Урок русского языка

3 класс

Учитель: Жила Ирина Васильевна

Тема: Правописание парных согласных в корне слова.

Цель: систематизировать знания учащихся об орфограммах в корне слова;

Задачи:

— учить подбирать проверочные слова, различать проверочные и проверяемые слова;

— закреплять умение определять слабые позиции для парных согласных по звонкости — глухости;

— развивать орфографическую зоркость, связную речь;

— формировать умение работать в паре, группе.

Оборудование: алгоритм проверки парных согласных, карточки с заданиями разного уровня,

сигналы зелёный — красный,

карточки с парными согласными,

учебник «Русский язык. 3 класс ( Алматы китап),

офтальмотренажер,

разрезные полоски для конвертов «Знать», «Уметь»,

сюжетные картины «Зимние забавы детей».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

Учитель. Дети, назовите тему, по которой работаете на уроках русского языка.

Дети называют тему.

У. Третьеклассники готовились к диктанту по данной теме, предлагаю вам словосочетание из диктанта: гла_кий ле_. В каких частях слов пропущены буквы?

Дети. На конце слова, в середине перед другой согласной.

У. Почему буквы пропущены в этих частях слов?

Д. Это «ошибкоопасные» места для написания парных согласных. Прежде чем писать буквы надо остановиться, подумать, подобрать проверочное слово.

У. Кто готов объяснить написание пропущенных букв?

Дети рассуждают, показывают карточки с буквами на месте пропусков: гладкий лёд. (В помощь на доске алгоритм проверки парных согласных).

III. Сообщение темы и целей урока

У. Сегодня на уроке продолжите работать по теме «Правописание парных согласных в корне слова», будете работать в парах и группах. Чему будете учиться?

Д. Искать «опасные» места для парных согласных, подбирать проверочные слова, графически обозначать орфограмму «Парные согласные в корне слова».

IV. Работа по теме

Карточка для опроса у доски.

Раздели слова на 2 группы. Запиши их в 2 столбика. Обозначь орфограммы. Разбери слова по составу. Найди «лишнее» слово

Скользкий, холодок, холод, зима, скользок, холодный, скользит.

Один(на) ученик(ца) работает у доски по индивидуальной карточке. Карточка для опроса у доски.

Дети работают в группах.

Группа 1. Самостоятельно работают в парах по карточке. Карточка № 1.

Карточка № 1.

Подбери однокоренные имена существительные в единственном числе. Напиши. Обозначь орфограмму «Парные согласные в корне». В конце работы поменяйся тетрадью с соседом, проверь правильность выполнения по ключу. (Ключ смотри на обороте).

Образец: ароматный — аромат

Ароматный, снежный, морозный, луговой, холодный.

Согласные звуки в корне могут чередоваться: снег — снежок — снежный.

Карточка № 1 (ключ).

Снежный — снег, морозный — мороз, луговой — луг, холодный — холод.

Группа 2. Самостоятельно работают в парах по карточке. Карточка № 2.

Правила работы. Работай в паре дружно: каждый должен объяснить написание 3 слов. В конце работы поменяйся тетрадью с соседом, проверь правильность написания по ключу. (Ключ смотри на обороте).

Прочитай Проверь Запиши правильно

сне _ ки

доро _ ка

варе _ ка

сала _ ки

пого _ ка

лопа _ ка

Карточка № 2 (ключ).

Дорожка, варежка, салазки, погодка, лопатка.

Группа 3. Одновременно работают с учителем. Выборочный диктант «Обозначь «опасное место».

Вот и пришла настоящая зима. Всюду снег. Даже на веточке березки. Веточка тихонько качается, словно зовет тебя. И правда: погодка чудесная! Надевай шубку, шапку, варежки и скорее беги во двор!

У. Порядок действий: слушай, если нашел(а) слово, в котором парную согласную нужно проверять, устно проверь, запиши слово, графически обозначь орфограмму.

Проверка работы группы № 3. Индивидуальный опрос и взаимопроверка.

У. Дети, поменяйтесь тетрадью с соседом, приготовьте сигналы зеленый — красный и простой карандаш. Слушайте внимательно ответ. С твоим совпал? — Да. — Покажи зеленый сигнал, не совпал — красный.

Дети слушают ответ ученика(цы) из группы № 3 и показывают сигналы.

У. Прочитай слова, которые написал(а). Объясни написание парных согласных в корне слова. Какие слова называют проверочными? Почему?

Оценивание.

Проверка работы группы № 1. Самопроверка по ключу.

Проверка работы группы № 2. Взаимопроверка по ключу.

Опрос у доски по индивидуальной карточке.

У. Дети, приготовьтесь проверять работу у доски.

Дети слушают ответ ученика(цы) и показывают сигналы зеленый (согласен с ответом), красный (не согласен).

У. По какому признаку разбил(а) группу слов на 2 группы? На какую орфограмму подобраны слова каждой группы? Назови проверочные слова. Докажи, что они проверочные. Какое слово «лишнее»? (Зима). Какая орфограмма в данном слове?

