Урок русского языка в 3 –А классе 22.10.2014г.

Учитель: Калистратова Т.П.

Тема: Антонимы

Цель:

  • познакомить с понятием «антонимы»;

  • способствовать развитию умения распознавать и правильно употреблять в речи  антонимы;

  • содействовать развитию устной и письменной речи, расширению кругозора учащихся, обогащению словарного запаса;

  • способствовать созданию эмоционально положительной основы для развития коммуникативных способностей и навыков коллективного сотрудничества;  

Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал ( пословицы)

Тип урока: урок  первичного предъявления новых знаний

Ход урока

1.Организация начала урока.

Встали все у парт красиво, 
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы
  начнём урок, друзья.

-Сегодня мы отправимся в  морское путешествие и посетим один остров, а как он называется,  вы узнаете чуть позже.  

— Для нашего   круиза   нам понадобится учебник — путеводитель,  тетрадь – дневник наблюдения, и, конечно же, наши знания.

— Чтобы наша яхта благополучно отплыла, нам нужно показать свою готовность. Для этогопроверим  посадку и сделаем разминку для рук, чтобы уверенно держать штурвал.

2.Чистописание.

-Наша яхта берёт курс на пролив Чистописания.

-Откройте свои  тетради-дневники наблюдения  и красиво запишите дату нашего отплытия.

— У каждого из вас своё упражнение для чистописания. Рассмотрите внимательно, что вам нужно прописать.

-Напишите одну строку. (те ребята, у кого на парте лежит зеленый кружок могут  прописать только полстроки, но очень старательно и аккуратно)

-Сравните свою работу с образцом по следующим критериям: правильность и аккуратность. Оцените своё письмо на полях.

3. Сообщение темы урока.

-Пролив Чистописания мы успешно преодолели. Наша яхта приближается к таинственному острову. Название острова мы узнаем, разгадав кроссворд. Будьте очень внимательны.

п

а

р

у

с

к

а

п

и

т

а

н

ш

т

о

р

м

я

к

о

р

ь

т

а

н

к

е

р

б

и

н

о

к

л

ь

м

а

я

к

в

о

л

н

ы

1.Я от ветра надуваюсь,
Но ничуть не обижаюсь,
Пусть меня он надувает,
Яхте скорость прибавляет.
ПАРУС

2.Он морской, но добрый волк,
В синем море знает толк.
Приводил во много стран
Свой корабль …
КАПИТАН

3.Нептун, явно, с кем-то в ссоре,
Если так бушует море!
Волны самых разных форм…
Что же с морем? В море …
ШТОРМ

4.Плаваю на корабле,
Иногда лежу на дне,
На цепи корабль держу,
судно в море сторожу,

Чтобы ветер не угнал,
На волнах лишь покачал.
ЯКОРЬ

5.Это судно у причала
В трюмы нефти накачало.
Больше трюм, чем баки в танке.
И зовётся судно …
ТАНКЕР.

6.Чтоб увидеть мне вдали, 
Как проплывают корабли,
 
В него я быстро погляжу
 
И всем ребятам расскажу(бинокль)

7. Шторм на море иль туман,
Но где краешек земли
Знает каждый капитан.
Что горит для них вдали?
МАЯК

8. В тихую погоду
Нет нас нигде,
Как ветер подует —

Бежим по воде. (волны)

 -Как же называется остров?

— Кто может назвать тему сегодняшнего урока? (антонимы)

-На какие вопросы мы можем с вами ответить за время нашего путешествия? (что такое антонимы? Для чего они нужны?)

-Может кто-нибудь уже знает, что такое антонимы? (закрыть доску)

-Сегодня мы узнаем, что такое антонимы, для чего они нужны в нашей речи.

4.Работа по учебнику.

-Откройте содержание  нашего  учебника – путеводителя и определите, на какой странице находится интересующая нас тема.(работа по содержанию)

Работа с правилом

— Прочтите самостоятельно важную информацию на данной странице. (с.95)

-Что же вы узнали?

-Кто может привести свои примеры?

5.Словарная работа.

(доску открыть)

-Теперь, зная, что такое антонимы мы смело, можем спускаться с нашего корабля на остров. Скажите, какое приспособление нам может в этом помочь? (трап, лестница)

-Как называются такие слова?

-Запишите новое словарное слово  лестница.  Определите часть речи, число, род.

