Разработала Подборнова Елена Валерьевна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МАОУ «Ординская средняя общеобразовательная школа»
Урок математики
«Порядок выполнения действий в выражениях без скобок и со скобками»
3 класс
Ход урока:
-
Оргмомент (звучит песня «Дважды два четыре»). СЛАЙД
— Ребята, кто из вас любит математику? Почему вы её любите? Математику любят наши знакомые Миша и Маша, ученики 3 класса. Сегодня они как всегда с нами на уроке.
«Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели.» (А. Маркушевич)
СЛАЙД «Математику уже затем изучать нужно, что она ум в порядок приводит»
Михаил Васильевич Ломоносов, русский учёный, энциклопедист, поэт.
-
Устная работа.
-
Повторение табличных случаев умножения и деления. Работа в группах с использованием ноутбуков.
— Как вы считаете, какое задание, выполняемое нами на каждом уроке приводит наш ум в порядок? (повторение таблицы умножения и деления)
— Проверим, чья группа первая справится с этим заданием. Если вы ошибаетесь в ответе, вас компьютер возвращает к началу теста, и вы выполняете задание заново.
— Прекрасное начало урока! Рада, что вы все справились с заданием!
2. Игра «Да или нет»
— Поиграем в игру «Да или нет». Если вы согласны с моим высказыванием, то показываете «Да» (скрещенные пальчики), если не согласны – «Нет» ( один указательный пальчик). Договорились?
— При умножении любого числа на 1 получается 1 (да).
— При умножении любого числа на 1, получается 1 (да).
— Чтобы разделить на 10, достаточно дописать 0 (нет, отбросить).
— Умножать на 0 нельзя (нет, можно).
— Чтобы найти делимое, нужно значение частного умножить на делитель (да).
— Чтобы найти неизвестный множитель, нужно значение произведения умножить на известный множитель (нет, разделить).
— В выражениях без скобок все действия выполняются по порядку слева направо (нет, сначала умножение и деление, потом вычитание и сложение).
— С каждым уроком у вас получается всё лучше! Просто замечательно!
-
Логические упражнения.
Предмет математики столь серьезен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным. (Б. Паскаль) Предлагаю выполнить логические задания. Вы готовы?
-Какие два числа, если их перемножить, дают такой же результат, что и при их сложении? (2 и 2)
-Из-под забора видно 6 пар лошадиных ног. Сколько этих животных во дворе? (3)
-Петух, стоя на одной ноге весит 5кг. Сколько он будет весить, стоя на двух ногах? (5кг)
-На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 6 руках? (30)
-У родителей 6 сыновей. Каждый имеет сестру. Сколько всего детей в семье? (7)
— Сколько хвостов у семи котов?
— Сколько носов у двух псов?
— Сколько ушей у 5 малышей?
— Ребята, именно такой работы я и ждала от вас: вы были активны, внимательны, сообразительны.
-
Актуализация знаний.
«Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом.» (А. Франц)
— Вы готовы поглощать их с аппетитом? Тогда внимание!
3 1 2 3 2 1
…. …. …. …. …. ( …. )
2 3 1 2 1 3
…. …. …. …. ( …. ) …..
— Посмотрите, пожалуйста, внимательно на доску. Как вы считаете, какое задание предполагается? (Указать арифметические действия, которые выполняются в заданном порядке)
— Проговорите правило, которое подходит к данной схеме.
-
В выражениях без скобок, содержащих только сложение и вычитание – действия I ступени, или умножение и вычитание – действия II ступени, действия выполняются в том порядке, как они записаны : слева направо.
-
В выражениях без скобок сначала выполняются по порядку слева направо умножение или деление, а потом сложение или вычитание.
-
В выражениях со скобками сначала вычисляют значения выражений в скобках. Затем по порядку слева направо выполняется умножение или деление.
— Озвучьте тему нашего урока. («Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок»)
— Просто умницы, ловко справились, умело.
VI. Целеполагание.
— Ребята, как вы считаете, достаточно ли хорошо отработана нами тема «Порядок выполнения действий в выражениях»?
— На что нам сегодня необходимо обратить внимание? Над чем поработать? (Упражняться в нахождении значений выражений, содержащий действия разных ступеней со скобками и без них. Познакомиться с видами выражений, в которых можно допустить ошибки)
— И в этом разобрались. Я думаю, достаточно поставленных задач на сегодняшний урок.
