УРОК

РУССКОГО ЯЗЫКА

по теме

«Антонимы. Повторение»

3 «В» класс

Провела:

Калниниекс Ольга Ильинична

г. Жезказган

2014 г.

Цель занятия:

  • Дать учащимся представление об антонимах, их образовании (однокоренные, разнокоренные), с тем, что антонимов может быть много у многозначных слов;

  • Расширение словарного запаса школьников;

  • Развитие навыков связной речи, логического мышления, памяти зрительной и слуховой, познавательного интереса;

  • Использовать занимательный материал, увлечь детей делать вывод, межпредметная связь;

  • Воспитывать трудолюбие, доброту, положительное отношение к учебе.

Наглядность:

  • Красочно оформленная тема урока;

  • Слайды.

Ход занятия

I. Организационный момент

— Здравствуйте, ребята, садитесь. Дежурный, кто сегодня отсутствует и по какой причине?

Дежурный: На уроке никто не отсутствует, а все присутствуют, отсутствующих нет, есть только присутствующие.

Учитель: Ребята, ответ дежурного получился многословным и смешным, потому что не сумел правильно употребить в речи слова противоположенного значения: отсутствовать – присутствовать. Ведь ясно, что ели никто не отсутствует, значит все присутствуют!

Именно о таких случаях сегодня мы и будем с вами говорить. Тема нашего урока «Антонимы».

Слайд 1.

А пока, проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте?

Все ль в порядке?

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Все ль готовы слушать,

Думать и напоминать?

II. Вступительное слово учителя.

Интересные слова есть в русском языке! Есть слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы). Например, слово «язык». Что может означать это слово.

(Язык колокола, язык сапога, язык во рту, иностранный язык).

Есть слова, которые об одном и том же говорят по-разному. Что это за слова? (синонимы). Например, смелый, отважный, мужественный.

А есть слова с противоположенным значением.

Знакомство с темой урока.

1. Отгадайте загадки и найдите в них слова, противоположенные по значению.

Далеко мой стук

Слышится вокруг.

Червякам я враг,

А деревьям друг. (Дятел).

Антонимы: враг – друг. Записываем в тетрадь.

Как споткнутся – стук да стук!

Тишину вспугнут вокруг.

Толстый тонкого побьет –

Тонкий что-нибудь прибьет. (Молоток и гвоздь) Записать в тетрадь.

Антонимы: толстый – тонкий.

Слайд 2.

Вывод: слова разные по звучанию и противоположенные по значению называются антонимами.

Слово пришло из греческого языка и образовано с помощью приставки «анти», что означает «против» и слова «анима» — имя.

Вы, наверное, слышали, что в этом году Жезказгану исполняется 60 лет. Это вроде бы много и в тоже время мало. Сейчас мы увидим достопримечательности нашего города. Смотрим и называем антонимы.

Слайд 3.

2. Работа с предметными картинками.

Задание: рассмотрите картинки и назовите словосочетания прил. + сущ. Противоположенные по значению.

Слайд 4:

Грязные руки – (чистые руки);

Старый человек – (молодой человек);

Тупой карандаш – (острый карандаш);

Широкая лента – (узкая лента).

— Как звучат эти слова: одинаково или по-разному?

— Значения этих слов одинаковые или разные?

— Как называются такие слова?

3. Игра «Кто быстрее?»

Слайд 5.

Назвать антонимы: Соединить линиями

Трудолюбивый Друг

День Работать

Зимой Пасмурный

Левая Далеко

Прибавить Жара

Веселый

Скажите, можно ли назвать эти слова разнокорневыми?

Слайд 6.

А теперь попробуйте подобрать противоположное по значению слово, но… с таким же корнем.

Присутствовать — … (отсутствовать)

Веселый — … (невеселый)

Друг — … (недруг)

Аккуратный – … (неаккуратный).

Это однокоренные антонимы. Записать антонимы.

Слайд 7.

А возможно ли, чтобы у одного слова было несколько антонимов? Давайте проверим!

Запись на доске:

Легкая (ноша) – тяжелая

Легкая (задача) – трудная

Легкая (походка) – грузная

Легкий (мороз) – сильный

Легкая (музыка) – серьезная

Легкий (сон) – глубокий.

Сколько антонимов мв подобрали к слову «лекгая»?

А теперь подберите антонимы к словам: тетрадь, нос, часы.

Слайд 8.

Вывод: Антонимы могут быть разнокоренными и однокоренными, их может быть несколько, а может и не быть совсем.

Физминутка.

А теперь мы дружно встали.

Повторяйте-ка за мной,

Если вы со мной согласны.

Я говорю вам: «Высоко» (руки вверх)

А вы в ответ мне: низко (присели)

Скажу я слово: «далеко» (руки от себя)

А вы в ответ мне: «близко» (руки к себе)

Скажу вам: «Руки шире» (руки в сторону)

А вы в ответ мне: «уже» (руки в замок)

Скажу вам: «Дети, встали!»

А вы в ответ мне: «Сели!» (сели за парты).

Слайд 9.

4. Закончить рассказ (используем наглядность).

Долго я был плохим учеником, тетради у меня были грязные, писал я небрежно. Грустно я плелся домой после уроков. Мама всегда огорчалась, когда видела мой дневник. Надоело мне все это. Что я, хуже других? Стал внимательным, старательным. И вот я уже считаюсь…

Чтобы продолжить рассказ, возьмите его начало, замените выделенные слова противоположенными по значению.

