Конспект урока русского языка , 3 класс.

Тема урока: «Род несклоняемых имён существительных».

Цель урока: сформировать представление о роде несклоняемых существительных, научить работать со статьёй в толковом словаре.

Задачи урока: организовать работу по наблюдению за языковым материалом для нахождения необходимой информации, обсуждать и оценивать полученные результаты и применять их к новым ситуациям, воспитывать интерес к изучаемому.
Формы организации познавательной деятельности: групповая, фронтальная.

Методы и технологии обучения: исследовательская деятельность.

Тип урока: знакомство с новым материалом.

Средства наглядности: рабочие листы, толковые словари русского языка, компьютерная презентация.

Этапы урока. Задачи этапа.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Формы организации. Методы и приёмы работы.

Универсальные учебные

действия.

1. Орг. момент. Задача этапа: подготовка учащихся к работе на уроке.

-Здравствуйте, ребята! Урок русского языка. Проверьте готовность к уроку.

Коллективная.

словесный

Коммуникативные, личностные планирование учебного сотрудничества

2. Минутка чистописания. Задача этапа: повторить каллиграфическое письмо букв и соединений.

— Откройте тетради и запишите число и классная работа.

-Прописывают написание трудных соединений.

Записывают в тетради.

Индивидуальная

Практический.

3. Актуализация знаний. Мотивация.

— Какую большую тему мы начали изучать на уроках?

-Что мы знаем о существительном?

-Как определить род имён существительных?

На экране даны слова: конь, рука, книги, море ,осень, метро, кенгуру ,глазки, кофе.

-Определите род у этих имён существительных.

-Какие слова вызвали затруднения? Почему?

-Какая появилась проблема?

-На этом уроке мы с вами будем исследователями. Каким будет главный вопрос нашего исследования?

-Давайте определим цель нашего исследования.

-Как найти ответы на вопросы?

-Нам сегодня поможет толковый словарь, он поможет решить нашу проблему. (Учитель показывает, как работать со словарём).

— Имя существительное.

-Ответы детей (по памятке)

-Заменить существительное одним из слов: он (мой), она (моя), оно (моё), подобрать по смыслу имя прилагательное.

Учащиеся дают полный ответ, определяя род каждого существительного.(У детей возникают разногласия при определении рода несклоняемых существительных)

Кофе, кенгуру, метро.

-Не знаем, как определить род этих слов.

-Как определить род несклоняемых существительных? Что делать, если сомневаешься, какого рода существительное?

-Цель: найти род несклоняемых имён существительных, выяснить, где найти информацию о роде определённого существительного. Слайд 2

-Надо обратиться к учебнику, спросить у взрослых.

-Учащиеся знакомятся со словарём.

Фронтальная,

словесный

Регулятивные УУД.

(целеполагание)

(прогнозирование)

Познавательные

(в соответствии с заданным вопросом строят ответ в устной форме)

Коммуникативные

(умение полно и точно выражать свои мысли)

Регулятивные

(целеполагание)

4. Исследование в малых группах.

— Каждая группа возьмёт одно из слов, которое вызвало у вас затруднение. Выясните по словарю род, попробуйте правильно составить словосочетание. Но сначала вместе составим план исследования:

1.Найди слово в толковом словаре.

2.Выяснить род.

3.Составить словосочетание с этим словом. Слайд 3

— Учащиеся работают в группах:

1 группа:

Розов…(-ый, -ая, -ое) фламинго,

Широк…(-ий, -ая, -ое) шоссе.

2 группа:

Вкусн…(-ый, -ая, -ое) эскимо,

Груст…(-ый, -ая, -ое) шимпанзе.

3 группа:

Горяч…(-ий, -ая, -ее) какао,

Нов…(-ый, -ая, -ое) пианино,

4 группа:

Интересн…(-ый, -ая, -ое) кино,

Забавн…(-ый, -ая, -ое) кенгуру.

Наглядный, практический.

Групповая

Познавательные.

Коммуникативные

Регулятивные

Личностные

5. Обмен информацией.

6. Связывание информации. Обобщение.

Физкультминутка:

— Каждая группа представит работу остальным. Выберите одного человека из группы, он нам объяснит, как выполнялось задание.

-Что объединяло работу всех групп?

-Как вы определяли род у неизменяемых имён существительных? Почему?

-Запишем наши выводы. Слайд 4.

-Сравним наш вывод с правилом в учебнике.

Мы разминку начинаем,

Руки шире раздвигаем.

А потом их тянем вверх

Отдохнёт спина у всех.

Мы на плечи руки ставим

Начинаем их вращать.

Так осанку мы исправим

Раз, два, три, четыре, пять.

-Один ученик работает у доски, получившиеся словосочетания учащиеся записывают в тетрадь.

-Ответы детей.

Учащиеся записывают выводы в свои «тетрадки – подсказки»

1.Род неизменяемых имён существительных надо запомнить.

2.В случае затруднений обратиться к толковому словарю.

-Учащиеся работают по учебнику на стр.29 (страничка для любознательных). Дети читают слова и относят их к соответствующему роду

(пальто, радио, шоссе, кино, метро, пианино – ср.р.)

(пони, какаду, шимпанзе, фламинго, кенгуру, кофе –м.р.)

Практический, беседа.

Индивидуальная, коллективная.

Познавательные, (умение обобщать, делать выводы).

Коммуникативные

Личностные

7. Применение.

8.Подведение итогов.

Рефлексия.

-А теперь вы должны применить полученные на уроке знания.

Работа с деформированными предложениями.

-Составьте и запишите предложения, изменив форму слов.

Самостоятельная работа.

1 вариант. Распределите слова по столбикам (м.р.; ж.р. ; ср.р.)

Пальто, фламинго, пони, эскимо, такси, глушь, кофе, кафе, шоссе.

2 вариант. Найдите в каждой группе лишнее слово:

1.Поле, шимпанзе, здоровье, солнце.

2.Урожай, кофе, мост, шоссе, орден.

-Оцените себя.

-Какая цель исследования была на сегодняшнем уроке?

-Что нового узнали об определении рода имён существительных?

-Каким способом получили информацию?

-Вернёмся к началу урока. Давайте определим род слов, которые вызвали у вас затруднения.

-Продолжи фразу:

1. Сегодня я узнал….

2.Было интересно….

3.Теперь я могу….

4.Меня удивило…

5. Мне захотелось…

-1. Московский, самый, метро, в мир, красивый.

2.Утро, крепкий, чёрный, пить, всегда, кофе.

Взаимопроверка.

-Работу проверяют по сладу 4.

! – всё правильно

? – были ошибки

-Ответы учащихся.

-Нам помог метод исследования.

-Учащиеся по «цепочке» дают полный ответ.

Индивидуальная, коллективная.

Словесный, практический.

Групповая, коллективная.

Практический.

Познавательные —

Коммуникативные

Познавательные — решение проблемы, умение выбрать верный ответ, умение обобщать.

Логические, построение логической цепи рассуждения.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here