МКОУ «Уттинская СОШ им. В.А.Ширяева»

План-конспект урока по русскому языку

Тема: Окончания существительных во множественном числе.

Класс: 3

Подготовила:

учитель начальных классов

Туекбасова М.А

Цель:

1. Углублять знания детей об имени существительном как части речи. Познакомить с окончаниями имен существительных во множественном числе. Отрабатывать прием распознавания падежей. Развивать орфографическую зоркость.

2. Способствовать развитию речи, памяти, внимания, наблюдательности, находчивости; активизировать творческое воображение; развивать умение рассуждать, мыслить и делать выводы из полученной информации.

3.    Повысить интерес к изучению русского языка, его фонетики и орфографии, обогащение словарного запаса.

Используемые методы:

наглядные,

частично-поисковые;

практические;

проблемные.

Тип урока: урок закрепления нового материала и формирования умений

Ход  урока:

1. Орг.момент

– У нас сегодня необычный урок. На уроке у нас гости – давайте поздороваемся с ними.

– Сейчас урок русского языка, – наверно, самый сложный и трудный из всех уроков в начальной школе.

 2. Психологическая минутка

– Вы любите преодолевать трудности?

– Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.

– Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.

– А давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас?

– Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке русского языка?

– У вас на столах лежат разноцветные карточки. Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение. Выберите её, покажите.( карточки: красная — отличное, зеленая- хорошее, желтая — плохое) (Я думаю, у кого настроение не очень хорошее, мы вместе постараемся его исправить.)

3. Минутка чистописания

Ну что же, начнём урок с минутки чистописания.

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Обратите внимание на запись (СЛАЙД) (Читает 1 ученик)

(Если прочитают неправильно,

Верно ли это высказывание?  (Ответы детей)

-Как нужно прочитать это предложение, чтобы оно стало верным? (Сделать в слове «сорок» ударение на второй слог, тогда это слово будет обозначать не число, а название птицы)

-Поставьте ударение.

-Почему не сразу догадались, о чём идёт речь, и прочитали неправильно? (Потому что без постановки ударения  непонятно было, что обозначает слово «сорок»; слова имеют разное значение, читаются по-разному, а пишутся одинаково)

Если прочитают правильно:

Какое сочетание нужно запомнить?

Д: сочетание -ОРО-

У: (на доске написано данное предложение) Прочитайте еще раз  предложение, обратите внимание на соединение букв:

        Сто сорок и сто сорок будет двести сорок.

— Красиво запишите всё предложение в тетрадочку. (Дети пишут)

— Не забудьте себя проконтролировать.  

  4. Актуализация знаний. (СЛАЙД)

 Обратите внимание на запись( написаны слова ед. и мн. числа) Ручка, книги, пенал, карандаши, линейка ,тетрадь, степи

У: Назовите эти слова одним словом.

Д: Существительные

У: А что же такое имя существительное?

Д: …..

У: Какие постоянные признаки имени существительного вы знаете?

Д: Собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, род и склонение

У: Непостоянные признаки?

Д: Число и падеж

У: На какие 2 группы мы можем разделить данные слова?

Д: Существительные ед.ч и мн.ч

У: Назовите мне существительные единственного числа?

Д: Ручка, пенал, тетрадь

У: Давайте их запишем в тетрадь

У: Что вы можете сказать об этих существительных?

Д: Определяют род и склонение

У: Давайте их устно просклоняем

Д: … (с места устно 3 человека)

У: Молодцы, ребята! Теперь назовите мне существительные множественного числа?

Д: книги, карандаши, степи

У: а можете их вы просклонять по падежам? Умеем ли мы?

Д: НЕТ

У: Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

Д: ….учиться склонять по падежам существительные во множественном числе.

У: Да, ребята(СЛАЙД) Прочитайте тему урока:

Д: (читают хором). Тема урока «Окончания существительных во множественном числе.»

