Поурочный план урока «Третье склонение имен существительных».
УМК А.В.Полякова
.
Русский язык | ||
Класс | 3-а | |
Тип урока | Изучение нового материала | |
Цели урока | познавательные: Учить определять, какие существительные относятся к 3 склонению; ввести термин «третье склонение»; развивающие: — развивать умение определять склонение имён существительных в косвенных падежах, внимание, память, логическое мышление; воспитательные: — воспитывать умение работать в коллективе, самостоятельность и дисциплинированность. | |
Методы, технологии, и приёмы | Проблемный, технология формирующего оценивания (шкала оценивания, «волшебная линеечка», прием «сопоставление своих действий и результата с образцом», мини обзор | |
Основные понятия, термины | Склонение имен существительных, падежи | |
Планируемый результат | ||
Предметные умения учебно-языковые умения: – осознавать взаимосвязь между целью, содержанием и формой высказывания в новых речевых ситуациях; выбирать адекватные средства: слова, интонации, темп речи, тембр и силу голоса, жесты, мимику в соответствии с конкретной ситуацией общения; – выражать собственное мнение, обосновывать его; – строить устное монологическое высказывание на определенную тему, делать словесный отчет о выполненной работе; – применять речевой этикет в ежедневных ситуациях учебного и бытового общения;
использовать правила: написания мягкого знака на конце существительных 3-го склонения; определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю (в т. ч. по справочнику в учебнике); безошибочно списывать текст; писать под диктовку текст в соответствии с изученными правилами правописания; | УУД личностные: – интерес к познанию русского языка; – ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи; – предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев; регулятивные: -принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; -планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; -определять наиболее эффективные способы достижения результата; действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью. познавательные: -строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; -находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи; коммуникативные: -активно использовать речевые средства для решения коммуникативных познавательных задач; -строить сообщение в соответствии с учебной задачей; -ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать другое мнение и позицию; — договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, в группе); -контролировать действия партнера; -адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач. -договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности. | |
Организация пространства | ||
Формы работы | Ресурсы | |
Коллективные способы обучения: индивидуальная парная групповая | Взаимотренаж (вопросы), учебник «Русского языка» Технические средства обучения: презентация
|
Ход урока
Этап урока, цель | Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||||||||||
1. | Организационный момент Цель: настроить учеников на урок; | -Здравствуйте дети. Сегодня у нас необычная встреча. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем гостей. Урок русского языка. -Ребята, на этом уроке мы узнаем новое, будем выполнять много упражнений, также будем оценивать свою работу. За правильный ответ на оценочном листе ставим 1 балл. В конце урока вы посчитаете свои баллы, и переведем баллы в отметки. На доске критерии: больше-90 баллов- «5» Больше 70- 80 баллов-«4» 60-69 баллов-«3» -Ребята, вы согласны с данными критериями? Если не согласны, то можем подкорректировать в процессе урока. -Удачи вам на уроке! | -Здравствуйте! (учащиеся приветствуют гостей)
| ||||||||||
2. | Повторение Цель: повторить изученные темы | 1. Взаимотренаж. Работа в парах. -Что такое склонение имен существительных? -какие существительные относятся к первому склонению? -ко второму склонению? -сколько падежей в русском языке? (4 балла) 2.Словарный диктант. Аптека, морковь, пшеница, вокзал, тетрадь, улица, магазин,соловей,четверг, балкон. (10 баллов) Проверьте правильность написания слов. За каждое правильно написанное слово, ставьте балл.Определите склонения. (10 баллов) -За правильно выполненное задание максимально 20 баллов. | 1.Ученики отвечают на вопросы, за правильный ответ ставят балл на оценочном листе.
2.Словарный диктант. Проверяют правильность слов по образцу, взаимопроверка. Определяют склонение. | ||||||||||
3. | Тема урока Цель: познакомиться с третьим склонением имен существительных, научить определять склонение; | — У каких слов не определили склонение? Почему? К какому склонению относится данное слово? Тема нашего урока: Третье склонение имен существительных. Повторить остальные склонения. -упр.28,с.17 1.Выпишите только существительные 2-го склонения: шалаш, кирпич, плач, врач, ландыш, чертёж, сторож,карандаш, ёж.(10 баллов) 2.выпишите существительные женского рода: тень, дверь, кровать, лошадь, сирень, ель, площадь, осень, лень, скатерть, даль, сеть, ладонь, кость (14 баллов) -Какая буква пишется на конце этих слов? -К какому склонению относятся данные слова? Какой вывод? | В ходе обсуждения дети выясняют, что есть существительные 3 склонения, называют их признаки.
| ||||||||||
| Работа с правилом. | -прочитайте и сравните данное правило с нашим выводом, запомните. Правило расскажите друг другу, оцените в 2 балла.. | Ученики читают правило, запоминают.За правильно рассказанное правило ставят друг другу баллы | ||||||||||
| Упражнение в склонении существительных 3 склонения. | -просклоняйте существительные дверь, лошадь, выделите окончания (работа в парах) Проверка по ключам.(12 баллов) | И.п.кто? лошадь, что?дверь Р.п.кого? лошади, чего? Двери Д.п.кому? лошади, чему? Двери В.п.кого?лошадь,что? Дверь Т.п.кем?лошадью,чем?дверью П.п о ком? О лошади, о чём?о двери | ||||||||||
4. | 1.Закрепление изученного. | 1.выборочное письмо Упр31, выпишите существительные 3-го склонения.(19 баллов) | Упр.31. соль, пыль, помощь, честь, рожь, медаль, печь, степь, мелочь, обувь, моль, вещь, метель, тушь, ложь, жизнь, глушь, мать, дрожь. Проверка по слайду. | ||||||||||
| 2. Творческая работа. Работа в группах. | -Восстановить пословицы.(5 баллов)
-Запишите пословицы, определите склонение существительных.
| Собери пословицы. Дети собирают пословицы из половинок (работая в группах), находят слова 3 склонения, записывают 1 пословицу. Отвечают по группам. Упасть не беда, беда-не подняться. Худо лето, когда солнца нет. Грамота не болезнь, годы не уносит. Рубашка износится, а доброе дело не забудется.
| ||||||||||
5. | Контроль ЗУН.
| Методика «Волшебная линеечка» -Ребята, оцените свое умение определять склонение имен существительных. Склонения имён существительных Определите склонения имён существительных. Панамка — _____1_______ Мысль — ___3_______ Бабочка — __1__________ Сынишка — ____1____ Братишка — _1__________ Свирель — _____3____ Испуг — ____2__________ Закат — ________2____ Болезнь — ___3_________ Дядя — __________1__ Остров — ____2_________ Солнце — _______2___ Зверь — _____3_________ Храбрость — _____3___ -Проверка. Сосчитайте ваши баллы за данное задание.(14 баллов) -оцените красоту письма в 5 баллов. | Ученики индивидуально определяют умение определять склонение имени существительного. Линейка. Проверим. На листочке. Сколько баллов за урок. | ||||||||||
6. | Итог урока | — Над какой темой мы с вами работали? — Что у существительного можно определить? — Что для вас осталось невыясненным? Сосчитайте ваши баллы,переведите баллы в отметку. -Как наши критерии? -Кто получил хорошие баллы? Молодцы! Спасибо за урок! | Ученики считают баллы, переводят в отметку. |