Русский язык, 3 класс, С.В. Иванов «Русский язык»
УМК «Начальная школа XXI века». 2 часть. с.22-24
28.01.2014 г.
Тема урока: «Падеж имен существительных» (ур.82)
Дидактическая цель:обобщение и закрепление знаний уч-ся падежей имён существительных, падежных вопросов, вспомогательных слов,совершенствования умения определения падежа слова в предложении.
Тип урока: урок обобщении и закрепления знаний.
Задачи урока:
Образовательные: активизировать способность языкового чутья и способа постановки смысловых и падежных вопросов; формировать умение определять падеж имён существительных по вопросу и вспомогательному слову; способствовать развитию умения склонять имена существительные, распознавать падежи.
Развивающие: развивать орфографическую зоркость, навыки грамотного письма, способность работать в группах, в парах, опираясь на помощь товарищей; развивать познавательный интерес к языку, логическое мышление; развивать и совершенствовать речь учащихся.
Воспитательные: создавать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку; воспитывать любовь к русскому языку, взаимопонимание и взаимопомощь.
Методы обучения:
— Словесные (беседа, фронтальный опрос);
— Наглядные (наглядный тренажер-презентация, демонстрационный материал, карточки для индивидуальной работы);
— Практические (упражнения);
— Поисковые (частично-поисковые);
— Аналитический;
— Самостоятельной работы учеников.
Форма работы:коллективная, групповая, парная, индивидуальная
Средства обучения: Учебник, карточки для коллективной и групповой работы, индивидуальные карточки, компьютер, музыкальное сопровождение для релаксации: «игра на саксофоне»
Ход урока.
I. Организационный момент
-Проверьте, ребята: вы готовы начать урок?
-Ребята, начать наш урок я хотела бы с пословицы: «Каждый день жизнь прибавляет частицу мудрости». -Как вы ее понимаете?( Мы узнаем что-то новое.) — Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем.
-Отгадайте загадки и скажите тему сегодняшнего урока.
Всё, что существует, оно обозначает,
На вопросы КТО? и ЧТО? отвечает.
Оно имеет род, число.
И падежей различных шесть. И три склоненья тоже есть. (Имя существительное.)
1)Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы – кто? и что? –
Ни с чем не спутает никто.(Именительный падеж)
2)Кого же нет? Я очень беспокоюсь,
Чего же нет? Отправлюсь я на поиск.
Прошу друзья, скорее помогите!
И как зовут меня скажите!(Родительный падеж)
3)Я работаю старательно.
Кому отдать? К чему призвать? –
Лишь только я могу сказать.
С предлогом «к» порой дружу,
Но и один гулять хожу.(Дательный падеж)
4)Кого винить, мне видно сразу!
Пусть каждый здесь Запомнит эту фразу.
Ведь я важней министра! Все это знают тут! А ну скорей скажите,
Как меня зовут?(Винительный падеж)
5)Творите – чем? Творите – с кем?
Я подскажу вам – нет проблем!
Предлогам «перед», «под» и «над»
В любой момент я очень рад.(Творительный падеж)
6)Мне без предлогов свет не мил.
Пусть будет «в», и «о», и «при» –
Ты их случайно не сотри!
Тогда смогу я рассказать,
О чем мечтать и в чем гулять.(Предложный падеж)
-МОЛОДЦЫ, ОТГАДАЛИ ВСЕ ЗАГАДКИ ПРАВИЛЬНО.
-СКАЖИТЕ ТЕМУ УРОКА: падежи имен существительных.
— Сегодня мы ОБОБЩИМ И ЗАКРЕПИМ НАШИ ЗНАНИЯИ ПО ТЕМЕ.
II.Минутка чистописания.
( под музыку П.И.Чайковского «Времена года. Январь».)
— Итак, откройте тетради, запишите число:
Двадцать восьмое января:
Классная работа.
Начнём урок с минутки чистописания.