— А вы, ребята, хотите быть хорошими учениками?

5. Отдыхалочка: Знаете ли вы?

Слайд 10.

А) Знаете ли вы, что самая большая книга находится в Америке? Ее высота 3 метра, а толщина – 1 метр. Перелистывает книгу специальный электрический аппарат.

Б) Самая маленькая русская книга – это сборник басен Ивана Андреевича Крылова. Эта книга в несколько раз меньше спичечной коробки.

В) Самый длинный в мире алфавит у абазинцев – народа, живущего на Кавказе. В этом алфавите 71 буква.

Г) Самый короткий в Европе алфавит имеют итальянцы и финны. У них алфавит состоит из 21 буквы.

и маленькая викторина.

  1. Какое молоко дает черная корова?

  2. Если взять сухой березовый листик и бросить его в чистую дождевую воду, какой он будет?

1. Может ли быть такое?

Может ли один и тот же человек в разное время быть грустным и веселым, аккуратным и небрежным? Послушайте стихотворение В. Орлова «Спор» (инсценировка).

— Жила плохая девочка.

Она была хорошая,

Она была хорошая,

Хотя была плохая.

— Ну, да!

Вот это выдумки!

— Ха-ха!

Вот это выдумки!

Не может быть хорошая,

Когда она плохая!

— И ничего не выдумки

Она была хорошая!

И ничего не выдумки

Она была плохая!

Она была хорошая,

Когда была послушная.

Когда она не слушалась,

Она была плохая!

Учитель: — А может ли какой-нибудь предмет в одно и то же время быть глубоким и мелким, далеким и близким? Прежде чем ответить на этот вопрос, помогите разрешить спор между отцом и сыном, о котором рассказывает П. Ребров в стихотворении «Кто прав?».

Вьется синяя река,

Убегает к морю.

— Мелка!

— Глубока! – я спорю.

Так мелка иль глубока?

Как же быть нам с нею?

До колен отцу река,

Ну а мне – по шею.

— Кто же прав?

7. Загадка.

Бывает он и в холод,

Бывает он и в зной,

Бывает он добрый,

Бывает он злой.

В открытые окна

Нежданно влетит,

То что-то прошепчет,

То вдруг загудит.

Притихнет, умчится,

Примчится опять,

То вздумает по морю

Волны гонять.

(Н. Найденова)

— Назовите антонимы, которые встретились в загадке (холод – зной, добры – злой, прошепчет – загудит, примчится — умчится). Записываем в тетрадь.

Слайд 11.

8. Работа с индивидуальными заданиями.

А) Найдите в отрывке из сказки антонимы.

Мафин последовал в самый центр зала. Когда он проходил через отделение кабачков, все остальные владельцы кабачков приуныли и их надежды на премию рухнули. Но они сразу успокоились и повеселели, видя, что Мафин прошел дальше а отделение «Необыкновенное употребление обыкновенных овощей».

(Хогарт Н. «Мафин и его знаменитый кабачок»).

(приуныли – повеселели, необыкновенное – обыкновенное).

Какие из них однокорневые? Какие разнокорневые?

Б) «Уж если нам тесно в доме родном,

Найдем ли мы место в доме чужом?»

(«Три друга» Казахская народная сказка)

В) «С тех пор прошло много лет… Человек понял, что не один он на Земле живет, умнее стал. Он теперь знает: чтобы жить, надо не только брать, но и отдавать свою любовь и заботу соседям по планете».

(«Как человек с Землей поспорил», кубинская народная сказка).

Г) «Самым главным из них был малыш-коротыш по имени Знайка. Но самым известным среди них был малыш по имени Незнайка».

(Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»).

Слайд 12.

Д) «Платье хорошо новое, а друг … старый»

«Доброе слово лечит, а … калечит»

«Маленькое дело лучше … плохого безделья». Дописать, записать в тетрадь.

9. Прослушайте шуточное стихотворение Г. Сапгира «Яблоко».

У прохожих на виду

ВИСЕЛО ЯБЛОКО В САДУ.

Ну, кому какое дело?

Просто

Яблоко

Висело.

Только Конь сказал,

Что – низко,

А Мышонок –

Высоко,

Воробей сказал,

Что близко,

А Улитка – далеко,

А Теленок – озабочен

Тем, что Яблоко

Мало.

А Цыпленок – тем,

Что очень

Велико и тяжело.

А котенку все равно:

— Кислое – зачем оно?

— Что вы? –

Шепчет Червячок. –

Сладкий у него бочок.

— Как говорили о яблоке Конь и Мышонок? (низко – высоко), Воробей и Улитка (близко – высоко), Теленок и Цыпленок (мало – велико, тяжело), Котенок и Червячок (кислое – сладкое).

— Почему каждый говорил о яблоке по-своему?

— Можно ли к слову «яблоко» подобрать антоним?

— Назовите другие слова, к которым нельзя подобрать антонимы?

IV. Подведение итогов занятия.

Игра «наоборот»

Прощальная игра

Д. Чиадри.

Скажу я слово

Высоко,

А ты ответишь:

Скажу я слово

Далеко,

А ты ответишь

Скажу тебе я слово

Трус,

Ответишь ты

Теперь начало

Я скажу, —

Ну, отвечай:

.

Закончить пословицы.

Ученье – свет, а неученье – …(тьма).

Корень учения горек, а плод (сладок).

Не было бы счастья, да … (несчастье) помогло.

Хороша веревка длинная , а речь … (короткая).

Подальше положишь, … (поближе) возьмешь.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here