Предмет: Русский язык

УМК «Гармония»

Учебник: Русский язык Авторы: М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко.

Класс: 3

Тип урока: Урок изучения нового материала

Тема: Размышляем о прошедшем времени (Правописание безударных суффиксов в глаголах прошедшего времени перед суффиксом –л.)

Цель: формировать  умения грамотно писать суффиксы в глаголах прошедшего времени.

Задачи урока:

Предметные:

— открыть способ проверки написания безударных суффиксов в глаголах прошедшего времени перед суффиксом –л

Метапредметные:

Познавательные УУД:

— формирование общеучебных УУД:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели при образовании и написании глаголов в форме прошедшего времени;

  • структурирования знаний при составлении алгоритма;

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания при ответе на вопросы учителя;

  • рефлексии при работе в парах и при выполнении дифференцированных заданий;

  • контроля и оценки при взаимопроверке и при заполнении листов самооценки.

— формирование логических УУД:

  • анализа и синтеза при нахождении глаголов среди других частей речи;

  • выбора основания для классификации объектов при делении глаголов на группы;

  • сравнения при наблюдении за суффиксами глаголов в неопределённой форме и в форме прошедшего времени;

  • обобщения на основе самостоятельного открытия учащимися способа проверки написания суффиксов в глаголах прошедшего времени перед суффиксом –л

Регулятивные УУД:

— формирование регулятивных УУД:

  • целеполагания через постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно;

  • контроля и коррекции при сравнении результата с заданным эталоном при проверке дифференцированных заданий;

  • оценки через осознание качества и уровня усвоения нового материала при заполнении листов самооценки;

Коммуникативные УУД:

— формирование коммуникативных УУД:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками при групповой работе, работе в парах и при фронтальной работе;

  • умение точно и полно выражать свои мысли при формулировке вывода о правописании суффиксов в глаголах прошедшего времени;

  • умение аргументировать свою позицию и координировать её с позицией партнёра при подведении итогов групповой работы;

Личностные:

— ориентировать учащихся на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности, на самоанализ и самоконтроль результата

— способствовать формированию у учащихся осознания необходимости грамотно писать и беречь своё время

Формы организации познавательной деятельности: групповая, дифференцированная, фронтальная, работа в парах.

Метод обучения:

— частично-поисковый

Оборудование:

— мультимедийный проектор;

— компьютер;

— экран;

— мультимедийная презентация в программе Power Point;

— карточки для самопроверки и самооценки.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

1.Орг. момент

— Здравствуйте, ребята. Сейчас у нас урок русского языка.

— С каким настроением вы пришли на урок? (лист самооценки)

В листе самооценки отмечают с каким настроением они пришли на урок

Коммуникативные УУД (сотрудничество с учителем, формирование умения слушать и слышать, создание эмоционально – познавательной мотивации)

Регулятивные УУД (нацеливание на успешную деятельность)

Личностные УУД (выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание к познанию нового)

2. Этап актуализации знаний

Сегодня на электронную почту к нам пришло странное письмо.

«Какой я одинокий, несчастный старик! Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей… И главное, ничему ________________. Настоящие старики – те или доктора, или мастера, или академики, или учителя. А кому я нужен, когда я всего только ученик третьего класса? Мне даже и пенсия не положена — ведь я всего три года _____________ . Да и как _____________ – на двойки да на тройки, ничего______________ и ____________ . Что же со мной будет? Бедный я старик! Несчастный я мальчик! Чем же всё это кончится?»

— От кого может быть это письмо? (от Пети Зубова из произведения Е. Шварца «Сказка о потерянном времени») Как догадались?

— С каким настроением писал Петя это письмо?

— Почему он называет себя стариком? Зачем написал нам письмо? (чтобы мы не повторяли его ошибок)

— У вас на партах лежат часики разного цвета (деление на группы). О чём они нам будут напоминать? (надо беречь время)

— Понятен ли до конца смысл письма? Почему? (нет, пропущены слова)

— Можем ли мы восстановить письмо? Что для этого нужно? (вставить слова)

— Из данных слов выпишите в тетрадь в столбик те, которые можно вставить в данный текст. Решите орфографические задачи (один ученик у доски)

(Не)н. учиться, ученик, учёный, работа, работ.ть, (не)вид.ть, (не)слыш.ть (выписывают, объясняя орфограммы)

1) Не научиться,

2) работать,

3) не видеть,

4) не слышать.

