Урок русского языка в 3 классе.

Тема: Когда командует словарь.

Цели:1. Образовательные: познакомить учащихся с новым словарным словом «заповедник», повторить написание слов с непроверяемыми написаниями; закреплять умения работать со словарём; закреплять умения выполнять осознанные орфографические действия;

2. Развивающие: совершенствовать устную речь учащихся; обогащать их словарный запас; развивать навыки сотрудничества; развивать мелкую моторику кистей рук, умение анализировать, обобщать; развивать эмоциональную сферу, воображение, память учащихся.

3. Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к миру природы; способствовать воспитанию чувства прекрасного; воспитание усидчивости, аккуратности, прилежания, воспитание чувства взаимопомощи и умения работать дружно.

Оборудование: учебник « К тайнам нашего языка» и тетрадь – задачник М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко; тетради – словари, компьютер, экран, диапроектор, плакат с изображением дерева, листочки жёлтого и зелёного цвета, толковый словарь школьника, карточки, с заданиями, рисунок бабочки.

Тип урока: урок русского языка с использованием межпредметных связей с уроками окружающего мира, информатики, музыки, литературного чтения.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Ребята, у нас на уроке присутствуют гости. Поздоровайтесь с ними.

-Присядьте девочки, затем мальчики.

-Готовы ль вы начать урок?

На вас надеюсь я, друзья!

Мы – хороший дружный класс,

Всё получится у нас!

-Вспомним 3 условия, при которых мы всё сможем выполнить на уроке и у нас всё получится:

1. Быть внимательным.

2. Не отвлекаться на уроке.

3. Быть активным на уроке.

2. Сообщение темы урока.

-Освоить родной язык – дело трудное, но интересное. И сегодня наш урок является продолжением уроков, на которых мы узнавали, что скрывается за словом русского языка. Начнём урок с минутки чистописания.

3. Минутка чистописания.

Письмо строчной буквы з и слов с этой буквой

-Вспомним правила посадки при письме:

Тетрадь с наклоном положу,

Ручку правильно держу,

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

(Запись на доске):

з з з

завод мороз заяц

-Что вы можете сказать об этих словах?

-О чём мы будем говорить сегодня на уроке?

-Какие орфографические задачи будем решать?

(1 ученик у доски объясняет написание слов).

-Как по-другому мы называем такие слова?

-Прочитаем тему урока (Дети читают хором)

«Когда командует словарь»

4 Работа над новым словарным словом.

1. Знакомство с новым словарным словом.

-Разгадаем кроссворд.(Кроссворд на экране,по мере отгадывания появляются слова и картинки птиц. Звучит лёгкая фоновая музыка П. Мориа «Жаворонок»). Учитель читает загадки:

1. Громко песню он поёт,

В парках и садах живёт.

Быстрый, юркий, словно шарик.

Ну, конечно, это…( зяблик).

2.Хочет прямо полетит,

Хочет в воздухе висит,

Камнем падает с высот

И в полях поёт, поёт. (жаворонок)

3. На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит,

Тычет клювом наугад,

Ищет в речке лягушат.( цапля).

4.Озорной мальчишка

В сером армячишке.

По двору шныряет,

Крошки собирает.( воробей)

5. А в лесу, заметьте, дети!

Есть ночные сторожа.

Сторожей боятся этих,

Мыши прячутся, дрожа,

Очень уж суровы

Филины и …( совы)

6. Только вдруг из-за кусточка,

Из-за синего лесочка,

Из далёких из полей

Прилетает…( соловей)

7.В лесу под щебет, звон и свист

Стучит лесной телеграфист,

«Здорово, дрозд- приятель!»

И ставит подпись…( дятел).

8.На осине в гуще кроны

Вьёт гнездо своё…( ворона).

9. Зимой на ветках – яблоки?!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это…( снегири)

10.Как трещётка птица эта,

Одного с берёзой цвета.( сорока).

2Работа над словом « заповедник»

-Появляется слово « заповедник».

-Произнесём это слово по слогам.

-Сколько слогов в слове?

-Давайте попробуем объяснить значение этого слова.

