Русский язык 3 класс

Тема урока: Имя существительное как часть речи.

Цель урока: систематизировать знания об имени существительном.

Задачи урока: 1.Организовать работу по формированию понятия «имя существительное»; содействовать развитию умения распознавать слова, отвечающие на вопрос кто? что?

2. Развивать логическое мышление, внимание, познавательную активность, речь;

3. Воспитывать интерес к учению.

Оборудование: слайды, карточки, иллюстрации

Тип урока: комбинированный

Ход урока:

I. Орг.момент

Вы растете, с каждым днем узнаете что-то новое. Эти знания вы получаете постепенно, в определенной последовательности. Сегодня на уроке вы сможете расширить свои знания о том, что уже знаете.

— Как вы понимаете смысл пословицы «Сила человека в его знаниях»?

II. Постановка цели урока.

  1. Тему нашего урока вы узнаете, отгадав загадку.

Определяю я предметы

Они со мной всегда приметны.

Я украшаю вашу речь

Меня вам надо знать, беречь (имя сущ.)

Сегодня мы будем строить домик для имени существительного.

Послушайте стихотворение (читает ученик)

Мы очень любим называть

В грамматике предметы

И на вопросы эти Что? и Кто?

Без них не может жить никто!

А кто на них дает ответ,

Тот называет вам, предметы.

— Что вы узнали из стихотворения о существительном?

— Так что такое имя существительное?

Вывод: — Слайд

Вывешивается 1 этаж Кто? Что?

предметы

III. Минутка чистописания

Давайте пропишем первую букву этой части речи. Заглавную и строчную.

— Дайте характеристику звуку, который обозначает эта буква.

IV. Словарная работа – сирень.

1. Слайд.

2. Работа со словарными словами

— Я буду загадывать загадки, вы отгадывайте и запишите в 2 столбика.

кто? что?

стрекоза береза

ящерица крапива

— На ромашку у ворот, опустился вертолет — золотистые глаза. Кто же это?

— Клейкие почки, зеленые листочки: с белой корой, стоит под горой.

— Не огонь, а жжется, в руки не дается. Выросла под ивой. Звать ее……

— Бегает среди камней, не угонишься за ней –

Ухватился за хвост, но – ах!

Удрала, а хвост в руках.

— Что объединяет существительные первого столбика?

— Что объединяет в одну группу слова второго столбика?

— Что объединяет эти две группы существительных? (животные, растения)

Вывод: Какие слова называются одушевленными? (неодушевленные)

— Это постоянные признаки или непостоянные?

Подумайте, а эти слова будут жильцами нашего дома?

дождь встреча радость (разбираем, что обозначает каждое слово)

Вывод: Что нового о существительном вы узнали из этого задания?

— Это будет II этажом нашего дома.(явления природы, события, состояние человека)

V. Самостоятельная работа (запись на экране)

Выписать:

1ряд. Явления природы: гром, молния, снег

2 ряд. События: праздник, конкурс, урок

3 ряд. Состояние человека: грусть, счастье, веселье.

VI. Работа в парах. (запись на экране)

— Почему имена существительные написаны с заглавной буквы?

Имена: Андрей, Иван, дядя Коля, дед Степан, Нина, Вера, Валентина, Маргарита и Марина.

Все фамилии: Петров, Николаев, Снегирев.

Клички: Барсик и Пушок, Мурзик, Шарик и Дружок.

Города: Астана, Тюмень, Казань, Тула, Харьков и Рязань, Вашингтон, Париж, Ханой – пишут с буквы прописной.

Вывод:

VII. Работа с учебником

1. Выполнить упр.147 с.53

Взаимопроверка.

VIII

IX. Наблюдение над ролью имен существительных в речи.

Прочитайте стихотворение

Села …на …

Опустила …

Прилетает к ней …

— Что ты ищешь там?

— …

— А тебе не надоело?

— Не наскучило искать?

— Нет!

-Тому, кто занят …,

— Просто некогда скучать!

— О чем говорится в стихотворении?

— Можно понять его без имен существительных?

— Вставьте нужные слова, (комар, нектар, пчелка, делом, хоботок, цветок)

( Воспитательный момент)

— Какова же роль имен существительных в речи?

X. Наблюдение над ролью имен существительных в предложении.

Комментированное письмо.

В саду расцвела сирень. Стрекозы охотятся на лету. Береза достигает примерно 45 метров в высоту. Крапива растет вдоль дороги.

— Выделить грамматическую основу.

Вывод: имя существительное в предложении является подлежащим.

XI. Рефлексия.

XII. Оценивание.

Домашнее задание упр.149-53, правило с.52

XIII. Итог урока.

— Что нового вы узнали об имени существительном?

— Какова его роль в предложении?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here