Конспект урока по русскому языку в 3 классе

Провела учитель ГБОУ СОШ № 418 Кульбацкая С.Ю. 03.04.14г.

Предмет: русский язык

Тема: Изменение имён прилагательных по родам и числам

Цель для учителя: сформировать способ согласования имени существительного и имени прилагательного в роде.

Цель для учащихся: научиться сравнивать окончания имен прилагательных между собой и определять родовые окончания.

Задачи урока

  • образовательные:

— уметь согласовывать прилагательные с существительными в роде,

— формировать представления о словах, словосочетаниях, предложениях и их смысловой связи,

— уточнять и обогащать словарный запас,

— уметь правильно и чётко произносить окончания прилагательных.

  • развивающие:

— содействовать формированию и развитию исследовательских навыков учащихся,

— развивать правильную речь, мыслительные процессы обобщения, сравнения, классификации

  • воспитательные:

— воспитывать культуру общения, умение работать коллективно и самостоятельно.

Класс: 3 класс.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: 1.Мультимедийный проектор, компьютер, экран;

2. Сигнальные карточки к рефлексии;

3. Учебник для 3 класса 2 часть В.П. Канакина М Просвещение 2013;

4. Презентация к уроку.

Ход урока.

1. Организационный момент. (Слайд №1)

— В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет вас своим теплом, но и придаст сил и уверенности в знаниях. (Слайд №2)

— А для этого нужно сесть красиво, правильно положить тетрадь и взять ручку.

2.Минутка чистописания. (Слайд №3)

— Наш сегодняшний урок начнём с минутки чистописания. Сегодня мы повторим написание заглавной и строчной букв Цц. Напишите их соединение 3 раза. А теперь запишите красиво слово «цирк», запомните, как оно пишется. Какой частью речи является данное слово? (Имя существительное). А теперь запишем слово «театр». Не ошибитесь в его написании.

— К каким учреждениям относятся театр и цирк? ( К учреждениям культуры). Какие ещё учреждения культуры вы знаете?

3.Актуализация знаний и подготовка к изучению нового материала.

-Ребята, я загадаю вам загадку, а вы попробуйте её отгадать. Слушайте внимательно.

(Слайд №4)

Круглый, круглый,

Сладкий, сладкий

С полосатой кожей гладкой

А разрежешь — посмотри:

Красный, красный он внутри. (Арбуз)

(Слайд №5)

-Какие слова помогли догадаться, что это арбуз? (Круглый, сладкий, красный, с полосатой кожей гладкой).

-С какой стороны характеризует арбуз слово круглый? (Указывает на форму).

-А слово сладкий? (Указывает на вкус).

-А слово полосатый, красный? (Указывает на цвет).

-Запишите в тетрадях:

Арбуз (какой?) круглый, сладкий, красный.

-Ребята, посмотрите на экран, что вы видите? (Яблоко).

(Слайд №6)

-Яблоко по форме, какое? (Круглое, маленькое).

-Яблоко по цвету, какое? (Жёлтое, зелёное, красное).

-Для, чего необходимо уметь видеть признаки и правильно называть их? (Это поможет отличить один предмет от другого, точно его описать).

— Как одним словом назвать слова: круглый, красный, полосатый, маленькое, жёлтое?

(Имена прилагательные).

4. Повторение о прилагательном.

— Дайте определение прилагательному. Как изменяются имена прилагательные?

(Слайд №7)

(Прилагательное — это изменяемая часть речи, обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой? какая? какое? . Имя прилагательное изменяется по родам, числам и падежам, имя прилагательное связано в предложении с именем существительным).

4. Словарная работа.

— Мы сегодня повторим написание словарных слов по теме «Животные».

(Запись под диктовку – 2 ученика у доски, остальные в тетрадях).

Собака, медведь, ворона, заяц, лисица, — Какое из слов лишнее? Почему? Устно подберите подходящие по смыслу прилагательные. Образовать от слов собака и медведь прилагательные женского и мужского рода.

Разминка для глаз.

5. Работа по теме урока.

— Сегодня на уроке мы поговорим об изменении имён прилагательных по родам. Научимся правильно писать родовые окончания.

Задачи:

(Слайд №8).

1. Анализ процесса изменения имён прилагательных по родам.

Стр.56 упр. 490.

-Прочитайте загадку. Отгадайте.