(словесная оценка ответа)

— В какую группу можно объединить эти слова? (глаголы)

— Для чего выполняли это задание? (учились отличать глаголы от других частей речи; учились грамотно писать глаголы в неопределённой форме)

— Для чего нам это нужно? (писать с ошибками на родном языке – стыдно)

— Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с глаголом.

— Что такое глагол?

— Что общего во всех глаголах?

— Какое задание вы бы предложили выполнить с этими глаголами? (Разделите глаголы на группы).

Работа в группах

1. 1. не научиться 2. работать (основание: с частицей не – без частицы не)

3. не видеть

4. не слышать

2. 1. не научиться 2. работать

3. не видеть

4. не слышать

(основание: 1) вопросы – что сделать? что делать? 2) ударный суффикс перед ть, безударный суффикс перед ть, 3) с приставкой – без приставки, 4)с суффиксом -ся, без суффикса -ся)

Способ деления один, а оснований несколько

— По значению эти глаголы подходят для текста? Вставляем.

«Какой я одинокий, несчастный старик! Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей… И главное, ничему не научиться . Настоящие старики – те или доктора, или мастера, или академики, или учителя. А кому я нужен, когда я всего только ученик третьего класса? Мне даже и пенсия не положена — ведь я всего три года работать. Да и как работать – на двойки да на тройки, ничего не видеть и не слышать. Что же со мной будет? Бедный я старик! Несчастный я мальчик! Чем же всё это кончится?»

— Прочитайте. Что не так? (слова не связаны друг с другом, у глаголов нужно изменить форму)

— Как изменяются глаголы? (по временам, по числам, в прошедшем времени по родам, в настоящем и будущем времени по лицам)

Отвечают на вопросы учителя

Устно анализируют слова, выбирают те из них, которые можно вставить в текст. Выписывают их в тетрадь, решая орфографические задачи.

Делят слова на группы по разным основаниям.

Анализируют получившийся текст, делают выводы. Отвечают на вопросы учителя.

Приём «яркое пятно»

Личностные УУД (нравственно-этическая ориентация)

Коммуникативные УУД

(умение строить

речевое высказывание в соответствии с поставленными

задачами)

Логические УУД (анализ, синтез)

Личностные УУД (нравственно-этическая ориентация)

Коммуникативные УУД

(умение строить

речевое высказывание в соответствии с поставленными

задачами)

Логические УУД (выбор оснований для классификации))

Коммуникативные УУД (умение слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении, умение аргументировать свою позицию и координировать её с позицией партнёра)

Общеучебные УУД (осознанное и произвольное построение речевого высказывания)

3. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Постановка проблемы.

Работа в парах.

— Вставьте в текст эти глаголы, выбрав для них нужную форму.

«Какой я одинокий, несчастный старик! Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей… И главное, ничему не научился . Настоящие старики – те или доктора, или мастера, или академики, или учителя. А кому я нужен, когда я всего только ученик третьего класса? Мне даже и пенсия не положена — ведь я всего три года работ.л. Да и как работ.л – на двойки да на тройки, ничего не вид.л и не слыш.л. Что же со мной будет? Бедный я старик! Несчастный я мальчик! Чем же всё это кончится?»

— Какая форма глаголов подошла для этого текста.? (пр. в., ед. ч. м.р.)

— Кто справился легко?

— Были ли слова, написание которых вызвало затруднение? (безударный суффикс – опасное место)

— Чему же ещё нам самим нужно научиться? ( писать безударные суффиксы в глаголах прошедшего времени перед -л)

Это тема нашего урока.

Проектирование и фиксация нового знания.

Работа в парах.

— Понаблюдайте, каким способом слова объединили парами. Для чего? (глагол неопр. ф – глагол прош. в. высказывания детей)

Слайд: таять видеть строить

та.л вид.л стро.л

— Кто увидел закономерность?

Вывод: В глаголах прошедшего времени пишется тот же суффикс, что и в неопределённой форме перед –ть)

Реализация построенного проекта.

— Сравним наши выводы с выводом в учебнике. стр.109 (правило) Это новая орфограмма.