-К какому словарю русского языка мы можем обратиться за помощью?

( 1 ученик находит слово в толковом словаре и зачитывает объяснение значения этого слова)

-Подберём однокоренные слова:

-Заповедник- заповедь- заповедный- заповедовать.

-Составим устно словосочетания со словом «заповедник».

3. Работа в словарях.

-Запишем это слово в словарь.

Заповедник

4.Работа в тетрадях.

-Составим предложение со словом «заповедник» и запишем его с комментированием, решая орфографические задачи.( 1 ученик работает у доски)

В заповеднике много растений и животных.

5. Рассказ учителя о заповеднике « Брянский лес»

(Рассказ сопровождается показом слайдов, музыкой, пением птиц).

-На территории Брянской области в пределах Трубчевского и Суземского районов в 1987 году был создан государственный природный заповедник « Брянский лес». С целью сохранения и восстановления природных комплексов Брянского лесного массива ( хвойных, широколиственных, мелколиственных лесов, болот, пойменных лугов). В заповеднике обитают лоси, косули, кабаны, медведи, рыси, большое разнообразие птиц. Представьте, что мы перенеслись в заповедник. Послушайте голоса птиц.

-Как нужно вести себя в лесу?

-Почему нужно охранять природу, создавать заповедники?

-А нужно ли беречь природу там, где нет заповедника?

В заповедник были завезены зубры. В настоящее время их расселение производится и в другие регионы. Более подробно о заповеднике « Брянский лес» мы будем говорить на уроках ОМ.

5 Физ. минутка .

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась,

1-росой она умылась,

2-изящно покружилась,

3-нагнулась и присела,

На 4-улетела.

6 Работа над словами с непроверяемыми написаниями.

1 Картинный диктант.

(На экране появляются картинки, дети самостоятельно записывают в тетрадь слова. 1 ученик делает проверку)

Петух, машина, берёза, помидор, капуста, огурец, лопата, сорока.

2 Работа по учебнику со словарём.

Выписать из словаря слова на тему:

1-вариант: «Люди»

2-вариант: «Животные»

(От каждого варианта по 1 человеку работают у доски и делают проверку.

Класс работает самостоятельно)

3 Работа в парах.

Выписать из текста слова с непроверяемыми написаниями.

Текст записан на карточках.

Урок.

Звонок. Дежурный вымыл доску. В класс идёт учитель. Стало тихо. Ребята взяли тетради и ручки. Идёт урок русского языка.

4 Работа по карточкам.

Несколько учащихся по ходу выполнения заданий получают карточки, выполнение которых учитель проверяет отдельно.

Например,

СС ЛЛ

Комиссия Коллектив

………….. ………………….

……………. ………………..

……………… …………………

7 Физ. минутка

Для рук:

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать,

А потом они в тетради

Будут все слова писать.

8 Работа над словами с непроверяемыми написаниями.

1 Работа в группах.( по 4 человека)

Собрать пословицу . Объяснить её значение. Найти в тексте пословицы слова с непроверяемыми написаниями.

Красна река берегами, а обед – пирогами.

Не бросай слов на ветер.

Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

Растение – земли украшение.

Хорошую речь хорошо и слушать.

Всякая работа мастера хвалит.

2. Самостоятельная работа. Индивидуальная работа.

Работа по карточкам. Вставить пропущенные буквы.

9. Итог урока.

Наш урок подошёл к концу.

-Что нового узнали на уроке?

-Что повторяли?

-Кто доволен своей работой?

-Кто потрудился хорошо?

-Давайте вырастим в нашем классе « Дерево настроений». У вас на столах лежат жёлтые и зелёные листочки. Если урок вам понравился, то и настроение во время урока было хорошее, то прикрепите зелёный листочек к ветвям дерева. Если считаете, что работали недостаточно, были не очень активны, то прикрепите к дереву листочки жёлтого цвета. Сначала это сделают девочки, а потом мальчики. Молодцы! Спасибо за урок!

10. Домашнее задание.

Выписать из словаря слова на букву, с которой начинается ваше имя ( до 10 слов).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here