Работу выполнила: Маракулина Е.Ю.

учитель начальных классов

МАОУ Гимназия №86, г.Нижний Тагил

Урок русского языка с использованием проектных технологий.

Создание специального выпуска «Первоклассной газеты».

УМК «Перспектива», 3 класс

Тема: «Текст. Типы текстов. Повторение»

Цель: Совместный выпуск «Первоклассной газеты».

Задачи: Систематизировать знания учащихся о типах текстов.

Формировать умение распознавать текст описание, повествование, рассуждение; способствовать развитию умения дифференцировать типы текста в зависимости от выбранной ситуации; стимулировать познавательную активность учащихся.

Воспитывать ответственность, чувство коллективизма.

Ход урока:

I Организационный момент.

— Сегодня у нас не обычный урок русского языка, а мастерская.

— Как вы понимаете, что такое мастерская?

— Кто в ней работает?

Сегодня мы с вами будем мастерами слова. Кого можно так назвать? А можно ли назвать мастерами слова создателей газет? Мы с вами уже третий год с удовольствием работаем с «Первоклассной газетой». Мы не только изучаем предложенные статьи и выполняем увлекательные задания, но и овладеваем приёмами вдумчивого чтения и навыками поиска информации.

Для привлечения внимания общества к вопросам развития культуры Указом Президента Российской Федерации В.В.Путина 2014 год объявлен Годом культуры.

В рамках этого события мы с вами решили выпустить специальный номер «Первоклассной газеты». Чему должен быть посвящён этот номер? Как вы думаете, о чём можно рассказать на страницах газеты? (о достижениях города Нижний Тагил в области культуры).

Я напечатала обложку, которую мы сообща, создали на прошлом уроке, обсудив все предложенные варианты. Посмотрите, какая красивая она у нас получилась. Сегодня на уроке наша задача поработать над содержанием «Первоклассной газеты».

II Тема и цель урока.

— Вспомним, что же такое газета? (Работа с толковым словарём)

— Чтобы отразить события политической и общественной жизни города, какими знаниями и навыками мы должны обладать? Что должны уметь? Попробуйте сформулировать тему и цель урока.

(должны хорошо уметь работать с текстом, определять тип текста и подбирать определённый тип в зависимости от ситуации).

III Систематизация знаний.

1) Понятия «текст, тема, главная мысль». Определение типа текста.

— Начнем мы нашу работу с того, что вспомним, что такое текст и какие бывают тексты.

— Дайте определение, что такое текст.

Назовите признаки текста:

  • Текст имеет свою тему и основную мысль.

  • Текст всегда можно озаглавить.

  • Каждое следующее предложение раскрывает мысль предыдущего.

Определите. Какой из предложенных отрывков является текстом и почему?

1) Собака — друг человека. Мойте руки перед едой. На дворе зима. Весенние ручейки поют свою песенку.

2) Много забот у белочки осенью. Скоро наступит зима, выпадет снег. Скачет белка по веткам, несет три орешка. Вот старый дуб, остановилась белочка. Здесь, в дупле дерева, её домик.  Прыгнула она в дупло и спрятала орешки.  Сыта будет белочка зимой.

Определите тему текста. Какова же главная мысль? Что автор хотел до нас донести? Озаглавьте текст.

— С какими типами текстов мы знакомы? Дайте им определение.

а) чтение текста учеником.

Есть у меня кот — серый в чёрных пятнышках, как в бусинках. Зовут его Василий Васильевич. Толстый кот. Уши у него круглые. На каждой лапе по пяти кривых когтей. Да зубы как иголки острые.

Это очень красивый кот.

(По Е. Чарушину)

— О ком этот текст?

— Что можно представить, читая его?

— Так как же называются тексты, в которых описываются животные, люди, природа, предметы?

Вывешивается табличка синего цвета, на которой написано – ОПИСАНИЕ.

б) чтение текста учеником.

Раз пошли ребята в лес. За ними побежал щенок. Щенок увидел ежа и залаял. Ёж фыркнул и растопырил иголки. Щенок испугался и убежал.

— А о чём этот текст?

— Давайте вспомним, как называется текст, в котором повествуется о событиях, поступках героев?

Вывешивается табличка красного цвета, на которой написано – СООБЩЕНИЕ.

в) чтение текста учеником.

Пластмассовых полотенец пока нет. Потому что ткани из химических волокон плохо впитывают воду, поэтому ими нельзя вытирать руки.

(Г. Ганейзер, В. Парини)

— Что объясняется в этом тексте?

— Как называются тексты, в которых объясняются причины событий, явлений, доказывается что–либо?

Вывешивается табличка зелёного цвета, на которой написано – РАССУЖДЕНИЕ.

— Итак, мы повторили, что такое текст и вспомнили с какими типами текстов мы знакомы. Как вы думаете, пригодятся ли нам эти знания в работе над нашей газетой?

2) Определение типа текста в зависимости от ситуации.

— Для следующей работы нам понадобятся сигнальные карточки. Они соответствуют цвету таблички, на которой записан тип текста. Слушайте внимательно и поднимите карточку такого цвета, которая соответствует типу текста в данной ситуации:

а) Твои родители уезжают в другой город и спросили, какой тебе привезти подарок ко дню рождения? Ты подробно описываешь подарок.

б) Ты только что был свидетелем смешного происшествия и звонишь другу, чтобы рассказать.

в) Друг спрашивает тебя, почему ты написал контрольную работу лучше всех.

— Как вы думаете, какого типа будет текст, если он называется «Какая бывает роса на траве», «Почему я не ем манную кашу», «Случай с Евсейкой», «Как мы делали новогодние игрушки», «Моя любимая игрушка», «Зачем нужны в классе цветы?»

— Для чего нужно различать типы текстов? (Чтобы грамотно подбирать их в зависимости от ситуации).

4) Работа в группах.

Перед тем как работать в парах повторим правила работы.

Найдите инструкцию по выполнению работы.

Перед вами стоит задача:

  1. прочитать вдумчиво текст,

  2. определить тему и главную мысль, записать заголовок на строке.

  3. Составить к тексту один «тонкий» и один «толстый» вопрос.

  4. Выбрать к тексту фотографию, подходящую по содержанию, наклеить её в рамочку.

  5. Оценить свою работу по пятибалльной шкале.

  6. Поменяться работами с соседом. Оценить его работу.

  7. Обсудить выполненные задания и лучшие заголовки и вопросы записать на странички газеты.

  8. Подготовиться к выступлению у доски.

  1. Итог урока. Рефлексия

— Какова была цель нашего урока? Мы её достигли? – С каким настроением заканчиваем наш урок? (Дети вывешивают на доску знаки)

Приготовьте сигнальные карточки.

Я благодарю вас за то, что вы были собранными, вдумчивыми, дружными и справились с такой сложной темой.

V. Д/З

Источники информации:

1. Липкина А.И. Работа над устной речью учащихся. – М., 1993.

2. Панов Б.Г. Внеклассная работа по русскому языку. – М., 1990.

3. Политова Н.И. Развитие речи учащихся на уроках русского языка. – М., 1994.

4.  Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина Уроки русского языка 3 класс Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Серия «Академический школьный учебник» Серия «Перспектива». – М., 2012.

5. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2011/07/15/prezentatsiya-k-uroku-russkogo-yazyka-v-3-klasse-po-teme 

Презентация к уроку русского языка в 3 классе по теме: «Закрепление понятия текст-описание. Упражнение в определении окончаний имён прилагательных по вопросу.

6. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2013/02/04/tipy-tekstov

Типы текстов.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here