Конспект урока русского языка в 3 классе

Тема урока: «Закрепление знаний о суффиксе»

Цель урока: закрепить знания о суффиксе и его роли в слове.

Задачи: 1) обобщить и систематизировать знания учащихся о словообразовательной роли суффикса в русском языке;

2) формировать умение образовывать слова с помощью суффиксов, выполнять разбор слов по составу;

3) развивать коммуникативные качества личности – толерантность, ответственность, самостоятельность.

Оборудование: раздаточный материал, толковый словарь С.И.Ожегова, иллюстрация сказочного героя, набор суффиксов, сигнальные карточки, листы контроля.

Ход урока.

1. Организационный момент.

С добрым утром! Начат день!

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и писать!

2. Актуализация знаний.

1) Повторение изученного материала.

— Назовите тему, которую мы изучаем? (Состав слова.)

— Что вы должны знать по данной теме? (Из каких частей состоит слово. Что такое корень, приставка, суффикс и окончание.)

— Что вы должны уметь? (Выполнять разбор слова по составу.)

2)Тест.

— Соедините линиями понятие и его значение.

1.Корень слова

А) изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении

2.Окончание

Б) изменяемая часть слова, стоящая после корня и служащая для образования новых родственных слов

3.Приставка

В) общая значимая часть всех родственных слов

4.Суффикс

Г) изменяемая часть слова, стоящая перед корнем и служащая для образования новых родственных слов

— Оцените работу вашего товарища.

Взаимопроверка в парах.(1-в, 2-а, 3-г, 4-б)

3. Самоопределение к деятельности.

— Сегодня к нам на урок пришёл необычный гость. Рассмотрите его внимательно и сформулируйте тему урока. (Мальчик-суффикс)

— Что вы знаете о суффиксе?

-Как вы думаете, зачем Мальчик-суффикс принёс с собой корзинку? (Будем находить в словах суффиксы и собирать их в эту корзинку).

— А ещё? Вспомните, для чего служит суффикс? (Будем с помощью разных суффиксов образовывать новые слова).

4. Минутка чистописания.

На доске: большой – маленький

война — …

гладить — …

— Внимательно посмотрите на данную запись. Если вы правильно сформулируете и выполните задание к ней, то без труда определите букву, которую нам предстоит прописать на минутке чистописания. (К словам из 1 столбика подобрать антонимы, которые начинаются с буквы М)

— Что такое антонимы?

— Составьте с первой парой антонимов предложения, сравнив 2 предмета.

— Мы будем прописывать букву М. Какие буквы спрятались в ней? Определите порядок следования букв в этом ряду.

На доске: мло омл лом

— Запишите данный ряд букв до конца строки в указанной последовательности.

— На второй строке запишите по памяти 3 антонима на букву М.

— Оцените, как вы выполнили минутку чистописания. (Используются сигнальные карточки).

5. Словарная работа.

— Словарное слово, с которым мы сегодня познакомимся, душистое и сладкое на вкус. Угадайте его, решив задачку хитрого прямоугольника.

о

р

е

и

п

а

г

р

а

о

т

а

и

с

т

М

о

р

е

А/О

Л

и

п

а

И

г

р

а

Н

о

т

а

А

и

с

т

— Как вы объясните, что такое МАЛИНА?

— Зачитайте, какое толкование этого слова даётся в словаре С.И.Ожегова.

— Посмотрите на наш прямоугольник. Он не может решить одну орфографическую задачу. Какую?

(Не знает, какую безударную гласную нужно написать в корне слова МАЛИНА).

Этимологическая справка.

— Давайте обратимся к происхождению названия этой ягоды: одни считают, что название связано с цветом. Другие обращают внимание на её форму. Ягодка малины состоит из маленьких зёрнышек. Видимо, слова МАЛЕНЬКИЙ, МАЛЫЙ и определили название ягоды.

— Скажите, какую безударную гласную нужно написать в корне слова МАЛИНА? Какое слово в нём спряталось? (МАЛ) Запомните его, оно поможет вам никогда не ошибаться в написании этого слова.

— Запишите слово в тетрадь, обозначьте орфограмму и выделите слово-помощник.

6. Развитие речи.

— Прочитайте фразу. Подумайте, что она обозначает?

На доске: Не жизнь, а малина.

(Очень хорошую сладкую жизнь).

— Почему в этой фразе употребили слово малина?

— Итак, качества ягоды малины (сладкая, приятная) переносятся на другие предметы: жизнь, звон (малиновый звон — красивый, нежный звук). А слова малина, малиновый в этих фразах имеют переносный смысл.

— Придумайте короткий рассказ, закончив его этой фразой.

(Дима отдыхал летом у бабушки в деревне. Каждый день он загорал, купался в озере, ходил в лес за земляникой, играл с деревенскими мальчишками. Вообщем, у него была не жизнь, а малина!)

7. Работа по теме урока.

1) Образуйте ряд однокоренных слов (ученики определяют слово по его лексическому значению)

На доске: малина, малинка, малинник, малиновое.

— Устно составьте предложения с данными словами.

