Урок русского языка

3 класс

(с использованием современных электронных ресурсов, созданных самостоятельно)

Автор: Царик Е.И.

Учи учитель нач.классов

г.Санкт-Петербург

гимназия №42

Тема:«Части речи»

Цель:

— систематизировать имеющиеся у детей знания о частях речи, дать начальное представление об их классификации;

— развивать интеллектуальные умения (анализировать, обобщать, классифицировать), деятельностные умения (уметь действовать по алгоритму);

— способствовать развитию творческого мышления;

— формировать навык сотрудничества.

Оборудование: презентация, компьютер и проектор, карточки со словами, стихотворение на листах по количеству пар в кассе

Ход урока

I. Орг. момент

Итак, друзья, внимание.

Ведь прозвенел звонок

Садитесь поудобнее

Начнем скорей урок!

II. Основная часть.

1.Актуализация знаний. Целеполагание.(2 слайд) Всему название дано –
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету.
И все, что может видеть глаз –
Над нами и под нами, –
И все, что в памяти у нас, –
Означено словами.

— Ребята, я пришла к вам в гости не с пустыми руками. Принесла волшебную….. шкатулку.

— Интересно, что в ней? Выскажите свои предположения (высказывания учеников)

— На экран вы посмотрите,

Что заметили — скажите?(3 слайд)

— Что оказалось? (слова)

— Что вы знаете о слове? (слова – отвечают на вопросы, обозначают предмет, признак предмета, и т.д.) что могут слова обозначать? На какие вопросы могут отвечать?

— Давайте заглянем в волшебную шкатулку. (4 слайд)

— Прочитайте слова.

— Эти слова надо распределить на группы, опираясь на ваши знания о слове.

2. Работа в группах. Для этого необходимо помнить правила работы в группе.

— умение выслушать каждого,

— принять общее решение,

— выбрать выступающего.

Выслушиваются группы. Что же за группы мы получили? Давайте вернёмся к началу урока и вспомним строки о том, что и зверю и предмету, вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету. Слова – это часть чего? (речи) Значит, эти группы слов можно как назвать? (Части речи)

— Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке? (о частях речи)

Определите тему урока. «Части речи»

(число, тема урока) обратите внимание на соединение букв и правописание орфограмм.

— Вспомните, какие части речи вам знакомы и что вы о них уже знаете?

— Как вы думаете, достаточно ли этих знаний?

— Подумайте, что хотите узнать нового?

— Чему научиться на этом уроке?

Хочу узнать ….

Хочу научиться …

Для того, чтобы каждый из вас достиг поставленной цели какими мы должны быть на уроке?

3. Усвоение новых способов действий. (7-8 слайд)

— Что вы делали для того, чтобы определить в какую группу записать слова?

Алгоритм.(9 слайд)

— задать к слову вопрос

— определить, что обозначает слово

Сделайте вывод, как определить какой частью речи является слово?

(чтобы узнать, какой частью речи является слово, надо поставить к нему вопрос и определить, что обозначает слово)

Физминутка (11 слайд)

Волшебная шкатулка приготовила игру.

— Попробуем поиграть.

— Перечислите те предметы, с которыми предложили поиграть волшебная шкатулка.

— Какой частью речи они являются? Докажите с помощью алгоритма.

— Перечислите действия, которые вы совершали?

— Какой части речи являются перечисленные вами слова? Докажите с помощью алгоритма.

4. Проверка новых способов действий.

Ребята, мы сейчас с вами поработаем в группах.

Перед вами высказывание. Какой общей темой их можно объединить?

Век живи – век учись.

Тетрадь – зеркало ученика.

Сперва аз да буки, а потом и науки.

Чем десять раз читать, лучше один раз записать.

Учиться никогда не поздно.

Книга – маленькое окошко, через него весь мир видно

— Прочитайте. Вставь пропущенные слова определи, какой частью речи являются. Докажите с помощью алгоритма.

— Как вы определяли части речи?

5. Закрепление изученного. Работа в парах. Определить части речи и «перевести» стихотворение

Бармаглот.

Варкалось. Хливкие шорьки
Пырялись по наве.
И хрюкатали зелюки
Как мюмзики в мове.

О, бойся Бармаглота, сын!
Он так свирлеп и дик,
А в глуще рымит исполин –
Злопастный Боандашмыг!

Но взял он меч, и взял он щит,
Высокий полон дум.
В глущобу путь его лежит,
Под дерево Тумтум.

Он стал под дерево и ждет,
И вдруг граахнул гром –
Летит ужасный Бармаглот
И пылкает огнем!

Раз-два, раз-два! Горит трава,
Взы-взы – стрижает меч.
Ува! Ува! И голова
Барабардает с плеч!

О светозарный мальчик мой!
Ты победил в бою!
О храброславленный герой,
Хвалу тебе пою!

Варкалось. Хливкие шорьки
Пырялись по наве.
И хрюкатали зелюки
Как мюмзики в мове.

-Проверка полученного результата.

III. Итог. Рефлексия. (14 слайд)

— Прочитайте высказывание, которое приготовила нам волшебная шкатулка.

Qui quaerit, reperit [кви квэрит, рэпэрит] — Кто ищет, находит.

— Вспомните какие цели вы ставили перед собой?

— Как вы думаете:

— А что мы сегодня искали? Что нашли? Что нашел каждый из вас?

— Над чем еще нужно поработать?

IV.Домашнее задание.

Придумать предложения с разными частями речи подобные стихотворению про Бармаглота.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here