Муниципальное учреждение «Управление дошкольного образования»

Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района

«Детский сад комбинированного вида с группами

для детей с нарушениями речи № 68»

Конспект урока для 3 класса

«Развитие эмоционального словаря

для детей старшего возраста»

подготовила воспитатель

Воробьёва Раиса

Александровна

г. Нижнекамск

2012 г.

Аксаков писал: «Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира»

Воссоздание это идет всю жизнь, но особенно интенсивно – в первые годы жизни. И очень важно помочь ребенку как можно успешнее овладеть прекрасным даром. Поэтому мы в детском саду стараемся, чтобы ребенок ушел в школу с уже хорошо развитой речью — это намного облегчит ему вступление в школьную жизнь. Дети пришли в нашу старшую логопедическую группу с общим недоразвитием речи. Речевые нарушения возникают как следствие воздействия широкого спектра причин. Поэтому занятия, помимо отработки самой техники речи, должны быть ориентированы на развитие коммуникативных возможностей ребенка, отрабатываемые слова и словосочетания должны включаться в детские высказывания. Немаловажную роль играет развитие эмоционального словаря детей, потому что эмоции и чувства тесно связаны с развитием речи и речевым общением. Они в значительной мере обусловлены эмоциональной чувствительностью ребенка к воздействиям взрослого (тону общения, тембру голоса). Эмоциональная окрашенность речи предопределяет эффективность общения, поскольку состояние эмоциональной напряженности влияет на речевое высказывание. Речь не только передает мысли, но и характеризует эмоциональность человека, формирует его чувства. Понимание эмоциональных переживаний происходит параллельно с речевым развитием и во взаимосвязи с ним.

Чтобы в речи детей появились слова, описывающие эмоциональные состояния, чтобы дети использовали разнообразные языковые средства, чтобы их высказывания были выразительными, я сначала изучила методику, разработанную в лаборатории развития речи и речевого общения Московского института дошкольного образования и семейного воспитания под руководством Ф.А.Сохина и О.С.Ушаковой. В своей работе использовала упражнения Л.П.Стрелковой и М.И.Чистяковой, занятия С.И.Семенака, «Психологические занятия с дошкольниками» Н.ЮКуражевой, Н.В.Бараевой.

Занятия проводила в определенной последовательности.

  • Беседы о различных эмоциональных состояниях (радости, страхе, грусти и т.д.);

  • Упражнения – этюды для выражения с помощью мимики и пантомимики определенных эмоций, для различия сходных и противоположных эмоциональных состояний;

  • Рисование под музыку различных эмоциональных переживаний;

  • Чтение художественной литературы и определение эмоциональных характеристик персонажей сказок;

  • Составление рассказов на заданную тему отражающих эмоциональные переживания ребенка;

  • Комплексные занятия, включающие использование разных видов художественной деятельности: изобразительной, музыкальной, речевой.

На начальном этапе я уделяла внимание развитию умения различать эмоциональные состояния, выделять в них что-то главное, значимое для ребенка. Показывала пиктограмму злости и спрашивала:

  • Какое лицо у этого человека? (злое, некрасивое)

  • Вам оно нравится? (нет, не нравится)

  • Когда бывает такое лицо? (когда рассердится)

  • Что надо сделать, чтобы этот человек не злился, а стал веселым и добрым? (надо поговорить с ним; поиграть)

  • «Как выглядит человек, когда он боится?» (У него зубы стучат, он дрожит, глаза круглые)

  • А если человек ничего не боится, какой он? (смелый, храбрый, отважный)

Хорошо помогла определить эмоциональное состояние окружающих игра «Волшебные острова». Дети делились на группы и изображали жителей островов: на одном острове люди были всегда веселые, а на другом — жили плаксы, на третьем — всегда дрожали от страха и т.д. Выбранный ведущий должен сказать, как называется остров. («Грустный остров», «Остров слез», «Остров невезения»), а остальные дети показывали эмоциональные состояния, соответствующие названию острова. Также предлагала придумать короткие рассказы на темы «Клоун удивился» , «Круглые глазки» (удивление, страх), «Разъяренный медведь» (гнев, злость), «Старый жук» (печаль). После таких игр, упражнений у детей появилось желание включаться в речевую деятельность, потому что накопились знания и впечатления, которые становились содержанием высказывания.