-Найдите в тексте имена прилагательные. Назовите окончания имён прилагательных.

-Что можно сказать об окончаниях имён прилагательных? (Окончания разные).

-Спишите загадку, напишите отгадку. Выделите окончания прилагательных.

-Почему окончания разные и отчего это зависит, вы узнаете, когда прочитаете правило на стр. 56 в учебнике.

2. Работа с правилом. (с.56).

-Прочитайте правило.

-Как изменяются имена прилагательные в единственном числе? (По родам).

-Как определить род имени прилагательного? (По роду имени существительного, с которым оно связано). Если существительное мужского рода, то и прилагательное мужского рода и.т.д.

-Прочитайте правило ещё раз. Закройте учебники и расскажите правило соседу по парте.

3. Работа над таблицей. (упр.491)

-Прочитайте. Рассмотрите таблицу.

-Пользуясь правилом и таблицей, ответьте на вопросы, данные в учебнике.

4. Составление словосочетаний. (упр.492)

-Прочитайте словосочетания.

-Как определить род имён прилагательных? (по роду имён существительных).

-Спишите словосочетания. Обозначьте род имён существительных и прилагательных. Выделите окончания прилагательных.

Проверка. Учащиеся по цепочке читают словосочетания и называют род имён существительных и прилагательных и окончания имён прилагательных.

Физкультминутка.

Раз, два — выше голова,

Три, четыре — руки шире,

Пять, шесть – тихо сесть,

Семь, восемь – лень отбросим.

5.Запишите словосочетания прилагательное + существительное: (Слайд №9)

коричневый, карий (глаз, платье, костюм);

густой, дремучий (лес, туман);

горячий, знойный (лето, вода, привет);

смуглый, тёмный (волосы, лицо, небо);

старый, пожилой (человек, учебник).

Выделите окончания имён прилагательных, определите род.

6. Закрепление изученного материала.

-Ребята, давайте выясним, какие родовые окончания бывают у прилагательных.

Для наблюдения предлагаю вам имена существительные мужского, женского и среднего рода.

Подобраны такие имена существительные, которые сочетаются с одним и тем же прилагательным. Вы видите 3 столбика слов. (Слайд №10),

1 столбик – для детей первого ряда;

2 столбик – для детей второго ряда;

3 столбик – для детей третьего ряда.

Спишите свой столбик слов, допишите окончания имён прилагательных и выделите окончания. Определите род имён существительных и имён прилагательных и сделайте выводы.

день (какой?) тёпл…..

город (какой?) родн…

шарф (какой?) син…

ночь (какая?) тёпл….

деревня (какая?) родн…

лента (какая?) син….

утро (какое?) тёпл….

село (какое?) родн…

платье (какое?) син…

-Ребята, почему разные окончания прилагательных, от чего это зависит? (Зависит от рода имён существительных, прилагательные в мужском, женском и среднем роде имеют свои окончания).

-Какие окончания имеют прилагательные м.р.? (-ый, -ий, -ой и отвечают на вопрос какой?)

-Какие окончания имеют прилагательные ж.р? (-ая, -яя).

-Какие окончания имеют прилагательные ср.р? (-ое, -ее).

Появляется таблица. (Слайд №11)

Мужской род.

Женский род.

Средний род

какой?

какая?

какое?

-ый-, -ий-, -ой-.

-ая-, -яя-.

-ое-, -ее-.

Запомните, после твёрдых согласных пишутся окончания –ый-, -ая-, -ое-, -ые-.

7. Итог урока. Рефлексия.

Вежливый, старательный,

Скромный и внимательный.

Добрый, ласковый и смирный,

Нежный, вежливый и мирный,

Злой, сердитый и крикливый,

И ленивый, и драчливый.

Сколько качеств есть на свете.

Выбирайте себе, дети!

-Ребята, а как ещё изменяется имя прилагательное? (Слайд №12)

— Я узнал… (Слайд №13)

— Я повторил…(Слайд №14)

— Я запомнил…(Слайд№15)

Сигнальные карточки:

Работал в полную силу – красный кружок;

Работал хорошо – синий кружок;

Мог работать лучше – зелёный кружок.

8. Домашнее задание. (Слайд №16)

С.56 правило выучить, повторить таблицу;

С.57 упр.493.

словарь – 10 слов

9.Оценивание работы учащихся, выставление отметок. (Слайд №17)

6

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here