Урок риторики.(3 класс)

Тема: Краткий пересказ.

Цель: Познакомить детей с кратким пересказом любого текста.

Задачи: 1) формировать умение читать учебные тексты, выделять ключевые слова;

2) Познакомить детей с краткой биографией Х.К.Андерсена;

3) воспитывать любовь к чтению, вызвать читательский интерес, воспитывать бережное обращение с книгой.

Оборудование: выставка книг Х.К.Андерсена, маски лисы, волка, детские сочинения детей, электронная презентация.

Ход урока:

I Организация урока (постукивание в ритм музыки)

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь.

II Проверка домашнего задания: А в это время индивидуальная работа у доски.

  1. Важные свойства устной речи:

2)

Ответы на вопросы: (коллективная работа класса)

1.Кого обычно ты слушаешь и слышишь? (родителей, друзей, учителей, знакомых, незнакомых)

2.Объясни разницу между «Слушать» и «слышать»

3.Какое слово показывает, что человек слушает с огромным интересом? (заслушаться) …с уважением к говорящему? (выслушать)

4.Слушает то, что ему не следовало бы слышать? (подслушать)

5.Для чего мы слушаем? (чтобы узнать, разобраться в чем-то; научиться чему – то, запомнить и рассказать другому; откликнуться на просьбу, чувство другого)

3) Карточка с заданиями:

а) прочитай рассказ

б) выдели опорные слова и основную мысль

в) озаглавь рассказ

Три котенка — черный, серый и белый – увидели мышь и бросились за ней. Мышь бросилась в банку с мукой. Котята — за ней! Мышь убежала. А из банки вылезли три белых котенка.

Три белых котенка увидели на дворе лягушку и бросились за ней! Лягушка прыгнула в старую трубу, котята – за ней!

Три черных котенка увидели в пруду рыбу и бросились за ней! Рыба уплыла, а из воды вылезли три мокрых котенка. Три мокрых котенка пошли домой. По дороге они высохли и стали, как были: черный, серый и белый. (В.Сутеев)

4) с.41 — 42 текст по учебнику «Риторика», выполнение заданий:

а) прочитай рассказ

б) выдели опорные слова и основную мысль

в) озаглавь рассказ

5) Подробный пересказ 3 обучающимися , подготовленных заранее рассказов

«Моя мама — самая красивая», «Заяц и ведро», «Стакан вишен»

III Речевая разминка 2 с.19

  1. Не запутайся в звуках!

Отчество — Отечество

Отчество – наименование по личному имени отца

Отечество – страна, где человек родился

Абонент – абонемент

Абонент – человек; абонемент – документ, который дает право на пользование чем-нибудь.

Адресат (получатель) – адресант (отправитель)

  1. Произноси правильно!

Крас вый

Крас вее

Крас вейший

ИскОнный (существующий издавна, коренной)

Обыденный (обыкновенный, не выделяющийся, посредственный)

  1. Озвучь и изобрази!

а) 1 ряд – автор

2 ряд — любопытная лиса

3 ряд – несчастный волк (Маски лисы, волка)

б) озвучивание текста в масках

в) краткий пересказ

IV Объявление темы, цели и задач урока.

Делу время, потехе час,

Прочитаем мы рассказ

На странице 20 записан текст под № 27

V Новый материал.

1.Чтение правил на с. 20 учебника (хором)

2.Чтение «по цепочке» рассказа «Галчонок Хватай-ка» и его пересказ

3.Вопросы для работы с текстом:

1) Какие подробности исчезли из текста при пересказе? (почему его полюбили, чем он занимался, убрали его описание, подробности и повторы)

2) Что интереснее: читать или слушать? Сам текст или его краткий пересказ?

4.Работа по учебнику с.21 № 28

Доктор Айболит поспешил к больным обезьянам. Они были очень больны. Их было очень много, а доктор один. Ему помогали Кика, Крокодил и Чичи, но они скоро устали. Поэтому понадобились ему другие помощники.

Основная мысль

В каждом параграфе, в каждом рассказе,

В сказке и песне, даже во фразе –

Ты только вдумайся, только всмотрись –

Кроется самая главная мысль.

Она не всегда открывается сразу.

Строчка за строчкой,

Фраза за фразой –

Ты только вдумайся, только всмотрись –

Откроется самая главная мысль. (С.Бондаренко)

Ключевые слова – очень важные слова. Они помогают раскрыть тему текста, его основную мысль. С помощью их легче передать содержание текста.

Конкурс «Угадай сказку!»

  1. Прочитай опорные слова. По ним угадай сказку Х.К.Андерсена.

А) Солнце, снег, лампа, стекло, зеркало, снежный дворец. ( Снежная Королева)

Б) Тюфяк, кресло, карета, ливень, принцесса, горошина. (Принцесса на горошине)

В) Нора, полевая мышь, крыло, луна, ласточка. (Дюймовочка)

VI Физминутка.

VII Работа по учебнику с.21 № 29

Рассказ учителя о Х.К.Андерсене.

2 апреля 1805 г.- 1875 г

Дания, 1844 г.

Более 170 сказок и историй.

Краткий пересказ. Все домашние птицы обижали его. Хозяйка его тоже отталкивала ногой. Поэтому утенок задумал бежать.

Итог с.22

Краткий пересказ

  1. исключи подробности, повторы;

  2. Объедини сходные действия, предметы, признаки. Назови одним словом.

VIII Закрепление нового материала.(Работа в парах)

1 вариант № 30 2 вариант № 31

IX Задание на дом:

  1. с.22 № 31

  2. Игра «Наборщик» Цель: развить у детей мыслительные операции анализа и синтеза. Задание: составить как можно больше новых слов, используя буквы, входящие в слово «РАЗГОВОР».

X Итог урока:

1) Что такое краткий пересказ?

2) Легко ли пересказывать кратко?

3) Каким бывает тон при разговоре? (спокойный, уверенный, испуганный, грустный, задумчивый, радостный, удивленный)

4)Как можно слушать и говорить? (сосредоточенно и рассеянно, эмоционально и равнодушно, с пониманием и с недоумением.

5) Что такое тема рассказа? ( то, о чем идет речь в тексте)

6) Рассказы детей о любимой игрушке «Моя любимая игрушка»

Мы понимаем не звуки, буквы и символы и даже не слова и предложения сами по себе, а мысль, которую они выражают, тот смысл, который содержится в словах и предложениях языка.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here