Русский язык 3 класс
Тема урока: Имя существительное как часть речи.
Цель урока: систематизировать знания об имени существительном.
Задачи урока: 1.Организовать работу по формированию понятия «имя существительное»; содействовать развитию умения распознавать слова, отвечающие на вопрос кто? что?
2. Развивать логическое мышление, внимание, познавательную активность, речь;
3. Воспитывать интерес к учению.
Оборудование: слайды, карточки, иллюстрации
Тип урока: комбинированный
Ход урока:
I. Орг.момент
Вы растете, с каждым днем узнаете что-то новое. Эти знания вы получаете постепенно, в определенной последовательности. Сегодня на уроке вы сможете расширить свои знания о том, что уже знаете.
— Как вы понимаете смысл пословицы «Сила человека в его знаниях»?
II. Постановка цели урока.
-
Тему нашего урока вы узнаете, отгадав загадку.
Определяю я предметы
Они со мной всегда приметны.
Я украшаю вашу речь
Меня вам надо знать, беречь (имя сущ.)
Сегодня мы будем строить домик для имени существительного.
Послушайте стихотворение (читает ученик)
Мы очень любим называть
В грамматике предметы
И на вопросы эти Что? и Кто?
Без них не может жить никто!
А кто на них дает ответ,
Тот называет вам, предметы.
— Что вы узнали из стихотворения о существительном?
— Так что такое имя существительное?
Вывод: — Слайд
Вывешивается 1 этаж Кто? Что?
предметы
III. Минутка чистописания
Давайте пропишем первую букву этой части речи. Заглавную и строчную.
— Дайте характеристику звуку, который обозначает эта буква.
IV. Словарная работа – сирень.
1. Слайд.
2. Работа со словарными словами
— Я буду загадывать загадки, вы отгадывайте и запишите в 2 столбика.
кто? что?
стрекоза береза
ящерица крапива
— На ромашку у ворот, опустился вертолет — золотистые глаза. Кто же это?
— Клейкие почки, зеленые листочки: с белой корой, стоит под горой.
— Не огонь, а жжется, в руки не дается. Выросла под ивой. Звать ее……
— Бегает среди камней, не угонишься за ней –
Ухватился за хвост, но – ах!
Удрала, а хвост в руках.
— Что объединяет существительные первого столбика?
— Что объединяет в одну группу слова второго столбика?
— Что объединяет эти две группы существительных? (животные, растения)
Вывод: Какие слова называются одушевленными? (неодушевленные)
— Это постоянные признаки или непостоянные?
– Подумайте, а эти слова будут жильцами нашего дома?
дождь встреча радость (разбираем, что обозначает каждое слово)
Вывод: Что нового о существительном вы узнали из этого задания?
— Это будет II этажом нашего дома.(явления природы, события, состояние человека)
V. Самостоятельная работа (запись на экране)
Выписать:
1ряд. Явления природы: гром, молния, снег
2 ряд. События: праздник, конкурс, урок
3 ряд. Состояние человека: грусть, счастье, веселье.
VI. Работа в парах. (запись на экране)
— Почему имена существительные написаны с заглавной буквы?
Имена: Андрей, Иван, дядя Коля, дед Степан, Нина, Вера, Валентина, Маргарита и Марина.
Все фамилии: Петров, Николаев, Снегирев.
Клички: Барсик и Пушок, Мурзик, Шарик и Дружок.
Города: Астана, Тюмень, Казань, Тула, Харьков и Рязань, Вашингтон, Париж, Ханой – пишут с буквы прописной.
Вывод:
VII. Работа с учебником
1. Выполнить упр.147 с.53
Взаимопроверка.
VIII
IX. Наблюдение над ролью имен существительных в речи.
Прочитайте стихотворение
Села …на …
Опустила …
Прилетает к ней …
— Что ты ищешь там?
— …
— А тебе не надоело?
— Не наскучило искать?
— Нет!
-Тому, кто занят …,
— Просто некогда скучать!
— О чем говорится в стихотворении?
— Можно понять его без имен существительных?
— Вставьте нужные слова, (комар, нектар, пчелка, делом, хоботок, цветок)
( Воспитательный момент)
— Какова же роль имен существительных в речи?
X. Наблюдение над ролью имен существительных в предложении.
Комментированное письмо.
В саду расцвела сирень. Стрекозы охотятся на лету. Береза достигает примерно 45 метров в высоту. Крапива растет вдоль дороги.
— Выделить грамматическую основу.
Вывод: имя существительное в предложении является подлежащим.
XI. Рефлексия.
XII. Оценивание.
Домашнее задание упр.149-53, правило с.52
XIII. Итог урока.
— Что нового вы узнали об имени существительном?
— Какова его роль в предложении?