ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VII вида №73
г. МОСКВЫ
Методическое объединение учителей начальной школы.
План-конспект
открытого урока по русскому языку
по теме
«Правописание парных согласных в корне»
Подготовила: Эрендженова В.М.
учитель начальных классов
1 категории
Москва, 2014 г.
Урок русского языка по ФГОС
Тема урока: Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными в корне.
3 класс
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Методы ведения урока: деятельностный.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Средства обучения:
-
компьютер, мультимедиапроектор, презентация к уроку, карточки для индивидуальной работы, сигнальные карточки.
Дидактическая цель: Создать условия для систематизации знаний и способов действий учащихся по теме «Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными в корне».
Предметные задачи урока:
-развивать умение проверять слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками в корне;
-сравнивать искомую букву в проверочном и проверяемом словах.
-отрабатывать последовательность действий при обозначении согласных звуков буквами.
Метапредметные задачи урока:
Регулятивные:
-уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
-проговаривать последовательность действий;
-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;
-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные:
-уметь оформлять свои мысли в устной форме;
-слушать и понимать речь других.
Познавательные:
-уметь ориентироваться в своей системе знаний: строить логическую цепь рассуждения, доказывать, сравнивать, делать выводы;
-находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Личностные задачи урока:
— уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Планируемые результаты:
Дети учатся:
— понимать и принимать учебную задачу;
— проверять парные звонкие и глухие согласные в корне слова разными способами;
— сопоставлять произношение и написание слов;
— подбирать проверочное слово;
— находить примеры слов на изученную орфограмму;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Умения, характеризующие эти результаты:
— принимать учебную задачу, выполнять ее;
-определять проверяемое и проверочное слово;
— владеть разными способами проверки парных звонких и глухих согласных в корне слова.
Ход урока:
1. Оргмомент
— Улыбкой приветствуем гостей. Настраиваемся на урок.
2. Постановка цели и задач урока.
Слайд 1-2. Запись темы урока и его задачи.
а) — Начинаем урок русского языка.
Чему мы учимся на этом уроке?
( грамотно и красиво писать, правильно выражать свои мысли, давать полные ответы, учимся думать, слышать и понимать учителя и своих товарищей)
б) — Какую тему мы сейчас изучаем?
(Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне).
-Как вы считаете, что необходимо знать по теме? (Знать парные согласные буквы. Знать правило проверки слов с парными согласными в корне.)
— Как вы думаете, чему будем учиться на уроке? (Учиться находить слова с парным звонким и глухим согласным в корне слова. Различать проверочное и проверяемое слово. Правильно подбирать проверочные слова.).
3. Актуализация знаний.
а). Минутка чистописания.
— Откройте тетради, запишите число, классная работа.
На доске: б п в ф г к у д т ж ш з с
— Что записано на доске? (Буквы)
— Какая буква лишняя и почему? (у – так как обозначает гласный звук, а все остальные согласные)
— Какие это согласные? (звонкие – глухие, парные)
В алфавите пары есть
Их у нас всего лишь 6.
Верхний ряд всегда звенит.
Нижний — тихо говорит.
-Запишите согласные парами: в верхней строчке – буквы, обозначающие звонкий звук, в нижней — буквы, обозначающие глухой звук.
(Проверка. ПРОЧИТАТЬ ЗВУКАМИ)
4. Обобщение и систематизация знаний.
а) Слайд 3. Письмо по памяти.
— Назовите предметы. (Хлеб, пирог, морковь)
— Какой частью речи являются эти слова? (Именами существительными)
— Какая орфограмма встречается в этих словах? (Парные согласные на конце слов.)
— Запишите эти слова по памяти вместе с проверочными словами.
Проверка.
б). Слайды 4-19. Устная работа с объяснением.
— Ребята, к нам в гости пришла девочка Алина и предлагает вам игру «Вставь букву». Надо вставить пропущенные буквы и объяснить орфограмму. Для этого выбираете звёздочку с нужной буквой.