Третий вид занятий, который дал эффективное развитие эмоционального словаря дошкольников, проводила совместно с преподавателем ИЗО. Я прочитала сказку «Царевна- лягушка», провела беседу: Мы видим, что все герои в разных ситуациях испытывают различные чувства. Скажите:

  • Какие чувства испытывал Иван-царевич, когда нашел свою стрелу рядом с лягушкой? (Страх, удивление, грусть)

  • А когда лягушка превратилась в девицу- красавицу, каким он стал? (Радостным, счастливым)

  • А радовались Баба Яга, Кощей Бессмертный? (Нет, они злые)

После беседы преподаватель ИЗО предложила детям нарисовать по выбору главных героев: злого Кощея, печального Ивана-царевича, приветливую Василису Премудрую, используя только один наиболее подходящий цвет. Затем дети объяснили, почему они выбрали тот или иной цвет для передачи эмоционального состояния героя сказки. Например, Тагир объяснил так: «Кощей- злой, коварный, у него черное сердце, поэтому я использовал черный цвет». А Алина представила так: «Василиса Премудрая- добрая, хорошая, красивая. Ей больше красный цвет подходит».

Вместе с преподавателем ИЗО провели упражнение «Джунгли», фоном был отрывок из музыкального произведения. Я спросила детей:

  • Что такое лес? (растёт много разных деревьев)

  • Каким бывает лес? (Сказочным, дремучим, страшным, веселым)

  • А вы знаете, что такое джунгли? (непроходимый лес)

  • Где вы их видели? (в кино, на картинках)

Представьте себе, что вы попали в джунгли. Вам поможет в этом музыка.

  • Что вы чувствуете? (страх, удивление)

Попытайтесь зарисовать ваше настроение. Потом обсуждали как содержание рисунка, так и чувства, которые дети испытывали при его создании. Основной задачей таких занятий, заданий, упражнений становилось формирование представлений о существовании понятий, обозначающих эмоции, с помощью наглядных средств. Дети учились понимать, что каждое эмоциональное состояние имеет свое название, признаки, качества, свойства, а также силу проявления.

Следующий вид занятия по развитию эмоционального словаря дошкольников:

  • Чтение художественной литературы и определение эмоциональных характеристик персонажей сказок; составление рассказов на заданную тему, я проводила совместно с педагогом- психологом. Я прочитала отрывки из сказки А. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино», затем провела беседу:

  • Давайте вспомним, каким был в сказке Буратино? (Веселым, непослушным).

  • Как другими словами можно сказать про него, какой он? (Веселый, озорной, смешливый, резвый, легкомысленный)

  • А Пьеро, такой же или был другим? (Он был всегда грустным, печальным, серьезным)

  • Да, Буратино был веселым. Как вы определили? Что он делал? (Смеялся, веселился, озорничал, резвился, шутил)

  • А Пьеро был грустным? Что он делал? (Плакал, грустил, печалился)

Папе Карло было тоскливо одному, а когда Буратино превратился в человека, папа Карло обрадовался. Это превращение было неожиданным, необыкновенным, необычным для папы Карло. Я предложила детям вспомнить истории из своей жизни, когда они сначала загрустили, а затем обрадовались. Дети рассказывали, а я записывала. Веселые истории поместили в один альбом, а грустные в другой. В свободное время дети иллюстрировали свои рассказы. Я учила детей использовать в речевых ситуациях личный опыт, подводя их к осознанию значений слов, обозначающих эмоции.

Аналогичная работа была по сказке А. Линдгрен «Малыш и Карлсон». Я спрашивала детей: Как другими словами можно сказать про Буратино и Карлсона? (т.е. подобрать к слову «веселые» слова близкие по смыслу — синонимы). Дети отвечали: «Радостные, счастливые, смешливые…»

  • Как еще называют таких людей? (Весельчак, шутник, озорник)

  • А когда человек грустит, как можно о нем сказать по-другому? (Печалится, расстраивается, горюет, кручинится)

Всю эту работу обобщала на комплексных занятиях, которые включали в себя использование разных видов художественной деятельности.

Такие занятия были направлены на развитие способности детей передавать содержание своего эмоционального состояния с помощью слова. После них расширились возможности детей: я отметила количественный и качественный рост словаря эмоций, описание детьми своего эмоционального состояния происходило намного легче.

Литература

  1. А.А.Венгер, В.С.Мухина Психология — Москва: «Просвещение»,1988г.

  2. Ю.В.Касаткина Учим детей общению — Ярославль: «Академия развития»,1997г.

  3. А.Д.Кошелева Эмоциональное развитие дошкольника — Москва: «Просвещение»,1985г.

  4. Н.Ю.Курапсева, Н.В.Вараева Психологические занятия с дошкольниками – Санкт-Петербург: «Речь»,2004г.

  5. С.И.Семенака Учимся сочувствовать, сопереживать – Москва: «АРКТИ»,2003г.

  6. М.И.Чистякова Психогимнастика – Москва: «Просвещение»,1990г.

  7. Н.М.Мочалова Сказкотерапия – Казань: «поволжское отделение РАО».2003г.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here