Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 4 «Буратино» р.п. Кузоватово Ульяновской области
Конспект урока русского языка для 3 класса
«Дифференциация звуков С-Ш в речи»
подготовила
учитель-логопед
Шердяева Татьяна Викторовна
р.п. Кузоватово
2012
Программное содержание:
-
Учить дифференцировать звуки С-Ш на слух, в произношении в слогах, словах, предложениях и речи;
-
Развитие мелкой моторики и артикуляции;
-
Развитие силы голоса;
-
Закрепление лексической темы «Зима. Новый год»;
-
Развитие интереса к нетрадиционным приёмам развития пальцевой моторики;
-
Воспитание уважения друг к другу, к взрослым;
-
Развитие фонематического восприятия и слуха.
Предварительная работа:
-
Повторение песни «В лесу родилась ёлочка»;
-
Изготовление игрушек для ёлочки ( со звуками С-Ш);
-
Изготовление совместно с родителями игрушек, аппликаций со шнурками для развития мелкой моторики.
Ход занятия.
-
Организационной момент.
— Ребята, посмотрите сколько родителей к нам сегодня пришло, давайте поздороваемся. Они пришли посмотреть, как мы с вами занимаемся, играем.
— Мы с вами будем закреплять умение различать звуки С-Ш на слух и в произношении. Будьте внимательны, чтобы правильно произносить эти звуки, язычок должен правильно выполнять упражнения.
-
Артикуляционная гимнастика по карточкам.
— Сегодня артикуляционную гимнастику кто хочет провести? Пожалуйста,…
-
Сравнение звуков С-Ш по артикуляции, характеристика звуков.
[С]- согласный, глухой, твёрдый и мягкий
[Ш]- согласный, глухой, твёрдый (только!)
По артикуляционному укладу:
[С]- язык в виде «желобка» за нижними зубами, губы улыбаются.
[Ш]- язык в виде «чашечки» за верхними зубами, губы «трубочкой».
4) Произношение слогов с тактильной основой ( ладонь вверх- Ш, ладонь вниз- С).
5) Различение С-Ш на слух ( кинестетическая опора).
— Если услышите в слове звук [С] -хлопните в ладоши: сани, шуба, самосвал, шутка, игрушка, сосулька, снег, шапка.
6) Учимся правильно произносить звуки С-Ш в предложениях, выразительно в песне
Р. Кудашевой «В лесу родилась ёлочка».
-Вы не только правильно называйте эти звуки в словах, но и показывайте героев этой песни пальчиками, будем обыгрывать эту песенку. А чтобы не забыли слова, я вам буду показывать сюжетные картинки этой песни (дети поют три куплета данной песни и показывают пальчиками метель, зайчика, ёлочку, мужичка и т.д.).
7) Игра «Оденем нашу ёлочку» (дифференциация С-Ш в словах, предложениях).
-Посмотрите, дети, нам с вами тоже привезли ёлочки.
-Сейчас мы с вами поиграем, разделимся на две команды. Первая команда будет собирать игрушки со звуком [С] и вешать их на первую ёлочку, а вторая- со звуком [Ш]. Кто первый соберёт свою ёлочку- тот выиграет.
-Молодцы, ребята! Первая команда называет свои слова со звуком [C], определяет место звука в словах и с двумя словами составляет предложения. Вторая команда действует аналогично со звуком [Ш].
-
— А теперь допоём песню «В лесу родилась ёлочка» Р. Кудашевой 4 куплет:
Теперь она, нарядная,
На праздник к нам пришла
И много, много радости
Детишкам принести.
-
Обобщении лексической темы «Зима».
-Ребята, а в какое время года к нам приходит праздник Новый Год? Правильно, зимой. Назовите зимние месяцы. Какая погода зимой? Какую одежду и обувь мы одеваем? Мы с вами учили много стихотворений про зиму. Давайте вспомним некоторые из них (дети по очереди рассказывают стихи).
10) Игра на физминутке.
— Сейчас мы с вами немного отдохнём и поиграем в игру «Снежинки-сосульки». Снежинки поют песенку и кружатся под музыку, ветерок поёт песенку -С-С-С , -Ш-Ш-Ш сосулька ( дети изображают остановку движения).
11) Пальчиковые игры.
-На Новый год кто к нам приходит? Правильно: Снегурочка и Дед Мороз. Они нам принесли задания:
Снегурочка «Холодный ветерок» (карточка №1)
— Поможем снежинкам долететь до Снегурочки. Провидите пальчиком по дорожке, произнося отчётливо …С…..С….. (все вместе, по очереди)
Дед Мороз «Новогодние подарки» (карточка №2)
— Назовите героев сказок, которые пришли на новогодний праздник. Проведите по линиям-дорожкам карандашами разных цветов и узнаете, какие подарки оставил для героев под ёлкой Дедушка Мороз.
Образец: Дедушка Мороз подарил Садко глобус.
12) И нам с вами подарил Дед Мороз целый мешок сюрпризов. Наверное, ему очень понравилось как мы играли, занимались! Молодцы, ребята.
Приложение.
Карточка № 1
Карточка № 2
Список используемой литературы
-
Безруких М.М., Филиппова Т.А. Ступеньки к грамоте. Тетрадь № 2-М.: ООО «Дрофа», 2008.
-
Комарова Л.А. Автоматизация звука С в игровых ситуациях. – М.: Издательство ГНОМ, 2011.
-
Косинова Е.М. Уроки логопеда: игры для развития речи.- М.: Эксмо: ОЛИСС, 2011.