Русский язык 3 класс

Тема урока: Синонимы и антонимы.

Цели деятельности учителя: Способствовать развитию умения распознавать в речи многозначные слова, антонимы, синонимы, слова в прямом и переносном значениях, обогащению речи учащихся.

Тип урока: Постановка и решение учебных задач.

Планируемые результаты:

Предметные: получат возможность научиться: осознавать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человека; научаться: писать без ошибок, применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи предложенных и самостоятельно составленных текстов, проверять написанное, ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Метапредметные (УУД): владеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог,оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях.

Методы и формы обучения: фронтальная, парная, индивидуальная, коллективная.

Образовательные ресурсы: учебник «Русский язык» В.П.Канакина 3 класс, толковый словарь русского языка, словарь синонимов русского языка, словарь антонимов русского языка, рабочая тетрадь, дидактические карточки.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер.

1.Организационный момент.

Цель: подготовить учащихся к работе на уроке, создать эмоциональный настрой на совместную коллективную деятельность и познавательную активность.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Цель: создать условия для обеспечения позитивной мотивации обучающихся.

Эмоциональная мотивация

-Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний урок принесёт всем нам радость общения.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

И на парте все в порядке

Ручки, книжки и тетрадки.

Ножки – вместе,

Спинки – ровно

И к уроку все готово!

Цель: оценить свою готовность к уроку.

(дети стоят)

(дети садятся)

Вывод: готовы к уроку.

2. Повторение изученного. Актуализация знаний:

Цель: создание условий для развития регулятивных УУД .

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Цель: создать условия для активизации мыслительной деятельности.

( На доске буквы: г у р щ д ц)

  • Запишите букву, стоящую в алфавите пятой по счету.

  • Эта буква обозначает непарный звонкий твердый согласный.

  • Эта буква обозначает гласный звук.

  • Эта буква обозначает парный звонкий твердый согласный.

Какое слово у вас получилось?

Что вы можете сказать об этом слове?

— Какая орфограмма в этом слове?

Подберите родственные слова.

-Докажите, что это родственные слова.

— (запишите их в тетради)

— А как вы понимаете лексическое значение слова друг?

-Слово друг, произошло не от слова другой, а от слова дорога. Поэтому друг или подруга – это человек идущий с тобой одной дорогой, к общей цели, мечте…

( Показываю этимологический словарь поясняя откуда взяла толкование этого слова)

— А какие пословицы вы знаете о дружбе

Мобилизация внимания.

Цель: подготовиться к работе на уроке.

Открывают тетради, записывают число

-Друг.

-Друг-имя сущ, нариц, одуш, м.р. ед. ч.

-Один слог, 1 гласная, 3 согласных, 4 буквы, 4 звука.

-Парная согласная в корне слова.

-Проверка друг -нет друга.

-Дружок, дружный, дружить, подруга, дружеский, дружище.

-Родственные слова имеют один корень и одно лексическое значение.

— Лексическое значение — это то, что обозначает слово.

— Самостоятельные части речи.

Друг – это человек, с кем делишь и радость и горе.

— Друг- это человек , к которому испытываешь симпатию.

— Поддерживаешь в трудную минуту, доверяешь.

Дети читают с.43 учебника

На доске:

Скажи, кто твой друг и я скажу кто ты.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Друг познается в беде.

Используется методы беседы.

3. Постановка проблемы урока.

Цель: развитие личностных и коммуникативных УУД через развитие устной и письменной речи учащихся; познавательных УУД через проверку знаний учащихся о синонимах и антонимах; выявить пробелы в знаниях и умениях; тренировать в нахождении синонимов и антонимов; развитие личностных УУД через развитие орфографической зоркости, внимания, мышления, воображения, языкового чутья.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Цель: повторить имеющиеся у учащихся знания и умения, нужные для введения данной темы.

Мобилизация внимания.

Подберите к слову друг слова близкие по значению.

Что общего у этих слов?

Такие слова называются …(синонимы.)

Прочитайте стихотворение и найдите слова противоположные по значению.

Далеко мой стук

Слышится вокруг.

Червякам я враг,

А деревьям друг.

— Что общего у этих слов?

— Такие слова называются …( антонимы.)

Цель: повторить слова с не проверяемым написанием.

-Приятель, товарищ.

Они отвечают на один вопрос и относятся к одной части речи.

— Слова близкие по значению.

Враг – друг.

— Они отвечают на один вопрос и относятся к одной части речи.

— Слова, противоположные по значению.

Учитель вывешивает на доску карточку со словом синонимы.

Учитель вывешивает на доску карточку со словом антонимы.

фронтальная беседа.

4. Введение в тему урока.

Цель: создать условия для развития логических УУД, через анализ и синтез, выделение части из целого; формирование регулятивных УУД через самоконтроль;

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Цель: организовать деятельность обучающихся по определению понятия «синонимы и антонимы»; умение выделять их среди частей речи; вовлечение учащихся в главные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение…);

Задача этапа: систематизировать знания учащихся, необходимые для введения данной темы.

-Вы догадались какая тема нашего урока?

— Для каких целей мы будем применять в своих работах синонимы и антонимы?

Цель: оценить как усвоены новые понятия

Вывод: Синонимы- это слова близкие по смыслу, одной и той же части речи отвечают на один и тот же вопрос, но звучат и пишутся по-разному.

Антонимы -это противоположные по смыслу слова, относятся к одной и той же части речи.

Работа с учебником: с.42 правило

5. Изучение нового учебного материала.

