Урок русского языка.

3 класс.

Тема: Упражнение в определении падежей имени существительного.

Цель: Развивать умение распознавать падеж по вопросу и предлогу.

Задачи:1. Ознакомить с особенностями именительного падежа.

2. Развивать орфографическую зоркость.

3. Прививать любовь к природе.

Ход:

  1. Организационный момент (Слайд № 1)

— Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас всех здоровыми и улыбающимися. Каждый день, приходя в этот класс, вы из обыкновенных мальчишек и девчонок превращаетесь в исследователей, открывателей чего- то нового, раннее вам незнакомого. И сегодняшний урок не будет для вас исключением. Готовы? Желаю вам всем успеха.

2. Проверка домашнего задания.

— Проверим ваше домашнее задание (упр.434) Взаимопроверка. Вам нужно было определить падеж имени существительного земля. Каким алгоритмом вы пользовались? Дети рассказывают алгоритм определения падежа. (Слайд №2) Далее дети читают предложения и определяют падеж слова земля. Оценивают на полях задание своего соседа.

— Ребята. О каком времени года говорится в домашнем задании? (О весне)

— Весна, весна! И всё ей радо

Как в забытьи каком стоишь…

— Так о весне писал русский поэт Иван Бунин.

3. Минутка чистописания. (Слайд № 3)

Дети прописывают соединения букв заглавных и строчных А и Л.

— В народе говорили «Где в апреле река, там в июле лужица». Как вы понимаете эту поговорку? Запишите её.

4.Письмо по памяти.

— О весне писали многие русские поэты. И А.С.Пушкин, Фёдор Тютчев, Михаил Лермонтов, Афанасий Фет и Алексей Толстой. Прочитайте стихотворение, написанное Алексеем Толстым.(Слайд № 4)

Вот уж снег последний в поле тает,

Тёплый пар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли.

(А.К.Толстой)

— Найдите в стихотворении знакомые вам орфограммы и объясните их написание. По ходу подчёркиваются орфограммы. Далее стихотворение прочитывается орфографическим чтением, текст закрывается и произносится ещё раз. Потом дети записывают стихотворение по памяти. Учитель некоторые работы проверяет и ставит оценки.

5. Работа над новой темой.

— Здесь записано сложное предложение, оно состоит из четырёх частей, прочитайте первую часть (вторую, третью, четвёртую). Подчеркните в каждой части грамматическую основу, определите падеж имени существительного, которое является подлежащим.

Проверка.

— Что вы заметили при определении падежа у имени существительного? Сделайте вывод.

Вывод: Подлежащее в предложении выражено именем существительным в И.п. или

Имя существительное в И.П. в предложении является подлежащим.

Читается вывод в учебнике с.36

Физкультминутка (Слайд № 5)

6. Закрепление нового материала.

— Несмотря на то что, весну начинает март, открывает весну апрель, тёплое лучшее время года. Апрель-месяц неожиданностей, чудесных превращений. Он открывает двери в весну птицам, зверям, насекомым.

— Подберите для каждого предложения подходящее по смыслу подлежащее. (Слайд № 6)

1. … первой празднует весну.

2. порадовали грибников … .

3. … вывела ребятишек из тёмной берлоги в лес.

4. Дружно устремились … по каким-то очень нужным им делам.

5. Высоко в небе запел свою серебряную песенку … .

Слова для справок: Верба, муравьи, сморчки, Медведица, жаворонок.

— Напишите, подчеркните в предложениях грамматическую основу, определите падеж существительных, которые являются в предложениях подлежащими. Взаимопроверка.

7. Рефлексия деятельности.

— Вы молодцы, но я ещё хочу проверить вас, насколько хорошо вы усвоили новый материал. Выполните тест. Работа по вариантам.

Тест

1 вариант.

Верба сбросила со своих цветочных почек чешуйки.

1.Какой частью речи является слово верба?

А.Им. существительным В. Глаголом

Б.Наречеем. Г. Предлогом.

2. Грамматической основой в предложении является

А. с почек чешуйки В. верба сбросила

Б. сбросила с почек Г. со своих цветочных почек

3. Имя существительное верба стоит в

А. П.п. В. Р.п.

Б. И.п. Г. Т.п.

4. Определи падеж существительного чешуйки

А. В.п. В. И.п.

Б. Р.п. Г. Д.п.

5. Определи падеж существительного почек

А. Д.п. В. Р.п.

Б. В.п. Г. Т.п.

Тест

2 вариант.

Побежали с горки по дороге весёлые говорливые ручейки.

1.Какой частью речи является слово ручейки?

А. Наречеем. В. Глаголом

Б. Им. существительным Г. Предлогом.

2. Грамматической основой в предложении является

А. побежали ручейки В. весёлые говорливые ручейки

Б. побежали с горки Г. побежали по дороге

3. Имя существительное ручейки стоит в

А. Р.п. В. И.п.

Б. П.п. Г. Т.п.

4. Определи падеж существительного с горки

А. В.п. В. И.п.

Б. Р.п. Г. Д.п.

5. Определи падеж существительного по дороге

А. Д.п. В. Р.п.

Б. В.п. Г. Т.п.

Взаимопроверка (Слайд №7)

8. Итог урока.

-Каким членом предложения является имя существительное в И.П.?

9. Оценки.

10. Домашнее задание: Составь 4-5 предложений о том, что тебе приходилось наблюдать весной в природе. Озаглавь свой текст.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here