Физкультминутка. (Я называю разные части речи: если вы слышите глагол – приседаете, если другие части речи – хлопаете в ладоши

Рыбак, рыбачил, рыбный

Замолчали, молчание, молчаливый

Смешной, смех, смешил

Чёрный, чернел, чернота

Вставляют в текст глаголы, выбрав для них нужную форму.

В глаголах прошедшего времени с безударным суффиксом оставляют окошки, т. к. не могут объяснить его написание.

Наблюдают за парами слов, находят закономерность, делают выводы.

Читают правило в учебнике, сравнивают свои выводы с правилом

Коммуникативные УУД (сотрудничество)

Личностные УУД (знание основных моральных норм работы в паре — справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);

Регулятивные УУД (целеполагание — постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно)

Общеучебные УУД (осознанное и произвольное построение речевого высказывания)

Общеучебные УУД (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели)

Общеучебные УУД (поиск и выделение необходимой информации)

Логические УУД (сравнение)

Логические УУД (обобщение)

4. Этап усвоения нового знания.

Первичное закрепление.

1) — Вернёмся к тексту. Так как же точно узнать, какой безударный суффикс нужно написать в глаголах, которые вызвали у нас сомнение?

работать — работал

не видеть – не видел

не слышать – не слышал

— Запишем наши действия в виде схемы

2) Составление алгоритма:

неопр. ф. – суффикс перед –ть

прош в. – суффикс перед –л

3) — Какое задание нам предстоит выполнить? Для чего? (Научиться писать слова с новой орфограммой)

Списать предложение, решив орфографические задачи. В скобках перед глаголами писать проверочные слова)

Так Петя дум.л и шагал, шагал и дум.л и сам не замет.л, как попал в лес.

— Чему мы учились, выполняя это задание? (писать безударные суффиксы в глаголах прошедшего времени)

— Где эти знания нам пригодятся?

Пользуясь правилом, вставляют безударные суффиксы в глаголы прошедшего времени.

Составляют алгоритм

Списывают предложение, решив орфографические задачи.

Коммуникативные УУД (умение точно и полно выражать свои мысли)

Общеучебные УУД (структурирование знаний)

Регулятивные УУД (составление последовательности действий)

5. Этап закрепления нового материала.

— Кто готов попробовать свои силы самостоятельно?

1)

Дифференциация по уровню сложности.

1 группа

плакать – плак.л

строить – стро.л

Спишите пары слов, вставив пропущенные буквы и выделив орфограммы.

2 группа

Поставьте глаголы в указанную форму. Выделите орфограммы.

прыгать – пр.в., м.р. (прыгал)

клеить – пр. в., ж.р.

падать – пр.в. ср. р.

слушать – пр. в. мн. ч.

3 группа

Используя данные глаголы, составьте новые глаголы по аналогии. Запишите их парами: неопр. ф. – пр.в.

Налить (солить) собирать

Нажать (………..) летать (лежать)

Глядеть (………..) висеть (видеть)

Проверка

(каждый ученик проверяет себя самостоятельно и оценивает правильность выполнения по шкале)

Всем группам: Устно составьте предложение так, чтобы в нём были употреблены любые два ваших глагола в форме прошедшего времени.

2) Тетрадь «Потренируйся» упр. 81 самостоятельно (взаимопроверка по шкале)

Самостоятельная работа

Проверяют свою работу по образцу.

Работа в тетрадях с печатной основой.

Регулятивные УУД (контроль и коррекция)

Общеучебные УУД (рефлексии при сравнении результатов самостоятельной работы с предложенным эталоном)

Коммуникативные УУД (управление поведением партнёра, контроль и оценка его действий)

6. Этап подведения итогов.

— Чему учились на уроке? Чему мы могли бы научить Петю? А Петя нас чему-нибудь научил? Что понравилось? Что было трудным?

Оцените свою работу на уроке.

Оцените свои знания по теме «Глагол»

ОЦЕНКИ

Домашнее задание: упр 292 (1 и2 группы), упр. 293 (3 группа)

Отвечают на вопросы. Оценивают свою работу на уроке и свои знания.

Регулятивные УУД (осознание качества и уровня усвоения нового материала и оценки результатов работы)

Общеучебные УУД (контроль и оценка при заполнении листов самооценки)

Личностные УУД (нравственно-этическая ориентация)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here