УРОК
РУССКОГО ЯЗЫКА
по теме
«Антонимы. Повторение»
3 «В» класс
Провела:
Калниниекс Ольга Ильинична
г. Жезказган
2014 г.
Цель занятия:
-
Дать учащимся представление об антонимах, их образовании (однокоренные, разнокоренные), с тем, что антонимов может быть много у многозначных слов;
-
Расширение словарного запаса школьников;
-
Развитие навыков связной речи, логического мышления, памяти зрительной и слуховой, познавательного интереса;
-
Использовать занимательный материал, увлечь детей делать вывод, межпредметная связь;
-
Воспитывать трудолюбие, доброту, положительное отношение к учебе.
Наглядность:
-
Красочно оформленная тема урока;
-
Слайды.
Ход занятия
I. Организационный момент
— Здравствуйте, ребята, садитесь. Дежурный, кто сегодня отсутствует и по какой причине?
Дежурный: На уроке никто не отсутствует, а все присутствуют, отсутствующих нет, есть только присутствующие.
Учитель: Ребята, ответ дежурного получился многословным и смешным, потому что не сумел правильно употребить в речи слова противоположенного значения: отсутствовать – присутствовать. Ведь ясно, что ели никто не отсутствует, значит все присутствуют!
Именно о таких случаях сегодня мы и будем с вами говорить. Тема нашего урока «Антонимы».
Слайд 1.
А пока, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте?
Все ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Все ль готовы слушать,
Думать и напоминать?
II. Вступительное слово учителя.
Интересные слова есть в русском языке! Есть слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы). Например, слово «язык». Что может означать это слово.
(Язык колокола, язык сапога, язык во рту, иностранный язык).
Есть слова, которые об одном и том же говорят по-разному. Что это за слова? (синонимы). Например, смелый, отважный, мужественный.
А есть слова с противоположенным значением.
Знакомство с темой урока.
1. Отгадайте загадки и найдите в них слова, противоположенные по значению.
Далеко мой стук
Слышится вокруг.
Червякам я враг,
А деревьям друг. (Дятел).
Антонимы: враг – друг. Записываем в тетрадь.
Как споткнутся – стук да стук!
Тишину вспугнут вокруг.
Толстый тонкого побьет –
Тонкий что-нибудь прибьет. (Молоток и гвоздь) Записать в тетрадь.
Антонимы: толстый – тонкий.
Слайд 2.
Вывод: слова разные по звучанию и противоположенные по значению называются антонимами.
Слово пришло из греческого языка и образовано с помощью приставки «анти», что означает «против» и слова «анима» — имя.
Вы, наверное, слышали, что в этом году Жезказгану исполняется 60 лет. Это вроде бы много и в тоже время мало. Сейчас мы увидим достопримечательности нашего города. Смотрим и называем антонимы.
Слайд 3.
2. Работа с предметными картинками.
Задание: рассмотрите картинки и назовите словосочетания прил. + сущ. Противоположенные по значению.
Слайд 4:
Грязные руки – (чистые руки);
Старый человек – (молодой человек);
Тупой карандаш – (острый карандаш);
Широкая лента – (узкая лента).
— Как звучат эти слова: одинаково или по-разному?
— Значения этих слов одинаковые или разные?
— Как называются такие слова?
3. Игра «Кто быстрее?»
Слайд 5.
Назвать антонимы: Соединить линиями
Трудолюбивый Друг
День Работать
Зимой Пасмурный
Левая Далеко
Прибавить Жара
Веселый
Скажите, можно ли назвать эти слова разнокорневыми?
Слайд 6.
А теперь попробуйте подобрать противоположное по значению слово, но… с таким же корнем.
Присутствовать — … (отсутствовать)
Веселый — … (невеселый)
Друг — … (недруг)
Аккуратный – … (неаккуратный).
Это однокоренные антонимы. Записать антонимы.
Слайд 7.
А возможно ли, чтобы у одного слова было несколько антонимов? Давайте проверим!
Запись на доске:
Легкая (ноша) – тяжелая
Легкая (задача) – трудная
Легкая (походка) – грузная
Легкий (мороз) – сильный
Легкая (музыка) – серьезная
Легкий (сон) – глубокий.
Сколько антонимов мв подобрали к слову «лекгая»?
А теперь подберите антонимы к словам: тетрадь, нос, часы.
Слайд 8.
Вывод: Антонимы могут быть разнокоренными и однокоренными, их может быть несколько, а может и не быть совсем.
Физминутка.
А теперь мы дружно встали.
Повторяйте-ка за мной,
Если вы со мной согласны.
Я говорю вам: «Высоко» (руки вверх)
А вы в ответ мне: низко (присели)
Скажу я слово: «далеко» (руки от себя)
А вы в ответ мне: «близко» (руки к себе)
Скажу вам: «Руки шире» (руки в сторону)
А вы в ответ мне: «уже» (руки в замок)
Скажу вам: «Дети, встали!»
А вы в ответ мне: «Сели!» (сели за парты).
Слайд 9.
4. Закончить рассказ (используем наглядность).
Долго я был плохим учеником, тетради у меня были грязные, писал я небрежно. Грустно я плелся домой после уроков. Мама всегда огорчалась, когда видела мой дневник. Надоело мне все это. Что я, хуже других? Стал внимательным, старательным. И вот я уже считаюсь…
Чтобы продолжить рассказ, возьмите его начало, замените выделенные слова противоположенными по значению.
— А вы, ребята, хотите быть хорошими учениками?