V. Постановка проблемной ситуации. Работа в группах. (карточки)
— Ребята, послушайте, пожалуйста, что говорил французский математик Д.Пойя: «Лучший способ изучить что-либо — это открыть самому». Вы готовы к открытиям?
СЛАЙД— Даны выражения, посмотрите, как справились с заданием Маша и Миша.
— Кто выполнил задание верно: Маша или Миша? (ответы детей)
— К кому из наших друзей можно отнести следующее высказывание Р. Декарта «Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять? (К Мише, потому что он ошибся)
— Какие ошибки допущены Мишей?
СЛАЙД — Давайте проверим!
— Я знала, что это задание вам было под силу!
VI. Разрешение проблемной ситуации.
СЛАЙД — В данной ситуации кто является КП – «кислой парочкой»? (Миша и выражения)
— Как разрешить проблему?
(Миша должен САМ найти значения выражений
— Какие у него есть для этого ресурсы? (Память, чтобы запомнить правило, старание, тренировка, учебник,
Выражения САМИ должны быть решены, для этого ресурсы: Маша, учитель, родители)
— Какое ИКР вы бы выбрали? Почему?
— А если Миша воспользуется ИКР2? Это будет хорошо или плохо, давайте поиграем!
Игра «Хорошо-плохо»
— Если за него выполнят задание, то будет хорошо, потому что…(ему не нужно будет долго сидеть за уроками, не нужно будет думать, у него появится свободное время…)
— Если за него выполнят задание, то будет плохо…(сам не научится решать, не будет трудолюбивым, не усвоит тему, будут проблемы в учёбе…)
«Величие человека — в его способности мыслить.» (Б. Паскаль)
— Ребята, у вас получилось лучше, чем я могла бы подумать!
— А ещё вам предлагается новый способ записи решения. В чём он заключается? (Нужно выписывать все действия ниже данного выражения)
— Вот в этом мы сейчас с вами и поупражняемся.
VII. Нахождение значений выражений. (№228) – у доски 3 выражения.
«Счет и вычисления — основа порядка в голове.» (Песталоцци)
VIII. Самостоятельная работа № 228, 3 выражения.
— Я горжусь вами, что вам удалось выполнить задание почти без ошибок.
IX. Решение задачи №227.
« Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их.» (Д.Пойа)
— Прочитайте установку и ответьте на вопрос. Кто прав Миша или Маша?
— Самостоятельно запишите решение задачи и ответ.
— Назовите ответ.
СЛАЙД — Давайте проверим!
— Поздравляю, это правильный ответ!
X. Работа по алгоритму.
— Что такое алгоритм? (Порядок выполнения действий)
СЛАЙД — Выполните действия по алгоритму.
1.
2. 1
3. 1
4. 1
5. 2
6. 1
7. 1
— «Много из математики не остается в памяти, но когда поймешь ее, тогда легко при случае вспомнить забытое.», говорил М.В. Остроградский. Вот и мы сейчас вспомним то, что изучали на уроках информатики.
— Какая фигура получилась? (прямоугольник)
— Ниже начертите фигуру, площадь которой в 6 раз больше.
— Что примите за единичный отрезок? (2 клетки)
— Вы на верном пути!
СЛАЙД — Из скольких мерок состоит ваша фигура?
— Внимание на слайд! Вас ждёт сюрприз, если правильно найдёте значения выражений.
XI. Нахождение значений выражений. (СЛАЙД)
— Именно этого мы с вами и ждали! (на слайде появляется фото класса)
XII. Итог урока.
— Выполнили ли мы поставленные цели урока? Что планировали? Всё ли у нас получилось? Над чем необходимо поработать?
— Вы сегодня просто умнички, много сделали. Работать с вами просто радость!
XIII. Рефлексия.
— Оцените работу вашей группы, насколько успешно работали, аргументируйте свой выбор (карточки с цифрами).
XIV. Домашнее задание.
— Что необходимо закрепить дома? (порядок выполнения действий в сложных выражениях) № 234 (1 столбик), №230.
— «Если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполняйте свою голову математикой, пока есть к тому возможность. Она окажет вам потом огромную помощь во всей вашей работе.» (М.И. Калинин)
Урок математики в 3 классе