр.66.
-Кто желает прочитать задание?
-Прочитаем текст стихотворения хором.
-Вставьте орфограммы.
(фронтальная работа)
-Какие слова мы называем синонимами?
-А какие антонимами?
-Кто уже нашёл синонимы?
-А кто нашел антонимы?
-Молодцы. Наше путешествие мы можем продолжить.
Работа с обратным словарём (самостоятельная работа)
-Что же нас ждёт впереди? А впереди нас ждёт необычный водопад слов.
-Откроем обратный словарь на –стный с.169.
-Найдите самостоятельно четыре пары антонимов и запишите их в дневник наблюдения. (известный — неизвестный, честный – нечестный, радостный – нерадостный (грустный), корыстный – бескорыстный) корыстный –тот кто ищет выгоду, пользу.
Проверь себя! (проверка на доске)
-Какая орфограмма встретилась в этих словах?
-Антонимы могут быть с разными корнями, но иногда слова-антонимы являются родственными и образуются с помощью приставок бес/без или частицы не.
-Наше путешествие подходит к концу и нам пора возвращаться.
-Скажите, как вы думаете для чего в речи нужны антонимы? (Чтобы наша речь была более яркой и выразительной)
Рефлексия
Кому понравилось путешествие? (поднимут солнышко, а кому было тяжело –грустного смайлика)
-Кто может продолжить предложение: Я теперь знаю…,
Я понял(а)…
Я могу …
Запишите дом.зад.Упр 82 или Упр.83
Спасибо за урок!
—