У: Откройте учебники на странице 69. Обратите внимание на таблицу. (СЛАЙД) (работа по учебнику)

ВЫВОД плакат летучей мыши (СЛАЙД)

5. Практическая работа

У: Сейчас я прочитаю вам рассказ, вы внимательно слушайте и постарайтесь найти в нем существительные во множественном числе.

Название рассказа «Озеро Маныч-Гудило»

У: Вы наверное все о нем слышали, Кто знает где оно расположено?

Д: …. (на территории Калмыкии, Ставропольского края и Ростовской области)

У: А кто-нибудь знает почему оно так названо?

Д: ………

У: Слово «Маныч» в переводе с тюркского языка обозначает «соленый или горький», а название «Гудило» произошло от птицы Выпь. Эту птицу очень трудно увидеть, но зато очень просто услышать! Звук, который издаёт эта птица, очень похож на приглушенный рев быка. Поэтому и назвали Гудило! Запомните,ребята! Слушаем рассказ.

Озеро Маныч-Гудило

Озеро Маныч-Гудило бывает полноводным лишь ранней весной и поздней осенью. Все лиманы (небольшие соленые водоемы, разбросанные по побережью), заливы, островки на нем в эту пору похожи на птичье царство. В предзимье тут самый настоящий птичий базар.

И неделями, случается, живут птицы, ожидая, пока повеет с севера талым снегом и можно будет отправляться в дорогу. А лебеди — шипуны, кряквы, лысухи, белые цапли, серый гусь не остаются зимовать на озере.

У: О каком времени года пишет автор?

Д: О поздней осени

У: Какие существительные во множественном числе вы услышали?

Д: лиманы, заливы, островки, неделями, птицы, лебеди — шипуны, кряквы, лысухи.

У: давайте с вами просклоняем по падежам существительные заливы и птицы, выделяя окончания

Д: ….. (1 ученик у доски, остальные в тетрадях)

И.п — заливы, птицы

Р.п — заливов, птиц

Д.п — заливам, птицам

В.п — заливы, птиц

Т.п — заливами, птицами

П.п — о заливах, о птицах

У Молодцы, а теперь давайте немного отдохнем

ФИЗМИНУТКА

Я называю имена сущ. в ед. и во множ. числе.

Если услышите сущ. в ед.числе стоим, если во множ. приседаем.

Страны, ручка, школы. огурцы, слон, стол, парты, метель, дожди, туча, дни.

+ ПОДВИЖНАЯ ФИЗМИНУТКА

У: Откройте ТПО № 2 упр 39 Поработаем в парах, сообща

Д: один ученик читает задание. (выполняют самостоятельно, в парах)

У: Устно фронтальная проверка. (СЛАЙД)

Что стряслось в родильном доме

В этот зимний день с утра!

Это с кем гостей знакомят

Сестры, няни, доктора?

(дальше выполнить задание: прилагательные: родильном(м.р.,ед.ч., П.п), зимний (м.р., ед.ч, И.п)

У: Давайте сейчас выполним фонетический разбор слова день в тетрадях

Д: один ученик у доски, остальные в тетрадях

День — день (ударение, кол-во слогов) [д´ э н´]

д [д´]- согл., звонкий парный, мягкий парный

е [э] — гласный, ударный

н [н´] — согл, звонкий непарный, мягкий парный

ь [-]

4 буквы, 3 звука, 1 слог

У: Молодцы, справились. ТПО упр 40 (сначала устно, затем письменно самостоятельно)

6. Итог урока.

— Что нового узнали на уроке?

— Много ли трудностей мы встретили на уроке?

— Смогли ли мы с ними справиться?

— Что понравилось?

— А какое настроение у вас сейчас? (карточки: красная — отличное, зеленая- хорошее, желтая — плохое)

Оценки за урок (Спасибо, ребята за урок)

7. Домашнее задание.

( заранее записано на доске) ТПО упр.40, правило стр. 70, таблица стр. 69

Буква

Страна

Город

Зверь

Птица

Растение

имя

К

 

 

 

 

 

 

Б

 

 

 

 

 

 

Л

 

 

 

 

 

 

П

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here