Предмет: Русский язык
УМК «Гармония»
Учебник: Русский язык Авторы: М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко.
Класс: 3
Тип урока: Урок изучения нового материала
Тема: Размышляем о прошедшем времени (Правописание безударных суффиксов в глаголах прошедшего времени перед суффиксом –л.)
Цель: формировать умения грамотно писать суффиксы в глаголах прошедшего времени.
Задачи урока:
Предметные:
— открыть способ проверки написания безударных суффиксов в глаголах прошедшего времени перед суффиксом –л
Метапредметные:
Познавательные УУД:
— формирование общеучебных УУД:
-
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели при образовании и написании глаголов в форме прошедшего времени;
-
структурирования знаний при составлении алгоритма;
-
осознанное и произвольное построение речевого высказывания при ответе на вопросы учителя;
-
рефлексии при работе в парах и при выполнении дифференцированных заданий;
-
контроля и оценки при взаимопроверке и при заполнении листов самооценки.
— формирование логических УУД:
-
анализа и синтеза при нахождении глаголов среди других частей речи;
-
выбора основания для классификации объектов при делении глаголов на группы;
-
сравнения при наблюдении за суффиксами глаголов в неопределённой форме и в форме прошедшего времени;
-
обобщения на основе самостоятельного открытия учащимися способа проверки написания суффиксов в глаголах прошедшего времени перед суффиксом –л
Регулятивные УУД:
— формирование регулятивных УУД:
-
целеполагания через постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно;
-
контроля и коррекции при сравнении результата с заданным эталоном при проверке дифференцированных заданий;
-
оценки через осознание качества и уровня усвоения нового материала при заполнении листов самооценки;
Коммуникативные УУД:
— формирование коммуникативных УУД:
-
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками при групповой работе, работе в парах и при фронтальной работе;
-
умение точно и полно выражать свои мысли при формулировке вывода о правописании суффиксов в глаголах прошедшего времени;
-
умение аргументировать свою позицию и координировать её с позицией партнёра при подведении итогов групповой работы;
Личностные:
— ориентировать учащихся на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности, на самоанализ и самоконтроль результата
— способствовать формированию у учащихся осознания необходимости грамотно писать и беречь своё время
Формы организации познавательной деятельности: групповая, дифференцированная, фронтальная, работа в парах.
Метод обучения:
— частично-поисковый
Оборудование:
— мультимедийный проектор;
— компьютер;
— экран;
— мультимедийная презентация в программе Power Point;
— карточки для самопроверки и самооценки.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД и предметные действия | |
1.Орг. момент | — Здравствуйте, ребята. Сейчас у нас урок русского языка. — С каким настроением вы пришли на урок? (лист самооценки)
| В листе самооценки отмечают с каким настроением они пришли на урок | Коммуникативные УУД (сотрудничество с учителем, формирование умения слушать и слышать, создание эмоционально – познавательной мотивации)
Регулятивные УУД (нацеливание на успешную деятельность)
Личностные УУД (выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание к познанию нового)
|
2. Этап актуализации знаний
| Сегодня на электронную почту к нам пришло странное письмо.
«Какой я одинокий, несчастный старик! Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей… И главное, ничему ________________. Настоящие старики – те или доктора, или мастера, или академики, или учителя. А кому я нужен, когда я всего только ученик третьего класса? Мне даже и пенсия не положена — ведь я всего три года _____________ . Да и как _____________ – на двойки да на тройки, ничего______________ и ____________ . Что же со мной будет? Бедный я старик! Несчастный я мальчик! Чем же всё это кончится?»
— От кого может быть это письмо? (от Пети Зубова из произведения Е. Шварца «Сказка о потерянном времени») Как догадались?
— С каким настроением писал Петя это письмо?
— Почему он называет себя стариком? Зачем написал нам письмо? (чтобы мы не повторяли его ошибок)
— У вас на партах лежат часики разного цвета (деление на группы). О чём они нам будут напоминать? (надо беречь время)
— Понятен ли до конца смысл письма? Почему? (нет, пропущены слова)
— Можем ли мы восстановить письмо? Что для этого нужно? (вставить слова)
— Из данных слов выпишите в тетрадь в столбик те, которые можно вставить в данный текст. Решите орфографические задачи (один ученик у доски)
(Не)н. учиться, ученик, учёный, работа, работ.ть, (не)вид.ть, (не)слыш.ть (выписывают, объясняя орфограммы)
1) Не научиться, 2) работать, 3) не видеть, 4) не слышать.