 -Прочтите слово внимательно и найдите  ошибкоопасное место. Подчеркните опасность. (на доске)

-Подумайте, а какое слово, связанное со словом лестница может нам помочь его запомнить. (ступеньки)

-Ребята, а как вы думаете, каким образом слово лестница  может быть связано с антонимами? (Какие действия мы совершаем по лестнице?) (спускаемся и поднимаемся)

-Скажите эти слова по значению одинаковые или противоположные? Какой части речи принадлежат эти слова?

— А сёйчас предлагаю вам составить из данных слов предложение.

Ребята, спустились , на , берег по деревянной, лестнице

-Запишите предложение в тетрадь.

-Найдите и подчеркните основу предложения. (работа у доски)

 -Какая часть речи работает у нас подлежащим? А сказуемым?

-Подберите к сказуемому слово  антоним.

-Молодцы! Можно считать, что мы спустились на остров и будем с ним знакомиться.

-Путь был длинным и нам необходимо отдохнуть.

Физминутка

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На поднятых парусах

Мимо острова крутого,

Мимо города большого;

Пушки с пристани палят,

Кораблю пристать велят.

7.Работа над новым материалом.

-Знакомство с островом Антонимы продолжается. И на нашем пути встречается Клумба рассыпанных пословиц. Нам необходимо их собрать, чтобы продолжить путь.

-Работать будем в парах.

— Кто напомнит правила работы в паре?(работа в паре, пословицы разрезаны)

Возьмите конверты и соберите пословицы. Будьте очень внимательны.

Маленькое дело лучше, чем  большое  безделье.

Легче друга потерять, чем найти.

Ученье – свет, неученье  – тьма.

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

Самопроверка (по доске)

-Теперь проверим, что у вас получилось.

-Кто справился сам — поставьте себе плюс, а кто с помощью доски – плюс — минус.

-Объясните, как вы понимаете эти пословицы?

-Найдите и выпишите все пары антонимов из пословиц в начальной форме.

-Определите и запишите  часть речи у выписанных слов.

Проверь себя

— Давайте, проверим, что у нас  получилось?(по доске)

-Оцените свою работу. Кто не допустил ошибок – поставит себе плюс, а если есть ошибки – плюс –минус, кто не смог справиться – минус.

-Кто может сказать, антонимы могут быть какой частью речи?(любой)

-Молодцы! Мы можем смело двигаться вперёд.

-И что же мы с вами видим? Пираты оставили свой сундук и написали слова. -Прочтите пары слов хором.

-Кто догадался, что это за слова?

-Давайте заглянем в сундук. Нам понадобится ваше внимание.

 -К словам-антонимам нужно подобрать картинку из сундука.(Один достает и ставит, если не правильно – хлопок)

-Молодцы! Наш путь продолжается?

Работа в ТПО

-На нашем пути встала Пещера Знаний.

Откройте ТПО на с.64 и найдите упр.66.

-Кто желает прочитать задание?

-Прочитаем текст стихотворения хором.

-Вставьте орфограммы.

(фронтальная работа)

-Какие слова мы называем синонимами?

-А какие антонимами?

-Кто уже нашёл синонимы?

-А  кто нашел антонимы?

-Молодцы. Наше путешествие мы можем продолжить.

Работа с обратным словарём (самостоятельная работа)

-Что же нас ждёт впереди? А впереди нас ждёт необычный водопад слов.

-Откроем  обратный словарь на –стный с.169.

-Найдите самостоятельно четыре пары антонимов и запишите их в дневник наблюдения.   (известный — неизвестный, честный – нечестный, радостный – нерадостный (грустный), корыстный – бескорыстный) корыстный –тот кто ищет выгоду, пользу.

Проверь себя! (проверка на доске)

-Какая орфограмма встретилась в этих словах?

-Антонимы могут быть с разными корнями, но иногда  слова-антонимы являются родственными и образуются с помощью приставок бес/без или частицы не.

-Наше путешествие подходит к концу и нам пора возвращаться.

-Скажите, как вы думаете для чего в речи нужны антонимы? (Чтобы наша речь была более яркой и выразительной)

Рефлексия

Кому понравилось  путешествие?  (поднимут солнышко, а кому было тяжело –грустного смайлика)

-Кто может продолжить предложение: Я теперь знаю…,

Я понял(а)…

Я могу …

Запишите дом.зад.Упр 82 или Упр.83

Спасибо за урок!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here