Русский язык
3 класс
по учебнику М.С. Соловейчик
( программа «Гармония»)
Тема: Что ты знаешь о словах?
Цели и задачи:
1. Актуализировать знания по морфологии, развивать умение различать и сопоставлять части речи, их грамматические признаки;
2. Вывести различие лексического и грамматического значения слова;
3. Повторить и уточнить случаи употребления Ь в словах;
4. Развивать речь, пополнять словарный запас учащихся;
5. Учить слышать и слушать друг друга, воспитывать бережное отношение к мнению других. Развивать коммуникативные способности;
6. Развивать у детей наблюдательность, умение сравнивать, делать выводы и обобщения.
Ход урока:
— Когда возникает речь?
Когда один человек обращается к другому, или нескольким людям.
Когда вы общаетесь друг с другом, о чём-то рассказываете, обсуждаете что-то…
— Из чего состоит наша речь?
Из предложений.
— А из чего состоят предложения?
Предложения состоят из слов.
— На сегодняшнем уроке мы будем работать над словом, над его значением и строением.
СЛОВО
— Вот, что сказал детский писатель Лев Успенский о слове:
«Если в мире есть вещи, достойные названия «чуда», то слово, бесспорно, первая и самая чудесная из них.»
— Скажите, каким может быть слово?
Оно может быть добрым, вежливым, ласковым, грубым, непонятным, смешным, мудрым…
— Слово может нас обрадовать и огорчить, успокоить и рассердить, научить, рассмешить…
«…Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать , молить и заклинать.
И, словно, сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать…»
-На какие группы можно поделить слова?
-Какие части речи вы знаете?
-Что они называют, обозначают?
-Как могут изменяться слова в зависимости от того, какая часть речи?
-А что самое главное в слове?
Самое главное то, что слово что-то обозначает, содержит какой-то смысл.
-Каждое слово имеет значение.
-Как называется это значение, в котором содержится смысл слова?
Лексическое
-А какое ещё может быть значение у слова?
Грамматическое
-Что такое грамматическое значение?
На что оно указывает?
Оно указывает на число, род, падеж, т.е. на форму слова.
Слайд
— Я предлагаю вам рассмотреть схемы к словам.
-Что можно о них сказать?
Они состоят из основы и окончания.
— как бы вы их дополнили, чтобы у них появился СМЫСЛ, чтобы они что-то называли?
Надо придумать слова.
-Какой частью речи могут быть эти слова?
Именами существительными.
Книга, бревно, кот, сапоги
-Что можно определить по окончанию?
Род и число.
— А теперь, что можно сказать об этих схемах?
Они как-бы ожили, стали настоящими, наполнились СМЫСЛОМ.
-Значит, что у них появилось?
Лексическое значение.
-Какую часть схемы мы заполнили?
Основу
— Значит, лексическое значение содержится в основе.
— А что содержится в окончании?
Грамматическое значение.
Слайд
— А какой ещё частью речи могут быть эти слова?
Глаголами.
— я предлагаю вам глагол – ЛЕЖАТЬ.
Поставьте вопросы от существительных к этому глаголу.
Книга лежала
Бревно лежало
Кот лежал
Сапоги лежали
ВЫВОД:
— Что вы заметили?
-Схемы к этим словам и окончания были одинаковые, НО заполнив их лексическим значением, оказалось, что они подходят и к существительным и глаголам.
Слайд
— О какой части речи мы ещё не говорили?
Прилагательные.
— Подберите прилагательные к этим существительным.
Книга интересная
Бревно длинное
Кот пушистый
Сапоги резиновые
ВЫВОД: Прилагательные имеют другие окончания.
В данном случае грамматическое значение
помогает определить часть речи.
Слайд
— Мы рассмотрели существительные, прилагательные, глаголы.
— Что можно сказать об этих частях речи?
Они состоят из ОСНОВЫ и ОКОНЧАНИЯ.
Имеют ЛЕКСИЧЕСКОЕ и ГРАММАТИЧЕСКОЕ значение.
Лежала интересная книга
Лежало длинное бревно
Лежал пушистый кот
Лежали резиновые сапоги
— Составьте предложения, используя данные слова.
( групповая работа )
ИТОГ: ( слайд )
— Над чем работали мы на уроке?
Над словом.
— Какие значения имеют слова?
— Что содержит лексическое значение и в какой части слова находится?
— В какой части слова находится грамматическое значение и на что оно указывает?
Домашнее задание на индивидуальных карточках.