(словесная оценка ответа)
— В какую группу можно объединить эти слова? (глаголы)
— Для чего выполняли это задание? (учились отличать глаголы от других частей речи; учились грамотно писать глаголы в неопределённой форме)
— Для чего нам это нужно? (писать с ошибками на родном языке – стыдно)
— Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с глаголом.
— Что такое глагол?
— Что общего во всех глаголах? — Какое задание вы бы предложили выполнить с этими глаголами? (Разделите глаголы на группы).
Работа в группах
1. 1. не научиться 2. работать (основание: с частицей не – без частицы не) 3. не видеть 4. не слышать
2. 1. не научиться 2. работать 3. не видеть 4. не слышать (основание: 1) вопросы – что сделать? что делать? 2) ударный суффикс перед ть, безударный суффикс перед ть, 3) с приставкой – без приставки, 4)с суффиксом -ся, без суффикса -ся) Способ деления один, а оснований несколько
— По значению эти глаголы подходят для текста? Вставляем.
«Какой я одинокий, несчастный старик! Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей… И главное, ничему не научиться . Настоящие старики – те или доктора, или мастера, или академики, или учителя. А кому я нужен, когда я всего только ученик третьего класса? Мне даже и пенсия не положена — ведь я всего три года работать. Да и как работать – на двойки да на тройки, ничего не видеть и не слышать. Что же со мной будет? Бедный я старик! Несчастный я мальчик! Чем же всё это кончится?»
— Прочитайте. Что не так? (слова не связаны друг с другом, у глаголов нужно изменить форму)
— Как изменяются глаголы? (по временам, по числам, в прошедшем времени по родам, в настоящем и будущем времени по лицам)
| Отвечают на вопросы учителя
Устно анализируют слова, выбирают те из них, которые можно вставить в текст. Выписывают их в тетрадь, решая орфографические задачи.
Делят слова на группы по разным основаниям.
Анализируют получившийся текст, делают выводы. Отвечают на вопросы учителя. | Приём «яркое пятно»
Личностные УУД (нравственно-этическая ориентация)
Коммуникативные УУД (умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами)
Логические УУД (анализ, синтез)
Личностные УУД (нравственно-этическая ориентация)
Коммуникативные УУД (умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами)
Логические УУД (выбор оснований для классификации))
Коммуникативные УУД (умение слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении, умение аргументировать свою позицию и координировать её с позицией партнёра)
Общеучебные УУД (осознанное и произвольное построение речевого высказывания)
|
3. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. | Постановка проблемы.
Работа в парах.
— Вставьте в текст эти глаголы, выбрав для них нужную форму.
«Какой я одинокий, несчастный старик! Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей… И главное, ничему не научился . Настоящие старики – те или доктора, или мастера, или академики, или учителя. А кому я нужен, когда я всего только ученик третьего класса? Мне даже и пенсия не положена — ведь я всего три года работ.л. Да и как работ.л – на двойки да на тройки, ничего не вид.л и не слыш.л. Что же со мной будет? Бедный я старик! Несчастный я мальчик! Чем же всё это кончится?»
— Какая форма глаголов подошла для этого текста.? (пр. в., ед. ч. м.р.)
— Кто справился легко?
— Были ли слова, написание которых вызвало затруднение? (безударный суффикс – опасное место)
— Чему же ещё нам самим нужно научиться? ( писать безударные суффиксы в глаголах прошедшего времени перед -л)
Это тема нашего урока.
Проектирование и фиксация нового знания.
Работа в парах.
— Понаблюдайте, каким способом слова объединили парами. Для чего? (глагол неопр. ф – глагол прош. в. высказывания детей)
Слайд: таять видеть строить та.л вид.л стро.л
— Кто увидел закономерность?
Вывод: В глаголах прошедшего времени пишется тот же суффикс, что и в неопределённой форме перед –ть)
Реализация построенного проекта.
— Сравним наши выводы с выводом в учебнике. стр.109 (правило) Это новая орфограмма.