— Когда вы шли в школу, обратили внимание на погоду сегодня. Постарайтесь найти самое точное, яркое слово для описания сегодняшнего утра. (Пасмурное, ненастное, холодное, серое, морозное, хмурое и т.д.)
— Закроем глаза и шепотом произнесем: зима…
-Какое чувство у вас возникло? (Стало холодно, грустно. А мне стало радостно, я люблю зиму и т.д.)
— А каким вы видели или представляете себе зимний лес? (Неподвижный, белый, загадочный, сонный, кружевной и т.д.)
Запишите в тетради
За зи зк аз
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
— Вот каким увидел зимний лес великий русский поэт С.Есенин.
— Назовите имена существительные, записанные на второй строчке, УСТНО ОПРЕДЕЛИТЕ РОД, ЧИСЛО, ПАДЕЖ.
СЛОВАРНЫЙ диктант:
Мороз, метель, январь,
пальто,платок,февраль, северный , лед, снегирь,погода,ветер,декабрь,иней,коньки,лопата.
— Перечитайте слова еще раз внимательно, отметьте орфограммы в словах.
-Нет ли здесь лишнего слова? Почему так решили?
(Лишнее слово северный, т.к.. это имя прилагательное).
— Составьте предложение с любыми существительными.
-Определите их род, число, падеж .
Чтение примеров по выбору
III. Блиц – опрос.
-Кто знает, как называется изменение формы имени существительного?(ПАДЕЖ)
Слово падеж произошло от латинского casus (падение). Еще греческие ученые заметили, что имя существительное имеет прямую (основную) форму и косвенную, то есть как бы отклоняющуюся от прямой. Отсюда и известный термин склонение – изменение слова по падежам.
— Что происходит с существительными при склонении?
(Изменяется окончание)
-Для чего нам нужен падеж?(ПАДЕЖ ПОМОГАЕТ СВЯЗЫВАТЬ СЛОВА В СЛОВОСОЧЕТАНИИ И ПРЕДЛОЖЕНИИ, только в форме нужного падежа имена существительные могут войти в состав предложения)
Чтобы имя существительное могло в разговоре (или на письме) правильно соединяться с другими словами, образуя предложения, оно имеет возможность менять свои окончания. В разных случаях, отвечая на разные вопросы, существительное применяет разные окончания.
Такое изменение имен существительных называется изменением по падежам.
— Сколько падежей в русском языке? (6)
-Как они называются?
Именительный – имя предмета – начальная форма наименования.
Родительный буквально означает «полученный с рождения».
Дательный от слова «дать», так как его значение – обозначить адресата, того, кому что-то дают.
Винительный — назван так потому, что существительное, является причиной, вызывающей само действие.
Творительный – связан с глаголом «творить» и означает орудие действия.
Предложный — падеж так назван Ломоносовым, поскольку без предлога он не употребляется. (Первоначально этот падеж назывался сказательным))
-Какие падежные вопросы имеют?
-Какие вспомогательные слова помогут нам определить падеж имени существительного?
В русском языке склоняются (изменяются по падежам) имена: существительные , прилагательные , числительные и местоимения .
-Какие падежи являются косвенными?(все, кроме именительного)
-Назовите начальную форму имени сущ.(И.п.ед.ч)
-ВСЕ ПАДЕЖИ УПОТРЕБЛЯЮТСЯ С ПРЕДЛОГАМИ?
-Какой падеж не имеет предлогов?
-А какой падеж НАОБОРОТ без предлого не употребляется?
-Какие предлоги имеет дательный падеж?
-А другие падежи какие предлоги имеют, давайте вспомним.
Р.П –без, у, от, до, с, из, около, возле, для.
В.П- на, за, под, в через, про.
Т.П.-над, за, под, с, между, перед.,
П.п- в, об, о, на,при.
-Как определить падеж имени сущ. в предложении?
1.необходимо найти в предложении слово, к которому относится имя сущ.
