КОУ ОО «Петропавловская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа – интернат VIII вида»
Конспект урока в 3 классе
« Дифференциация звуков [ч] – [ш] в слогах, словах, предложениях»
Составитель: учитель – логопед
Кухмистрова Галина Михайловна
Муромцево — 201
Тема: Дифференциация звуков [ч] – [ш] в слогах, словах, предложениях.
Цель: Учить дифференцировать звуки [ч] – [ш] в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
-
Продолжить знакомство детей со звуками [ч] – [ш].
-
Научить детей давать сравнительную характеристику изучаемых звуков.
-
Соотносить звуки с буквами и символами.
-
Развивать навыки фонематического восприятия, анализа и синтеза.
-
Развивать навыки работы со словами – паронимами.
-
Учить строить логически верные предложения.
-
Упражнять в пересказе и ответах на поставленные вопросы по тексту.
-
Развивать логическое мышление.
-
Воспитывать положительную мотивацию к учению.
Оборудование:
Раздаточный материал: предметные картинки с изображением Чебурашки и старухи Шапокляк, индивидуальные карточки – задания, алгоритм характеристики звука.
Демонстрационный материал (на экране): картинки к артикуляционной гимнастике, предметные картинки, сюжетные картинки «Профессии».
Ход занятия
I. Организационный момент.
1. — Сядьте правильно, спинку выпрямите, как показано на картинке.
2.Развитие фонематического анализа и синтеза
— Запишите в тетрадях названия картинок (записать слов в 2 столбика).
чайник шахматы
ежи арбуз
бабочка платье
улитка огурец
рак кошка
апельсин лимон
шляпа
— Подчеркните первые буквы в словах.
— Составьте имена героев занятия по первым буквам названий картинок.
(Чебурашка, Шапокляк).
— Вспомните? из какой сказки пришли Чебурашка и Шапокляк?
— «Крокодил Гена и его друзья».
— Кто написал это произведение? (Эдуард Успенский).
— Как звали героев этой сказки?
( Чебурашка, крокодил Гена, старуха Шапокляк).
— Кто всегда старался навредить друзьям? (старуха Шапокляк ).
II.Основная часть.
1. Целевая установка.
— Назовите первые звуки в словах:
(Чебурашка – Ч, Шапокляк – Ш).
2. Артикуляционная гимнастика:
— «Лягушка – хоботок»
Свои губы прямо к ушкам
Растяну я как лягушка.
А теперь слонёнок я,
Хоботок есть у меня.
— «Лопаточка»
Язык лопаткой положи
И под счёт его держи:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык надо расслаблять.
— «Накажем непослушный язычок» — положить широкий язык между
губами и пошлёпать его « пя – пя – пя ».
— «Чашечка»
Язык широкий положи,
А края приподними.
Получилась чашка,
Кругленькая чашка.
— «Лошадка»
Едем, едем на лошадке
По дорожке гладкой.
В гости нас звала соседка
Кушать пудинг сладкий.
Мы приехали к обеду,
А соседки дома нет.
— «Маляр» — улыбнуться, открыть рот.
Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу.
Красить комнаты пора.
Пригласили маляра.
Челюсть ниже опускаем,
Маляру мы помогаем.
— «Грибок» — присосать широкий язык к нёбу
Я стою на ножке тонкой.
Я стою на ножке гладкой,
Под коричневую шляпкой
С бархатной подкладкой.
— «Гармошка» — присосать широкий язык к нёбу, губы в улыбке.
Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.
На гармошке я играю,
Рот пошире открываю,
К нёбу язычок прижму,
Ниже челюсть отведу.
3.Уточним артикуляцию и характеристику звуков [ч] – [ш]
— Характеристика звука [ш] (таблица):
-
Артикуляция звука
Когда произношу звук:
губы
зубы
язык
голосовые связки
воздушная струя
а) произнести звук [ш] с тактильным контролем (индивидуальные зеркала).