Физкультминутка. (Я называю разные части речи: если вы слышите глагол – приседаете, если другие части речи – хлопаете в ладоши
Рыбак, рыбачил, рыбный Замолчали, молчание, молчаливый Смешной, смех, смешил Чёрный, чернел, чернота
| Вставляют в текст глаголы, выбрав для них нужную форму.
В глаголах прошедшего времени с безударным суффиксом оставляют окошки, т. к. не могут объяснить его написание.
Наблюдают за парами слов, находят закономерность, делают выводы.
Читают правило в учебнике, сравнивают свои выводы с правилом |
Коммуникативные УУД (сотрудничество)
Личностные УУД (знание основных моральных норм работы в паре — справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);
Регулятивные УУД (целеполагание — постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно)
Общеучебные УУД (осознанное и произвольное построение речевого высказывания)
Общеучебные УУД (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели)
Общеучебные УУД (поиск и выделение необходимой информации)
Логические УУД (сравнение)
Логические УУД (обобщение)
|
4. Этап усвоения нового знания. | Первичное закрепление.
1) — Вернёмся к тексту. Так как же точно узнать, какой безударный суффикс нужно написать в глаголах, которые вызвали у нас сомнение?
работать — работал не видеть – не видел не слышать – не слышал
— Запишем наши действия в виде схемы
2) Составление алгоритма: неопр. ф. – суффикс перед –ть
прош в. – суффикс перед –л
3) — Какое задание нам предстоит выполнить? Для чего? (Научиться писать слова с новой орфограммой)
Списать предложение, решив орфографические задачи. В скобках перед глаголами писать проверочные слова)
Так Петя дум.л и шагал, шагал и дум.л и сам не замет.л, как попал в лес.
— Чему мы учились, выполняя это задание? (писать безударные суффиксы в глаголах прошедшего времени)
— Где эти знания нам пригодятся?
|
Пользуясь правилом, вставляют безударные суффиксы в глаголы прошедшего времени.
Составляют алгоритм
Списывают предложение, решив орфографические задачи.
|
Коммуникативные УУД (умение точно и полно выражать свои мысли)
Общеучебные УУД (структурирование знаний)
Регулятивные УУД (составление последовательности действий)
|
5. Этап закрепления нового материала. | — Кто готов попробовать свои силы самостоятельно? 1) Дифференциация по уровню сложности. 1 группа плакать – плак.л строить – стро.л Спишите пары слов, вставив пропущенные буквы и выделив орфограммы.
2 группа Поставьте глаголы в указанную форму. Выделите орфограммы. прыгать – пр.в., м.р. (прыгал) клеить – пр. в., ж.р. падать – пр.в. ср. р. слушать – пр. в. мн. ч.
3 группа Используя данные глаголы, составьте новые глаголы по аналогии. Запишите их парами: неопр. ф. – пр.в. Налить (солить) собирать Нажать (………..) летать (лежать) Глядеть (………..) висеть (видеть)
Проверка
(каждый ученик проверяет себя самостоятельно и оценивает правильность выполнения по шкале)
Всем группам: Устно составьте предложение так, чтобы в нём были употреблены любые два ваших глагола в форме прошедшего времени.
2) Тетрадь «Потренируйся» упр. 81 самостоятельно (взаимопроверка по шкале)
| Самостоятельная работа
Проверяют свою работу по образцу.
Работа в тетрадях с печатной основой.
|
Регулятивные УУД (контроль и коррекция)
Общеучебные УУД (рефлексии при сравнении результатов самостоятельной работы с предложенным эталоном)
Коммуникативные УУД (управление поведением партнёра, контроль и оценка его действий)
|
6. Этап подведения итогов.
| — Чему учились на уроке? Чему мы могли бы научить Петю? А Петя нас чему-нибудь научил? Что понравилось? Что было трудным?
Оцените свою работу на уроке. Оцените свои знания по теме «Глагол» ОЦЕНКИ
Домашнее задание: упр 292 (1 и2 группы), упр. 293 (3 группа)
| Отвечают на вопросы. Оценивают свою работу на уроке и свои знания. |
Регулятивные УУД (осознание качества и уровня усвоения нового материала и оценки результатов работы)
Общеучебные УУД (контроль и оценка при заполнении листов самооценки)
Личностные УУД (нравственно-этическая ориентация)
|