Урок русского языка учителя гимназии №26 г Жезказган Шин Т.С.
Тема: «Путешествие по частям речи» 3 класс.
Цели: 1. Обучающая, обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Части речи»
2. Развивающая: развивать мышление и память учащихся посредством анализа, сравнения и обобщения изученного материала, формирование навыков контроля и самоконтроля, развитие речи учащихся.
3. Коррекционная: формирование познавательного интереса через развитие мышления.
4. Воспитательная: воспитание учебной активности, усидчивости, внимания.
Оборудование: таблицы, кроссворд, видео-разминка.
Ход урока:
I Организационный момент.
Сегодня у нас с вами не просто урок русского языка, а урок – путешествие по частям речи.
— Кто может подсказать, что нужно для увлекательного путешествия?
Дети: удобная обувь, еда, транспорт и т.д.
Учитель: А для нашего путешествия по частям речи, как вы думаете, что необходимо?
Дети: Багаж знаний.
Учитель: Молодцы. Приготовились, собрались с мыслями и в путь. Остановка, от которой мы начинаем свое путешествие называется «Разминка»
II – Какое сегодня число? ( Запись числа)
Учитель: Скажите пожалуйста, какие части речи вы знаете? Назовите их.
Дети: Имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, наречие, предлог.
(На доске записано деформированное предложение)
За, раскаты, далеко, молодым, грома, послышались, лесом.
Задание: Составьте предложение из данных слов.
Учитель: Вот мы и добрались до следующей остановки, которая называется «Внимание».
Задание: Ещё раз прочитайте это предложение и запомните его. Письмо по памяти.
(Дети пишут предложение).
— Назовите части речи, которые вам встретились в этом предложении.
— Каких частей речи здесь больше всего?
Дети: Существительных.
— Следующая остановка называется «Имя существительное»
Учитель: Что называется именем существительным?
(Ответы детей)
— Это часть речи.
— Она отвечает на вопросы: Кто? Что?
— Обозначает предмет.
— Изменяется по родам, числам и падежам.
— Имеет три склонения.
Учитель: Ребята, давайте вернемся к нашему предложению. Найдите имя существительное в именительном падеже. (раскаты)
— Просклоняйте это существительное.
Учитель: А теперь найдите в этом предложении прилагательное.
(молодым)
— Как вы думаете будет называться наша следующая остановка?
(Имя прилагательное)
— Что такое имя прилагательное?
Дети: Это часть речи.
— Отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое?
— обозначает признак предмета.
— Изменяется по родам, числам и падежам.
— В предложении является второстепенным членом предложения.
— Согласуется с существительным в роде, числе и падеже.
Учитель: Молодцы. Движемся дальше. Следующая остановка называется «Преобразование». Образуйте от существительных
природа, рыба, тополь, ветер – словосочетания с прилагательными в мужском роде и запишите их.
(Класс делится на три команды)
Каждой группе дается определенное имя существительное, по которому они должны составить как можно больше прилагательных, которые описывают этот предмет. Первой группе- «собака», второй — «яблоко», третьей – «дом». У какой будет больше прилагательных, со словом этой группы составляется предложение и записывается в тетради.
— Найдите в этом предложении глагол. «Глагол» и будет нашей следующей остановкой.
Учитель: — Что такое глагол?
Дети: Это часть речи.
— Он обозначает действие предмета.
— Отвечает на вопросы: Что делал? Что делала? Что делаю? Что буду делать?
— Изменяется по числам, родам.
— В предложении является сказуемым .
— Имеет три времени: прошедшее, настоящее, будущее.
— Также бывает неопределенной формы и есть еще возвратные глаголы.
Учитель: Ребята, у нас на пути есть одно препятствие, которое нам нужно преодолеть. И это препятствие называется « Когда та говорят?».Подберите и запишите подходящий глагол, который объясняет каждое выражение.
-
«Живут как кошка с собакой» (ссорятся)
-
«Как в воду канул» (исчез»
-
«Упасть лицом в грязь» (опозориться)
Дети читают свои глаголы, которые записали.
Учитель: Ну вот, мы и добрались до конечной остановки, которая называется «Знатоки». На этой остановке вам предстоит решить
Кроссворд.
| 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. От существительного «привет» образуйте прилагательное мужского рода.
2. Запишите антоним к слову «до свидание».
3. Запишите синоним к прилагательному « красивый, пригожий» в женском роде.
4. В каком……. живешь, такого обычая и держишься.
5. Группы людей, объединенных общим делом, где проявляют заботу друг о друге.
Ответы:
1. Приветливый.
2. Здравствуйте.
3. Прекрасная.
4. Народ.
5. Коллектив.
Учитель: Ребята, вот и подошло к концу наше с вами путешествие по частям речи. На протяжении всего пути вы, как и любой школьный путешественник, воспользовались своим багажом знаний и доказали, что все препятствия вам по плечу.
Подведение итогов: Спасибо всем за работу.