Оценивание.

Работа в тетради.

У. Наконец в Апатиты пришла долгожданная зима. Дети, подберите и запишите на следующей строчке однокоренные слова к слову зима.

Проверка: чтение слов цепочкой.

У. Чему учились?

Д. Искать «опасные» места для парных согласных, подбирать проверочные слова, графически обозначать орфограмму.

У. Для чего?

Д. Чтобы писать без ошибок.

У. Дети, зимой в хорошую солнечную погоду вы любите играть?

Д. Да.

У. Поиграем!

Игра «Опасно — неопасно».

У. Правила игры: приготовь сигналы зеленый — красный, слушай, рассуждай: Опасно? Да! — покажи красный сигнал — проверь — покажи букву.

Опасно? Нет! — покажи зеленый сигнал.

Учитель называет слова: погода, снежки, погодка, снежный, заморозит, заморозки.

Работа в тетради.

У. Дети, со словом, которое запомнили, составьте и запишите предложение.

Проверка: чтение предложений цепочкой.

У. Дети, назовите два способа подбора проверочных слов.

Дети отвечают.

Дети работают в группах.

Группа 1. Самостоятельно работают в парах по карточке. Карточка № 3.

Образуй однокоренные имена существительные с помощью суффикса -к-. Напиши. Обозначь орфограмму «Парные согласные в корне».

Образец: шуба — шубка.

Шуба, лопата, глаза, голова, берёза.

Слова с суффиксом -к- разбери по составу. Какие слова проверочные? Почему?

Группа 2. Самостоятельно работают в парах по карточке. Карточка № 4. Подбери к данным словам однокоренные имена прилагательные. Напиши. Обозначь орфограмму «Парные согласные в корне».

Образец: скользить — (каков?) скользок — (какой?) скользкий.

Скользить, гладить, крепить, резать.

Слова с суффиксом -к- разбери по составу. Какие слова проверочные? Почему?

На индивидуальных досках работают по желанию 2 ученика (по одному от групп 1 и 2).

Группа 3. Одновременно работают с учителем. Комментированное письмо.

У. Порядок действий: слушай, устно проверь, покажи букву, запиши слово, графически обозначь орфограмму.

Снежные доро_ки, пушистый мя_кий сне_, гла_кий и сколь_кий ле_, игровая площа_ка.

Проверка работы группы 3: взаимопроверка.

Проверка работы в группах 1 и 2: индивидуальный опрос по одному ученику от групп 1 и 2 и самопроверка.

Дети слушают ответ ученика(цы) и показывают сигналы зеленый (согласен с ответом), красный (не согласен).

У. Назови проверочные слова. Назови два способа проверки. Назови «ошибкоопасные» места для парных согласных.

Оценивание.

У. Чему учились?

Д. Искать «опасные» места для парных согласных, подбирать проверочные слова, графически обозначать орфограмму «Парные согласные в корнях слов».

V. Зрительная гимнастика (упражнения по офтальмотренажеру)

У. Плечи распрями, головку подними. Следи за указкой — тренируй глазки.

VI. Творческая работа

Дети работают в группах. (Развитие речи).

У. Хороша русская зима! Мы любим её за красоту, морозы, сугробы. Особенно за то, что зимой можно бродить на лыжах по лесным просекам, мчаться на коньках по звонкому льду, кататься на санках.

Дети, рассмотрите рисунок. Озаглавьте его. Составьте по нему рассказ из 3-4 предложений, используйте слова на карточке. Напишите текст.

Группа 1. Самостоятельно работают по карточке. Карточка № 5.

Катание с горы.

Санки, салазки, упал в сугроб, шапка, варежки.

Группа 2. Самостоятельно работают по карточке. Карточка № 6.

На катке.

Мороз, каток, гладкий лед, скользить, зимний денек.

Группа 3. Самостоятельно работают по карточке. Карточка № 7.

Лепят снеговика.

Морковка, снеговик, глазки, нос, липкий снег.

Группа 4. Самостоятельно работают по карточке. Карточка № 8.

Игра в снежки.

Надели шапки, шубки, варежки, липкий снег, игра в снежки.

Проверка работы в группах: чтение рассказов.

Оценивание.

VII. Итог урока

У. Чтобы грамотно писать слова с орфограммой «Парные согласные в корне слова» что каждый третьеклассник должен знать, уметь? Дети, на ваших столах лежат полоски, положите их в конверты «Знать» и «Уметь».»ошибкоопасные» места для парных по звонкости — глухости согласных

-как проверить — признаки проверочного слова

-два способа проверки (изменить форму слова, подобрать однокоренное слово)

-найти орфограмму

-подобрать проверочное слово

-графически обозначить орфограмму

Дети самостоятельно работают в парах.

Проверка работы: выслушиваются ответы детей.

У. Что понравилось? Что получилось особенно хорошо? Над чем еще надо поработать?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here