Цель: формирование личностных УУД через учебную ситуацию «что я знаю?» и закрепление знаний о синонимах и антонимах; развитие познавательных УУД через знакомство с понятиями « текстовые» синонимы и антонимы; формирование регулятивных УУД через самоконтроль.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Цель: на основе имеющихся на данный момент у учащихся знаний им предлагается выяснить роль антонимов в предложении и в речи, используя текст.

Прочитайте внимательно текст упражнения 72 с.44

Почему он так называется? А какое настроение вызывает вас осень?

Найдите в тексте и выпишите из него все антонимы

-Какой вывод можем сделать об антонимах?

— Синонимы и антонимы могут встречаться как в разговорной , так и в литературной речи , могут быть как устаревшими , так и современными общеупотребительными словами

Работа по учебнику стр. 43 упр. 70

— Прочитайте.

— Вставьте пропущенные орфограммы

-Прочитайте внимательно выделенное слово. В каком значении оно употреблено: прямом или переносном? Как можно сказать по- другому? ( это текстовой синоним , т. е. так можно сказать о человеке , а здесь говорится о туче , какой приём использует автор?)

Форма организации: фронтальная. Введение нового материала с его отработкой.

Физминутка:

Цель: создать условия для

мыслительной и физической разгрузки

сохранения мотивации учения

-Выполняем движения все вместе.

Зарядка для глаз:

закройте глаза – откройте ( 2раза),

посмотрите вверх – вниз ( 3раза),

далеко — близко ( 3 раза).,

налево — направо (3 раза)

— Кто был внимателен какие антонимы я вам назвала?

Цель: сформулировать понятие «синонимы и антонимы».

Выполняют задания по вариантам :

  1. Выписывает существительные;

  2. Прилагательные.

( зачитывают выписанные антонимы)

Антонимы -это противоположные по смыслу слова, относятся к одной и той же части речи.

Самостоятельная работа в печатных тетрадях упр. 51, 53 с.24

С.25 упр.55 ( по цепочке) устно

— олицетворение.

Выполняют движения.

Работа в печатной тетради упр. 51, 53

Работа по учебнику стр. 43 упр. 70

6. Закрепление учебного материала.

Цель: выявить уровень овладения знаниями и способами действий, обеспечить их коррекцию (познавательные УУД); развивать устную и письменную речь учащихся(коммуникативные УУД); развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, воображение, формировать навыки самоконтроля (личностные УУД);

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Цель: создать условия для формирования универсальных учебных действий.

— А сейчас поработаем в парах. Возьмите карточки.

Внимательно прочитайте пословицы. Выберите подходящее слово и вставьте в предложение.

Маленький мир лучше … …. драки.

Горькая правда лучше … …лжи.

Лучше враг умный, чем друг … … .

Слова для справок: большой, огромный, сладкий, вкусный, глупый, красивый.

По-разному трудятся синонимы, делая нашу речь точной и выразительной. Одни передают тонкие оттенки значений (СИЛАЧ и ГЕРКУЛЕС), другие виды синонимов позволяют нам говорить возвышенно или грубо-пренебрежительно (ОЧИ – ЗЕНКИ), доброжелательно и иронично (БАБУЛЯ – СТАРУШЕНЦИЯ), официально или неофициально (ОТБЫТЬ – УЕХАТЬ). Слово МАЛЬЧИК можно употребить в любом случае, а слово ПАЦАН – только в непринужденном, фамильярном разговоре.

— Попробуйте подобрать синонимы к словам доска, окно… Давайте сделаем ещё один вывод:

Не у всех слов есть слова-недруги, слова-антонимы. Не может их быть у слов «нога», «корова», «карандаш» и многих других слов.

Цель: сформированы новые понятия и способы деятельности.

-Закрепление.

( На партах карточки с пословицами и на отдельных карточках слова для справок)

Вывод: применяли полученные знания при выполнении упражнений.

Выполняется в форме фронтальной беседы для отработки понятия.

7. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Цель: формирование регулятивных УУД через анализ и оценку успешности достижения цели. Наметить перспективу последующей работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Цель: проанализировать и оценить успешности достижения цели урока.

— Ребята, а для чего нам нужно уметь подбирать синонимы и антонимы? Где их можно чаще всего встретить?

Да, синонимы и антонимы делают нашу речь яркой, выразительной.

Вы часто встречаете синонимы и антонимы на уроках математики, они имеются в загадках, пословицах, некоторых рассказах, стихотворениях.

Спасибо за то, что вы активно и с интересом работали.

— Пришло время оценить вашу работу:

  • Кому на уроке было всё понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, положите в тетрадь смайлик «всё хорошо».

  • Если вы затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно, положите смайлик «нужно поработать».

  • Кому на уроке было очень трудно, с заданиями не справлялись, положите смайлик «требуется помощь».

Цель: представить результат своей работы классу, в ходе подведение итога и выставлении оценки. Рефлексия.

— Чтобы разнообразить нашу речь, сделать богаче, красивее.

Рефлексивное оценивание работы на уроке

Вывод: качественная оценка обретенных знаний и умений учащихся;

8. Сообщение домашнего задания, инструктаж.

Цель: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Задача: подобрать домашнее задание, способствующее углублению полученных знаний, совершенствованию умений и навыков;

инструктаж по выполнению домашнего задания.

-Подвести итог, записать домашнее задание (с. 44 упр. 73)

Цель: осмысление связи домашнего задания с выполняемыми на уроке упражнениями.

Запись в дневник домашнего задания.

На дом предполагается творческое задание,  которое позволяет установить сте­пень усвоения нового материала и выявить пробелы

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here