Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 4 «Буратино» р.п. Кузоватово Ульяновской области

Конспект урока русского языка для 3 класса

«Дифференциация звуков С-Ш в речи»

подготовила

учитель-логопед

Шердяева Татьяна Викторовна

р.п. Кузоватово

2012

Программное содержание:

  1. Учить дифференцировать звуки С-Ш на слух, в произношении в слогах, словах, предложениях и речи;

  2. Развитие мелкой моторики и артикуляции;

  3. Развитие силы голоса;

  4. Закрепление лексической темы «Зима. Новый год»;

  5. Развитие интереса к нетрадиционным приёмам развития пальцевой моторики;

  6. Воспитание уважения друг к другу, к взрослым;

  7. Развитие фонематического восприятия и слуха.

Предварительная работа:

  1. Повторение песни «В лесу родилась ёлочка»;

  2. Изготовление игрушек для ёлочки ( со звуками С-Ш);

  3. Изготовление совместно с родителями игрушек, аппликаций со шнурками для развития мелкой моторики.

Ход занятия.

  1. Организационной момент.

— Ребята, посмотрите сколько родителей к нам сегодня пришло, давайте поздороваемся. Они пришли посмотреть, как мы с вами занимаемся, играем.

— Мы с вами будем закреплять умение различать звуки С-Ш на слух и в произношении. Будьте внимательны, чтобы правильно произносить эти звуки, язычок должен правильно выполнять упражнения.

  1. Артикуляционная гимнастика по карточкам.

— Сегодня артикуляционную гимнастику кто хочет провести? Пожалуйста,…

  1. Сравнение звуков С-Ш по артикуляции, характеристика звуков.

[С]- согласный, глухой, твёрдый и мягкий

[Ш]- согласный, глухой, твёрдый (только!)

По артикуляционному укладу:

[С]- язык в виде «желобка» за нижними зубами, губы улыбаются.

[Ш]- язык в виде «чашечки» за верхними зубами, губы «трубочкой».

4) Произношение слогов с тактильной основой ( ладонь вверх- Ш, ладонь вниз- С).

5) Различение С-Ш на слух ( кинестетическая опора).

— Если услышите в слове звук [С] -хлопните в ладоши: сани, шуба, самосвал, шутка, игрушка, сосулька, снег, шапка.

6) Учимся правильно произносить звуки С-Ш в предложениях, выразительно в песне

Р. Кудашевой «В лесу родилась ёлочка».

-Вы не только правильно называйте эти звуки в словах, но и показывайте героев этой песни пальчиками, будем обыгрывать эту песенку. А чтобы не забыли слова, я вам буду показывать сюжетные картинки этой песни (дети поют три куплета данной песни и показывают пальчиками метель, зайчика, ёлочку, мужичка и т.д.).

7) Игра «Оденем нашу ёлочку» (дифференциация С-Ш в словах, предложениях).

-Посмотрите, дети, нам с вами тоже привезли ёлочки.

-Сейчас мы с вами поиграем, разделимся на две команды. Первая команда будет собирать игрушки со звуком [С] и вешать их на первую ёлочку, а вторая- со звуком [Ш]. Кто первый соберёт свою ёлочку- тот выиграет.

-Молодцы, ребята! Первая команда называет свои слова со звуком [C], определяет место звука в словах и с двумя словами составляет предложения. Вторая команда действует аналогично со звуком [Ш].

  1. — А теперь допоём песню «В лесу родилась ёлочка» Р. Кудашевой 4 куплет:

Теперь она, нарядная,

На праздник к нам пришла

И много, много радости

Детишкам принести.

  1. Обобщении лексической темы «Зима».

-Ребята, а в какое время года к нам приходит праздник Новый Год? Правильно, зимой. Назовите зимние месяцы. Какая погода зимой? Какую одежду и обувь мы одеваем? Мы с вами учили много стихотворений про зиму. Давайте вспомним некоторые из них (дети по очереди рассказывают стихи).

10) Игра на физминутке.

— Сейчас мы с вами немного отдохнём и поиграем в игру «Снежинки-сосульки». Снежинки поют песенку и кружатся под музыку, ветерок поёт песенку -С-С-С , -Ш-Ш-Ш сосулька ( дети изображают остановку движения).

11) Пальчиковые игры.

-На Новый год кто к нам приходит? Правильно: Снегурочка и Дед Мороз. Они нам принесли задания:

Снегурочка «Холодный ветерок» (карточка №1)

— Поможем снежинкам долететь до Снегурочки. Провидите пальчиком по дорожке, произнося отчётливо …С…..С….. (все вместе, по очереди)

Дед Мороз «Новогодние подарки» (карточка №2)

— Назовите героев сказок, которые пришли на новогодний праздник. Проведите по линиям-дорожкам карандашами разных цветов и узнаете, какие подарки оставил для героев под ёлкой Дедушка Мороз.

Образец: Дедушка Мороз подарил Садко глобус.

12) И нам с вами подарил Дед Мороз целый мешок сюрпризов. Наверное, ему очень понравилось как мы играли, занимались! Молодцы, ребята.

Приложение.

Карточка № 1

Карточка № 2

Список используемой литературы

  1. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Ступеньки к грамоте. Тетрадь № 2-М.: ООО «Дрофа», 2008.

  2. Комарова Л.А. Автоматизация звука С в игровых ситуациях. – М.: Издательство ГНОМ, 2011.

  3. Косинова Е.М. Уроки логопеда: игры для развития речи.- М.: Эксмо: ОЛИСС, 2011.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here