Внеурочная деятельность «Детская риторика» 3 класс

Тема: Неподготовленная речь.

ЦЕЛИ УРОКА:

1. Научить различным приемам подготовки речи различать неподготовленную речь.

2. Научить анализировать живую устную речь, определять её особенности.

3. Расширить словарный запас, как активный, так и пассивный.

Планируемые результаты: отличать подготовленную и неподготовленную речь; осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово; – пользоваться приёмами подготовки устного выступления,

ОБОРУДОВАНИЕ: проектор, презентация, маски для инсценировки.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Мотивация.

(Приветствие, настрой на работу, концентрация внимания).

Учитель:

— Дорогие ребята, мы снова отправляемся с вами в увлекательное путешествие по необыкновенному дворцу – дворцу Красноречия. И, как всегда, на ступеньках дворца нас встречает наш старый друг – Риторик.

— Но, прежде чем попасть в новый зал нашего дворца, давайте расскажем, что за наука риторика, чему она учит.

Предполагаемый вариант ответа:

— Риторика учит умело, искусно, успешно говорить и писать.

Учитель:

— Но мы не сможем научиться правильно и красиво говорить, если наш речевой аппарат не будет готов к работе (артикуляционная гимнастика). (Слайд).

II. Актуализация знаний. Повторение пословиц и поговорок. Дети вспоминают скороговорки. (Слайд)

Ра-ра-ра- начинается игра.

Ры-ры-ры-у мальчиков шары.

Ро-ро- ро- у нас новое ведро.

Ру-ру-ру- продолжаем мы игру.

Мышка сушек насушила.

Мышка мышек пригласила.

Мышки сушки кушать стали,

Зубы сразу же сломали.

-3. Постановка целей урока. -Ребята, нужна ли подготовка к устному выступлению?

— Представьте себе, что вы собираетесь в поход, и хотите пройти по незнакомым местам, благополучно добраться до намеченного конечного пункта путешествия. Чтобы не заблудиться, маршрут должен быть нанесен на карту. А вот тот, кто надеется “на авось”, обычно приходит неизвестно куда.

Так и с устными выступлениями: если ты хорошо продумаешь заранее что, о чем будешь говорить, подготовишься – можно надеяться на успех. Приемов подготовки очень много. Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми из них.

II. Работа над новым материалом.

Учитель:

1. Первый и самый главный прием: О п р е д е л и т ь   т е м у   и   о с н о в н ую    м ы с л ь.

Т.е. подумайо чем ты будешь говорить,

что главное ты хочешь донести до адресата,

зачем, для чего ты будешь говорить.

— Давайте воспользуемся первым приемом.- Определить основную мысль будущего описания.

2. Второй прием подготовки речи – П о д г о т о в ь р и с у н к и

Учитель:

— Посмотрите на доску:

— Иллюстрации из какого произведения вы видите?

Ответ детей

— Кто сможет пересказать этот отрывок?

— Что помогло вам вспомнить отрывки?

— Назовите сами второй прием подготовки речи.

Физкультминутка

3. Третий прием подготовки речи: К л ю ч е в ы е   с л о в а

Учитель:

— Прочтите слова.

— Восстановите содержание сказки.

— Что помогло?

Ответ детей:

— Ключевые слова.

Учитель:

— Какие слова называются ключевыми?

Ответ детей.

Учитель:

— Назовите третий прием подготовки речи.

Ответ детей:

— Ключевые слова.

Учитель:

— Попробуйте записать ключевые слова к хорошо известной сказке “Лиса и журавль”

— С какими приемами устной речи вы сегодня познакомились?

Ответы детей.

IV. Закрепление.

Учитель:

— Проверим, как вы научились пользоваться новыми приемами подготовки речи.

Работа в группе. Задание: составить рассказ по картинкам. . Инсценирование сказки «Заюшкина избушка».

V. Итог урока

Выслушать ответы детей, оценить, подвести итог урока.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here