5. Отдыхалочка: Знаете ли вы?
Слайд 10.
А) Знаете ли вы, что самая большая книга находится в Америке? Ее высота 3 метра, а толщина – 1 метр. Перелистывает книгу специальный электрический аппарат.
Б) Самая маленькая русская книга – это сборник басен Ивана Андреевича Крылова. Эта книга в несколько раз меньше спичечной коробки.
В) Самый длинный в мире алфавит у абазинцев – народа, живущего на Кавказе. В этом алфавите 71 буква.
Г) Самый короткий в Европе алфавит имеют итальянцы и финны. У них алфавит состоит из 21 буквы.
… и маленькая викторина.
-
Какое молоко дает черная корова?
-
Если взять сухой березовый листик и бросить его в чистую дождевую воду, какой он будет?
1. Может ли быть такое?
Может ли один и тот же человек в разное время быть грустным и веселым, аккуратным и небрежным? Послушайте стихотворение В. Орлова «Спор» (инсценировка).
— Жила плохая девочка.
Она была хорошая,
Она была хорошая,
Хотя была плохая.
— Ну, да!
Вот это выдумки!
— Ха-ха!
Вот это выдумки!
Не может быть хорошая,
Когда она плохая!
— И ничего не выдумки
Она была хорошая!
И ничего не выдумки
Она была плохая!
Она была хорошая,
Когда была послушная.
Когда она не слушалась,
Она была плохая!
Учитель: — А может ли какой-нибудь предмет в одно и то же время быть глубоким и мелким, далеким и близким? Прежде чем ответить на этот вопрос, помогите разрешить спор между отцом и сыном, о котором рассказывает П. Ребров в стихотворении «Кто прав?».
Вьется синяя река,
Убегает к морю.
— Мелка!
— Глубока! – я спорю.
Так мелка иль глубока?
Как же быть нам с нею?
До колен отцу река,
Ну а мне – по шею.
— Кто же прав?
7. Загадка.
Бывает он и в холод,
Бывает он и в зной,
Бывает он добрый,
Бывает он злой.
В открытые окна
Нежданно влетит,
То что-то прошепчет,
То вдруг загудит.
Притихнет, умчится,
Примчится опять,
То вздумает по морю
Волны гонять.
(Н. Найденова)
— Назовите антонимы, которые встретились в загадке (холод – зной, добры – злой, прошепчет – загудит, примчится — умчится). Записываем в тетрадь.
Слайд 11.
8. Работа с индивидуальными заданиями.
А) Найдите в отрывке из сказки антонимы.
Мафин последовал в самый центр зала. Когда он проходил через отделение кабачков, все остальные владельцы кабачков приуныли и их надежды на премию рухнули. Но они сразу успокоились и повеселели, видя, что Мафин прошел дальше а отделение «Необыкновенное употребление обыкновенных овощей».
(Хогарт Н. «Мафин и его знаменитый кабачок»).
(приуныли – повеселели, необыкновенное – обыкновенное).
Какие из них однокорневые? Какие разнокорневые?
Б) «Уж если нам тесно в доме родном,
Найдем ли мы место в доме чужом?»
(«Три друга» Казахская народная сказка)
В) «С тех пор прошло много лет… Человек понял, что не один он на Земле живет, умнее стал. Он теперь знает: чтобы жить, надо не только брать, но и отдавать свою любовь и заботу соседям по планете».
(«Как человек с Землей поспорил», кубинская народная сказка).
Г) «Самым главным из них был малыш-коротыш по имени Знайка. Но самым известным среди них был малыш по имени Незнайка».
(Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»).
Слайд 12.
Д) «Платье хорошо новое, а друг … старый»
«Доброе слово лечит, а … калечит»
«Маленькое дело лучше … плохого безделья». Дописать, записать в тетрадь.
9. Прослушайте шуточное стихотворение Г. Сапгира «Яблоко».
У прохожих на виду
ВИСЕЛО ЯБЛОКО В САДУ.
Ну, кому какое дело?
Просто
Яблоко
Висело.
Только Конь сказал,
Что – низко,
А Мышонок –
Высоко,
Воробей сказал,
Что близко,
А Улитка – далеко,
А Теленок – озабочен
Тем, что Яблоко
Мало.
А Цыпленок – тем,
Что очень
Велико и тяжело.
А котенку все равно:
— Кислое – зачем оно?
— Что вы? –
Шепчет Червячок. –
Сладкий у него бочок.
— Как говорили о яблоке Конь и Мышонок? (низко – высоко), Воробей и Улитка (близко – высоко), Теленок и Цыпленок (мало – велико, тяжело), Котенок и Червячок (кислое – сладкое).
— Почему каждый говорил о яблоке по-своему?
— Можно ли к слову «яблоко» подобрать антоним?
— Назовите другие слова, к которым нельзя подобрать антонимы?
IV. Подведение итогов занятия.
Игра «наоборот»
Прощальная игра
Д. Чиадри.
Скажу я слово
Высоко,
А ты ответишь:
…
Скажу я слово
Далеко,
А ты ответишь
…
Скажу тебе я слово
Трус,
Ответишь ты
…
Теперь начало
Я скажу, —
Ну, отвечай:
….
Закончить пословицы.
Ученье – свет, а неученье – …(тьма).
Корень учения горек, а плод (сладок).
Не было бы счастья, да … (несчастье) помогло.
Хороша веревка длинная , а речь … (короткая).
Подальше положишь, … (поближе) возьмешь.