Когда произносим звук :
— Губы слегка вытянуты и округлены;
— Зубы заборчиком со щелью;
— Язык широкий, лопатообразный.
Язык приподнят вверх, к твёрдому нёбу, образует с ним щель,
боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам.
— Голосовые связки не дрожат;
— Воздушная струя сильная, тёплая.
-
Характеристика звука
Согласный
Глухой звонкий
Твёрдый мягкий
— Звук [ш] — согласный, глухой, шипящий, твёрдый (алгоритм звука).
4. Пальчиковая гимнастика:
Шипит сердитый гусь,
Его я вовсе не боюсь – «ш – ш – ш».
Учим детей изображать кистью руки фигуру «гуся» (сердитый).
Ладонь под прямым углом.
Указательный палец опирается на большой.
— Характеристику звука [ч] (таблица):
а) произнести звука [ч] с тактильным контролем (индивидуальные зеркала).
-
Артикуляция звука
Когда произношу звук:
губы
зубы
язык
голосовые связки
воздушная струя
Когда произносим звук [ч]
— Губы слегка вытянуты и округлены;
— Зубы сближены;
— Язык, как мячик прыгает у верхних бугорочков;
— Голосовые связки не дрожат;
— Воздушная струя сильная, тёплая.
-
Характеристика звука
согласный
глухой звонкий
твёрдый мягкий
— Звук [ч] — согласный, глухой, всегда мягкий – у него нет твёрдого брата (алгоритм звука).
Пальчиковая гимнастика:
Пароход плывёт по речке
И пыхтит он словно печка: «ч – ч – ч».
Изобразим кистями рук фигурку – «Пароход».
(Обе ладони поставлены на ребро, все пальцы прижаты «ковшиком», а большие пальцы подняты вверх).
5. Дыхательная гимнастика:
«Шторм в стакане» — для этой игры необходимы соломинка для коктейля бутылочка с водой.
Посередине широкого языка кладётся соломинка, конец которой опускается в стакан с водой.
Ребёнок дует через соломинку, чтобы вода забурлила.
(Следите, чтобы щёки не надувались, а губы были неподвижны).
6. Работа со слогами.
— Прочитайте слоги и слова вместе со старухой Шапокляк и Чебурашкой,
чётко произноси все звуки.
ча – ша
чо – шо
шу – чу
ша – ча – ча
шу – шу – чу
ша – ша – ча – ча
ши – ши — чи — ши
печка – пешка
мычи – мыши
тучка – тушка
мочка – мошка
кочка — кошка
7. Развитие фонематического восприятия:
— Давайте спустимся по лесенкам с Чебурашкой и старухой Шапокляк:
а |
|
| |||
ч | а |
|
|
| |
ч | а |
|
|
|
|
ч | а |
|
|
|
|
— Что утром пьёте в столовой? (чай).
— Что носят на руке? (часы).
— Какие птицы летают над водой? (чайки).
— В чём кипятят воду? (чайник).
а |
|
| |||
ш | а |
|
|
| |
ш | а |
|
|
|
|
ш | а |
|
|
|
|
— С чего начинается ходьба? (шаг).
— Что мы надуваем для праздника? (шары).
— Что забивают клюшкой? (шайба).
— Что носят на шее в холодную погоду? (шарфик).
8. Вставьте пропущенные буквы ч-ш:
Однажды Чебурашка и крокодил Гена играли со словами.
Старуха Шапокляк решила над ними немного подшутить.
Она направила к ним свою ручную крысу, и та незаметно утащила
некоторые буквы из слов.
Логопед:
— Наведите порядок среди слов – вставьте буквы «Ч – Ш»
(сигнальные карточки со звуками Ч — Ш):
…айник
ду…
малы…
…ахматы
лягу…ка
матрё…ка
…ашка
…асы
ко…
9. Работа со словами – паронимами:
— Старуха Шапокляк никак не может удержаться от плохих поступков.