— Какие слова мы записали?

— Что такое однокоренные слова?

— Как пишется корень в однокоренных словах?

— При помощи чего образовали новые слова?

— Выполните разбор этих слов по составу (1 ученик работает у доски).

— Проверьте выполненное задание.

Оцените свою работу, если всё правильно, то поставьте на полях знак «+»

— Какие суффиксы положим в нашу корзинку? (- к -, — ник -, — ов -)

2) Образование новых слов при помощи суффиксов.

— Рассмотрите схему. Составьте слова с данными суффиксами, запишите их по вариантам, обозначьте суффиксы.

— Оцените работу товарища. (Взаимопроверка)

— Если всё правильно, то поставьте на полях знак «+».

— Какие слова образовали при помощи суффиксов -ник-, -ист-, -щик- и что они обозначают? (Печник, машинист, стекольщик. Название предмета по роду занятий).

— Какое значение приобретают слова, образованные при помощи суффиксов –онок-, -ок-, -к-? (Зайчонок, дубок, рыбка. Уменьшительно-ласкательное значение).

— Какие суффиксы положим в корзинку? (- ник -, — ист -, — щик -, — онок -, — ок -, — к -).

3) Работа с текстом.

(Чтение по ролям отрывка из рассказа Н.Носова «Фантазёры»)

— Вспомните название и автора данного произведения.

— Вам понравилось, как читали ребята?

— Как вы их поблагодарите? (Аплодисментами).

— Назовите однокоренные слова, которые встретились в тексте (Ведро — вёдрышко).

— В чём разница?

-Выделите суффикс. Устно образуйте при помощи суффиксов — ышк -, — ишк — новые слова.

На карточке: гнездо — ……., дом — ……., пальто — ……, крыло — …….

— Какое значение придают словам данные суффиксы? (Уменьшительно-ласкательное, пренебрежительное).

— Какие суффиксы положим в корзинку? (-ышк-, -ишк-).

Физминутка.

Шли по крыше 3 кота,

Три кота Василия.

Поднимали 3 хвоста

Прямо в небо синее.

Сели киски на карниз,

Посмотрели вверх и вниз.

И сказали 3 кота:

«Красота! Красота!»

4) –Ребята, я надеваю волшебные увеличительные очки и вижу перед собой не кота, а …(котище).

У него не усы, а ….(усищи), не глаза, а …(глазищи), не хвост, а …. (хвостище).

— При помощи какого суффикса образовались новые слова? (-ищ-)

— На что указывает суффикс – ищ -? (На то, что предмет очень большой).

— В книге Н.Носова «Незнайка в Солнечном городе» встречаются герои с такими фамилиями: Таракашкин, Штанишкин, Сапожкин. Как вы думаете, это малыши или великаны?

— А теперь представьте, что вы надели увеличительные очки, какие у них теперь будут фамилии?

(Тараканищин, Сапожищин, Штанищин).

— Какое правило нужно помнить при написании имён собственных?

— Какой суффикс положим в корзинку? (- ищ -)

5) Самостоятельная работа.

Дифференцированные задания.

1 группа: с помощью разных суффиксов образовать новые слова и выполнить разбор слов по составу.

2 группа: используя данные суффиксы, образовать однокоренные слова, выделить в них корень и суффикс.

3 группа: записать однокоренные слова по образцу, выделить в них суффикс.

Проверка задания:

Учащиеся 2 и 3 группы выполняют самопроверку (сверка с листом контроля).

Учащиеся 3 группы организуют взаимопроверку.

— Оцените свою работу с помощью «светофора».

8. Рефлексия.

Игра «Составь словечко».

— Ваша задача – составить слово из частей разных слов. Например:

Корень мой находится в цене,

В очерке найди приставку мне.

Суффикс мой в тетрадке все встречали.

Вся же – в дневнике я и в журнале. (Оценка)

Учащиеся работают в парах (задание оформлено на карточках).

Проверка (по цепочке).

— Оцените свою работу на уроке с помощью «светофора».

9. Итог урока.

— Вспомните тему нашего урока.

— Чему учились на уроке?

— Пришло время заглянуть в нашу корзинку. Посмотрите, сколько вы собрали суффиксов. Давайте проверим, хорошо ли вы их запомнили. Я буду доставать суффикс из корзинки, а вы должны привести пример слова и сказать, какое значение придаёт слову данный суффикс.

— Что же такое суффикс и для чего он служит?

Учитель зачитывает стихотворение-загадку:

После корня он стоит, перед окончанием,

Его я если заменю, другое слово получу.

Обозначают уголком, называют….. (суффиксом).

— Понравился ли вам урок? Покажите ваше настроение (используются смайлики).

— Уроку нашему пришёл ….. (конец!)

Кто работал ……(молодец!)

10. Домашнее задание: (по выбору)

1) Придумать 5 слов для проведения игры «Составь словечко».

2) Рабочая тетрадь №2, с.47, упр.117 ( авт. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий).

3)Составить орфографическую минутку из 10 слов с изученными суффиксами.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here