5. Музыкальная физминутка.
Слад 20.Один из учеников под ритмичную музыку проводит танцевально-двигательные упражнения.
6. Применение учебного материала в знакомой и новой учебной ситуации.
Слайд 21-22.
-
Ло…ка, тетра…ка, доро…ка
— Прочитайте слова и определите, какой частью речи они являются.
— Какая орфограмма в них пропущена?(Парная согласная в середине слова перед суффиксом к)
— Как мы проверим их правописание? (Путём подбора проверочного слова. Подбираем однокоренные слова с помощью суффиксов –очк-, -ечк-, -еньк-)
— Запишите эти слова вместе с проверочными словами в тетрадь.
-
Слайд 23-24.
У…кий, лё…кий, мя…кий, ре…кий, ни…кий, сла…кий
— Прочитайте слова и определите, какой частью речи они являются.
— Какая орфограмма в них пропущена? ?(Парная согласная в середине слова перед суффиксом к)
— Как мы проверим их правописание? (Путём подбора проверочного слова. Подбираем однокоренные слова с помощью суффикса –ок-)
— Запишите эти слова вместе с проверочными словами в тетрадь.
Вывод:
— В какой позиции могут стоять парные согласные? (в середине и на конце слова)
— В середине слова перед каким суффиксом чаще всего мы проверяем? (перед суффиксом –к-)
Слайд 25. Физкультминутка. ( Для глаз и снятия статического напряжения)
Поработали мы дружно,
Отдохнуть сейчас нам нужно.
Взглядом следить за движением солнышка на слайде.
Слайд 26. Устная работа.
В каких случаях проверка сделана верно?
Сторож – сторожка
Ловкий – ловко
Сладкий – сладость
Дуб – дубки
Резкий — резок
Слайд 27.
— Ребята, вам нужно доказать, в каком ряду все слова пишутся с парной согласной буквой В.
-
Тра( )ка, морко( )ка, жира( ).
-
Шка( ), ту( )ли, кана( )ка.
-
Рука( ), ло( )кий, ла( )ка.
-Значит, в каком ряду во всех словах пишется буква В? (третьем)
— Запишите в тетради третью строчку слов с проверочными словами.
Слайд 28. Самостоятельная работа.
— Допишите предложения словами с противоположным значением. В скобках напишите проверочные слова
Река широкая, а ручей……………………( ).
Камень тяжёлый, а пух…………………( ).
Редька горькая, а груша……………….. ( ).
— Как называются слова с противоположным значением?
Слайд 29-30
Восстановить деформированное предложение. Устно объяснить орфограммы.
з…ма, сн……ком, зав…лила, лё…ким, горо…
— Теперь запишите это предложение под диктовку.
Слайд 31.
Тест.
— А сейчас подводя итог нашего урока, проведем небольшой тест.
-
Подчеркни парные согласные.
з, б, к, н, с, ж, ч,
-
Подчеркни слова с парной согласной.
Лошадка, дом, ошибка, луг, нос
-
Вставь букву:
Обе.., кни..ка, берё..ка, носоро…
4. Подчеркни слова, которые являются проверочными
Сапог, снега, грибы, виноград, мороз, лебеди.
Слайд 32.
На слайде правильные ответы.
Самопроверка и оценивание.
— У кого допущены ошибки? (Коррекция).
7. Подведение итога урока.
—Работая по тестам, мы подвели итог нашим знаниям по теме: «Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными в корне»
Слайд 33. Дети отвечают на обобщающие вопросы.
-Выполнили ли мы намеченные задачи?
8. Рефлексия с помощью цветных кружков.
Слайд 34.
— Выберите и поднимите кружок соответствующего цвета.
-
На сегодняшнем уроке мне всё понятно.
-
Мне ещё надо поупражняться.
-
На этом уроке я плохо понял.
Оценки!!!