Урок риторики.(3 класс)
Тема: Краткий пересказ.
Цель: Познакомить детей с кратким пересказом любого текста.
Задачи: 1) формировать умение читать учебные тексты, выделять ключевые слова;
2) Познакомить детей с краткой биографией Х.К.Андерсена;
3) воспитывать любовь к чтению, вызвать читательский интерес, воспитывать бережное обращение с книгой.
Оборудование: выставка книг Х.К.Андерсена, маски лисы, волка, детские сочинения детей, электронная презентация.
Ход урока:
I Организация урока (постукивание в ритм музыки)
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь.
II Проверка домашнего задания: А в это время индивидуальная работа у доски.
-
Важные свойства устной речи:
2)
Ответы на вопросы: (коллективная работа класса)
1.Кого обычно ты слушаешь и слышишь? (родителей, друзей, учителей, знакомых, незнакомых)
2.Объясни разницу между «Слушать» и «слышать»
3.Какое слово показывает, что человек слушает с огромным интересом? (заслушаться) …с уважением к говорящему? (выслушать)
4.Слушает то, что ему не следовало бы слышать? (подслушать)
5.Для чего мы слушаем? (чтобы узнать, разобраться в чем-то; научиться чему – то, запомнить и рассказать другому; откликнуться на просьбу, чувство другого)
3) Карточка с заданиями:
а) прочитай рассказ
б) выдели опорные слова и основную мысль
в) озаглавь рассказ
Три котенка — черный, серый и белый – увидели мышь и бросились за ней. Мышь бросилась в банку с мукой. Котята — за ней! Мышь убежала. А из банки вылезли три белых котенка.
Три белых котенка увидели на дворе лягушку и бросились за ней! Лягушка прыгнула в старую трубу, котята – за ней!
Три черных котенка увидели в пруду рыбу и бросились за ней! Рыба уплыла, а из воды вылезли три мокрых котенка. Три мокрых котенка пошли домой. По дороге они высохли и стали, как были: черный, серый и белый. (В.Сутеев)
4) с.41 — 42 текст по учебнику «Риторика», выполнение заданий:
а) прочитай рассказ
б) выдели опорные слова и основную мысль
в) озаглавь рассказ
5) Подробный пересказ 3 обучающимися , подготовленных заранее рассказов
«Моя мама — самая красивая», «Заяц и ведро», «Стакан вишен»
III Речевая разминка 2 с.19
-
Не запутайся в звуках!
Отчество — Отечество
Отчество – наименование по личному имени отца
Отечество – страна, где человек родился
Абонент – абонемент
Абонент – человек; абонемент – документ, который дает право на пользование чем-нибудь.
Адресат (получатель) – адресант (отправитель)
-
Произноси правильно!
Крас вый
Крас вее
Крас вейший
ИскОнный (существующий издавна, коренной)
Обыденный (обыкновенный, не выделяющийся, посредственный)
-
Озвучь и изобрази!
а) 1 ряд – автор
2 ряд — любопытная лиса
3 ряд – несчастный волк (Маски лисы, волка)
б) озвучивание текста в масках
в) краткий пересказ
IV Объявление темы, цели и задач урока.
Делу время, потехе час,
Прочитаем мы рассказ
На странице 20 записан текст под № 27
V Новый материал.
1.Чтение правил на с. 20 учебника (хором)
2.Чтение «по цепочке» рассказа «Галчонок Хватай-ка» и его пересказ
3.Вопросы для работы с текстом:
1) Какие подробности исчезли из текста при пересказе? (почему его полюбили, чем он занимался, убрали его описание, подробности и повторы)
2) Что интереснее: читать или слушать? Сам текст или его краткий пересказ?
4.Работа по учебнику с.21 № 28
Доктор Айболит поспешил к больным обезьянам. Они были очень больны. Их было очень много, а доктор один. Ему помогали Кика, Крокодил и Чичи, но они скоро устали. Поэтому понадобились ему другие помощники.
Основная мысль
В каждом параграфе, в каждом рассказе,
В сказке и песне, даже во фразе –
Ты только вдумайся, только всмотрись –
Кроется самая главная мысль.
Она не всегда открывается сразу.
Строчка за строчкой,
Фраза за фразой –
Ты только вдумайся, только всмотрись –
Откроется самая главная мысль. (С.Бондаренко)
Ключевые слова – очень важные слова. Они помогают раскрыть тему текста, его основную мысль. С помощью их легче передать содержание текста.
Конкурс «Угадай сказку!»
-
Прочитай опорные слова. По ним угадай сказку Х.К.Андерсена.
А) Солнце, снег, лампа, стекло, зеркало, снежный дворец. ( Снежная Королева)
Б) Тюфяк, кресло, карета, ливень, принцесса, горошина. (Принцесса на горошине)
В) Нора, полевая мышь, крыло, луна, ласточка. (Дюймовочка)
VI Физминутка.
VII Работа по учебнику с.21 № 29
Рассказ учителя о Х.К.Андерсене.
2 апреля 1805 г.- 1875 г
Дания, 1844 г.
Более 170 сказок и историй.
Краткий пересказ. Все домашние птицы обижали его. Хозяйка его тоже отталкивала ногой. Поэтому утенок задумал бежать.
Итог с.22
Краткий пересказ
-
исключи подробности, повторы;
-
Объедини сходные действия, предметы, признаки. Назови одним словом.
VIII Закрепление нового материала.(Работа в парах)
1 вариант № 30 2 вариант № 31
IX Задание на дом:
-
с.22 № 31
-
Игра «Наборщик» Цель: развить у детей мыслительные операции анализа и синтеза. Задание: составить как можно больше новых слов, используя буквы, входящие в слово «РАЗГОВОР».
X Итог урока:
1) Что такое краткий пересказ?
2) Легко ли пересказывать кратко?
3) Каким бывает тон при разговоре? (спокойный, уверенный, испуганный, грустный, задумчивый, радостный, удивленный)
4)Как можно слушать и говорить? (сосредоточенно и рассеянно, эмоционально и равнодушно, с пониманием и с недоумением.
5) Что такое тема рассказа? ( то, о чем идет речь в тексте)
6) Рассказы детей о любимой игрушке «Моя любимая игрушка»
Мы понимаем не звуки, буквы и символы и даже не слова и предложения сами по себе, а мысль, которую они выражают, тот смысл, который содержится в словах и предложениях языка.