— Решили Чебурашка и крокодил Гена отыскать злодейку и проучить.
Но она спряталась и думает, что её никто не найдёт.
— Давайте пойдём искать старуху Шапокляк.
Физкультминутка:
Мы шли, шли.
Следы нашли.
Наклонились, подняли – дальше пошли.
На счёт раз — согнуться, разогнуться.
На счёт два – подтянуться.
На счёт три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре – руки шире.
На счёт пять, шесть – тихо сесть.
— Сели, посмотрите на следы старухи Шапокляк, что там необычного …..
— На следах написаны слова.
— Давайте их прочитаем ( слова записаны на карточках в форме следов):
мычи – мыши
тучка – тушка
мочка – мошка
кочка – кошка
— Слова отличаются только одним звуком.
— Сравните слова по написанию, звучанию и значению.
-
Развитие зрительного восприятия.
— Старуха Шапокляк перепутала все буквы в словах и думает, что теперь никто не сможет их прочесть.
— Отгадайте слова и запишите их, выделите в словах звуки занятия
(очки, груша).
и к ч о
а ш у р г
11. Развитие умений логического построения предложений.
— Старуха Шапокляк прислала нам письмо.
Она составила предложения со звуками Ч — Ш, прочитайте то, что записала старуха Шапокляк и проверьте, есть в её записи ошибки или нет?
— Укажите звуки занятия.
У шапки новый Маша.
Девочка ватрушка печёт.
Лошадка причёсывает мальчика.
— Запишите предложения верно:
У Маши новая шапка.
Девочка печёт ватрушки.
Мальчик причёсывает лошадку.
— Крокодил Гена и Чебурашка нам принесли картину и записали свою любимую историю.
— Какое время года изображено на картине?
— На картине изображена весна.
— Кто может рассказать весеннее стихотворение?
— Прочитайте историю.
Волчонок.
1.Жили мать – волчица и волчонок.
2.Ушла волчица на охоту.
3.А волчонка поймал человек.
4.Понёс человек волчонка в мешке домой.
5.Дома он положил мешок с волчонком на пол.
6.Надоело волчонку лежать в мешке, он и вылез.
7. Потом человек ушёл, а дверь закрыл неплотно.
8. Волчонок подошёл и открыл дверь.
9.Побежал прочь по дороге к лесу, а там его уже волчица ждёт.
10.Обрадовался волчонок и помчался с ней в лес.
— Ответьте на вопросы по прочитанному рассказу.
— Отметьте в словах буквы Ч – Ш.
— Кто жил в лесу?
— Куда ушла волчица?
— Что случилось с волчонком?
— Что сделал человек?
— Куда побежал волчонок?
— Чем закончилась эта история?
13. Зрительная гимнастика.
«Нарисуйте» сначала круг правым глазом, прикрыв левый, а потом наоборот.
Повторить то же самое, вообразив рисование цифры 6.
III. Итоги занятия
— С какими звуками мы сегодня работали?
— С какими сказочными героями мы сегодня встретились?
— Вашим домашним заданием будет нарисовать Чебурашку.
— Чтобы Чебурашка получился красивым и красочным — старуха Шапокляк Вам дарит фломастеры, ей очень понравилось, как Вы сегодня занимались.
— На этом завершаем наше занятие.
— Спасибо за активную работу.
Источники:
1. Логопедия/ под ред. Л.С.Волковой – М.: «Просвещение», 1989.
2. Т.Г.Филичева, Н.А.Чевелёва, Т.В.Чиркина. Основы логопедии. – М.: «Просвещение»,1989.
3. Р.И.Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: «Владос», 1999.
4. Е.Ф.Рау, В.И.Рождественская. Исправление недостатков произношения у школьников. – М.: «Просвещение», 1969.
5. А.К.Аксёнова, Э.В.Якубовская. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. – М.: «Просвещение», 1987.
6.Л.Н.Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: «Просвещение», 1991.