2.далее задать от этого слова к имени сущ. вопрос как к члену предложения
3.Потом задать к имени сущ вопрос как части речи, т.е.падежный вопрос.
4.С помощью вспомогательного слова, по падежному вопросу и окончанию определяем падеж имени сущ.
— Какими членами предложения могут быть существительные?ГЛ. И ВТОРОСТ.(подл. Доп., и др)
-Имя сущ в И.п в предложеии каким членом бывает?(главным, подлежащим)
IV.Закрепление знаний и способов деятельности.
1.ГРУППОВАЯ РАБОТА(1РЯД СОБИРАЕТ ПАДЕЖИ, 2-ВОПРОСЫ, 3-ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА)
1.Игра:СОБЕРИ ТАБЛИЦУ ПАДЕЖЕЙ
— Я приготовила для вас таблицу с падежами, но посмотрите, что-то случилось и все перепуталось. Помогите собрать эту таблицу. На доске: карточки с названиями падежей, вопросы и вспомогательные слова, расположены беспорядочно. Дети ставят всё в нужной последовательности.
Проверка правильности выполнения с помощью сигнальных карточек
Индивидуальные карточки: «Заполни таблицу»
2.ИГРА. «Собери слова нужного падежа»
УСЛОВИЕ ИРЫ: Каждый ряд выбирает своих представителей 2 чел.
Каждая пара получает карточки с именами существительными в разных падежах. Выигрывает тот, кто первый наберёт карточки с существительными в одном и том же падеже.
на полянке, о грибочке, в дороге, из чащи, от радости, без помощи, по дороге, по тропинке, к бабушке, в огороде, на грядке, в рядочке, из моркови, около изгороди, у мышки, по арбузу, к ягоде, по кукурузе, у яблони, из малины, для земляники, на груше, об урожае, в деревне, по ягоде, к сирени, по вишне, у речки, для Тани, из глубины, по воде, по глупости, к рыбке, о лодке, об улове, при встрече.
3. Коллективная работа.
1.Прочитайте предложение, записанное на доске.
— Здесь есть ошибки. Какие? (В предложении нет связи слов). — Исправить ошибки нам поможет знание падежей. Давайте разберем это предложение: найдем главные и второстепенные члены предложения. Что? Кувшин это подлежащее, выраженное сущ, в каком падеже? Правильно, в и.п. Кувшин что делал? Стоял –это сказуемое, выраженное глаголом
Стоял (где?на чем?) на дворе, Кувшин (с чем?) с водой, ставим окончание -ой.
Была (в чем?) в кувшине,окончание -е.
Была (на чем?) на дне, окончание -е.
-Прочитайте и запишите исправленное предложение.
4.Работа по индивидуальным карточкам с взаимопроверкой
Физминутка «Падежи»
Именительный подпрыгнул,
А Родительный летал.
Дательный полез на горку,
А Винительный устал.
Наш Творительный поплавал,
А Предложный убежал.
Падежи нам все нужны-
И при этом все важны
5)Выполните задания:
Показ слайдов: тренажер –падежи.
Задание: определи падеж имени сущ.
Электронная физминутка для глаз.
— Ребята посмотрите на ЭКРАН. Следите взглядом за движением.
-Закройте глаза, откройте, отдохните.
4.Работа по учебнику.
-Откройте учебник на странице 22 и выполните упражнение 1.
-Спишите сочетания слов, ставя слова в скобках в нужную форму.
-Обозначьте окончания у этих слов и определите падеж.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА УРОКА
— Чем же мы занимались на уроке? Что сегодня повторяли?
— Какое задание было легким, а какое вызвало затруднение?
— Какое задание было интересным и вам понравилось?
ОЦЕНИВАНИЕ РАБОТЫ УЧ-СЯ НА УРОКЕ
Домашнее задание.Стр.24 учебника, упр.4.
Задание в учебнике ЧИТАЕТСЯ И РАЗБИРАЕТСЯ :
Запись д/з в дневник. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК