ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
по теме: «Имя существительное. Склонение имён существительных».
1. Ф.И.О. Дедуренко Наталья Константиновна
2. Класс 3
3. Тема: «Склонение имён существительных» № урока в теме: 1
4. Базовый учебник: В. П. Канакина «Русский язык. 3 класс. 2 часть»
5. Цель урока: дать понятие о склонении имён существительных.
6. Задачи:
— обучающие: формировать представление о склонении имён существительных;
учить распознавать падежи имён существительных по вопросам;
склонять имена существительные;
— развивающие: развивать речь учащихся, умственную деятельность (выполнять операции анализа, синтеза, способность наблюдать, делать выводы, строить план своего ответа);
— воспитательные: воспитывать интерес к предмету;
чувство взаимопомощи;
аккуратность при выполнении письменных работ.
7. Предметные:
-умение определять тип изученных орфограмм, объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами, осуществлять взаимоконтроль при проверке письменной работы;
-первоначальное представление о склонении имен существительных; названиях падежей и падежных вопросах;
-умение изменять имена существительные по падежам;
Метапредметные:
-умение формулировать цели своей деятельности;
-умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
-развитие мышления, внимания через такие мыслительные операции, как анализ и синтез.
Личностные:
-коммуникативные навыки, умение слушать и слышать.
8. Тип урока: урок новых знаний
9. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная и групповая
10. Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран, дидактический материал.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этап урока |
Название используе- мых ЭОР (с указанием порядкового номера из приложения) |
Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) |
Деятельность ученика | Вре—мя (в мин.)
| |||||||||||||||||||||
I
|
Организацион—ный этап. |
| Создаёт эмоциональный настрой, рабочую обстановку, проверяет присутствующих, нацеливает на урок.
Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться: «Доброе утро!» И каждый становится добрым, доверчивым, И доброе утро длиться до вечера! И я хочу вам пожелать, чтобы доброе настроение длилось весь урок!
Учащиеся поочерёдно касаются одноимённых пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят: — желаю (соприкасаются большими пальцами) — успеха (указательными) — большого (средними) — во всём (безымянными) — и везде (мизинцами) — «Удачи!» (прикосновение всей ладонью) Действия повторяются во второй раз, но после встречи мизинцев пальцы рук переплетаются и произносится фраза: «Удачи тебе на уроке!» | Готовятся к уроку, настраиваются на работу. |
1 мин | ||||||||||||||||||||
II
|
Актуализация знаний
|
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (№ 1) | 1. Фронтальный опрос. Задаёт вопросы:
— Какой раздел русского языка мы изучаем?
— Имя существительное – самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашем языке – имя существительное. Имена существительные появились в речи в числе первых слов.
-Какие слова называются именами существительными?
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1d420d4b-d6bf-4077-9e87-3c3782ec601c/%5BNS-RUS_4-05%5D_%5BIA_067%5D.swf — Какими бывают имена существительные? — Как изменяются имена существительные? |
Называют раздел «Имя существительное».
Рассказывают правило.
Находя ошибки в определении.
Отвечают на вопросы. |
5 мин
| ||||||||||||||||||||
III
|
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. |
| Создаёт проблемную ситуацию. — Обратите внимание! сова´ сова´ со´вы совы´ сове сову совой (о) сове — Что удивило? Что заметили?
— Какой возникает вопрос?
— Как ещё могут изменяться имена существительные? Какие есть гипотезы?
— Вы с этой гипотезой согласны? Почему?
— К какому выводу пришли?
— Где можем проверить правильность вывода?
— Откройте учебник на стр. 36. Прочитайте правило. (Изменение имён существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением.)
— Какие новые термины вам встретились?
— Что такое склонение? — Какую тему только что освоили (познакомились) и будем закреплять?
|
Высказывают своё мнение.
— Имена существительные изменяются не только по числам.
— Как ещё по-другому могут изменяться имена существительные?
Дети выдвигаю гипотезы.
— Имена существительные изменяются по вопросам.
— В учебнике.
Учащиеся читают правило.
— Падеж, склонение.
Склонение имён существительных. |
5 мин | ||||||||||||||||||||
IV |
Первичное усвоение новых знаний. |
| 1. Работа над новым понятием. — Выполним упражнение №64 на странице 36. Запишите. — …, прочитай первое предложение. (Сосна любит расти на сухих песках.)
— На какой вопрос отвечает имя существительное сосна?
— Запишем: (Что?) сосна; …
— На какие вопросы отвечает имя существительное сосна в других предложениях?
— Выпишите его вместе с теми словами, от которых ставили вопросы к этому имени существительному по образцу.
— Что вы вставили вместо точек?
— Почему вы решили, что это формы изменения одного слова, а не родственные слова?
— Почему изменялось окончание существительного сосна?
— Как называется изменение имён существительных по вопросам? (правило стр. 36, внизу)
|
Работают в тетради.
— Что.
— Чего, к чему, на что, под чем, на чём.
— …; хвоя (чего?) сосны; прилетел (к чему?) к сосне; села (на что?) на сосну; растут (под чем?) под сосной; играли (на чём?) на сосне.
— Формы изменения имени существительного сосна.
— Изменяется только окончание.
— Изменялись вопросы.
— Изменением по падежам или склонением.
|
10 мин
| ||||||||||||||||||||
V |
Первичная проверка понимания. |
| 1. Моделирование термина «падеж». — Греческие учёные заметили, что имена употреблённые в речи «падают» той или иной формой. (Учитель бросает на стол кубик, на гранях которого написаны формы слова сосна и демонстрирует это «падение»).
— Падеж – что это?
— На странице 37 учебника прочитайте сведение о русских падежах. (В русском языке шесть падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный.)
— Таблица на странице 37 «Склонение имён существительных» поможет вам выполнить задания в группах.
1 группа. Карточки с вопросами падежей расположены беспорядочно. Восстановить порядок – каждому падежу свои вопросы.
2 группа. Восстанавливают «Сказку о падежах», где пропущены названия падежей. (Он ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать … падеж. Родился и стал … падеж. Первое слово, которое он выучил, было «на», он очень любил со всеми делиться, раздавать всё, что имел, и его назвали … падеж. Он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал … падеж. Потом он подрос , начал творить добрые дела и стал называться … падеж. Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь … падеж.)
3 группа. Распределяют слова-помощники есть, нет, дать, вижу, доволен, думаю по падежам.
По окончании работы группы все вместе создают таблицу-опору.
— Почему у каждого падежа два вопроса?
— Как эта картинка связана с падежами?
— Опустите, склоните головы вниз. Поднимите.
— А как можно «склонять» голову, не опуская её вниз?
|
— Падеж – это форма изменения имени.
Работают с учебником.
Работают в группах.
— Имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые
— Есть такой старый детский стишок. Запомнишь его – запомнишь и падежи. «Иван родил девчонку. Велел тащить пелёнку.»
Физминутка.
— По падежам. |
5 мин
5 мин
5 мин | ||||||||||||||||||||
VI
|
Первичное закрепление |
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (№ 4) | 1. Работа в тетради. — Просклоняйте имя существительное голова. Обратите внимание на краткое обозначение названий падежей на странице 38 в упражнении 66.
И. п. что? голова Р. п. чего? головы Д. п. чему? голове В. п. что? голову Т. п. чем? головой П. п. о чём? о голове
— Определи падеж имён существительных.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a523cf29-04ac-48e3-bd7b-0a1510456202/%5BNS-RUS_4-06%5D_%5BIG_074%5D.swf
— Определите падеж имени существительного земле?
— Почему нелегко?
— Составьте в группах «Алгоритм определения падежа имён существительных». (Каждой группе выдаёт учитель бумагу, клей, заготовки-шаблоны для алгоритма).
Упражнение. — Определи падеж каждого имени существительного. Перенеси к именам существительным падежи.
| Работа в тетради.
Отвечают на вопросы.
Создают алгоритм-таблицу. |
5 мин
| ||||||||||||||||||||
VII |
Рефлексия. |
| Подводит итог урока, задаёт вопросы:
— С каким новым понятием вы познакомились на уроке?
— Что такое склонение?
— Где можно применять новые знания?
Работа с ноутбуками в паре. Проверочная работа.
— А над чем вам ещё необходимо поработать?
| Отвечают на вопросы. Оценивают свою работу. | 5 мин | ||||||||||||||||||||
VIII | Домашнее задание. |
| Даёт рекомендации при выполнении домашнего задания. — Сделать маленькую копию таблицы-опоры. Выучить названия падежей и вопросы к ним.
| Записывают домашнее задание в дневники. | 1 мин |