ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
по теме: «Имя существительное. Склонение имён существительных».

1. Ф.И.О. Дедуренко Наталья Константиновна

2. Класс 3

3. Тема: «Склонение имён существительных» № урока в теме: 1

4. Базовый учебник: В. П. Канакина «Русский язык. 3 класс. 2 часть»

5. Цель урока: дать понятие о склонении имён существительных.

6. Задачи:

обучающие: формировать представление о склонении имён существительных;

учить распознавать падежи имён существительных по вопросам;

склонять имена существительные;

— развивающие: развивать речь учащихся, умственную деятельность (выполнять операции анализа, синтеза, способность наблюдать, делать выводы, строить план своего ответа);

— воспитательные: воспитывать интерес к предмету;

чувство взаимопомощи;

аккуратность при выполнении письменных работ.

7. Предметные:

-умение определять тип изученных орфограмм, объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами, осуществлять взаимоконтроль при проверке письменной работы;

-первоначальное представление о склонении имен существительных; названиях падежей и падежных вопросах;

-умение изменять имена существительные по падежам;

Метапредметные:

-умение формулировать цели своей деятельности;

-умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме;

-развитие мышления, внимания через такие мыслительные операции, как анализ и синтез.

Личностные:

-коммуникативные навыки, умение слушать и слышать.

8. Тип урока: урок новых знаний

9. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная и групповая

10. Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран, дидактический материал.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используе-

мых ЭОР

(с указанием порядкового номера из приложения)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

I

Организационный этап.

Создаёт эмоциональный настрой, рабочую обстановку, проверяет присутствующих, нацеливает на урок.

  1. Приветствие учителя.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

И каждый становится добрым, доверчивым,

И доброе утро длиться до вечера!

И я хочу вам пожелать, чтобы доброе настроение длилось весь урок!

  1. Игра-приветствие «Удачи тебе на уроке!»

Учащиеся поочерёдно касаются одноимённых пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят:

— желаю (соприкасаются большими пальцами)

— успеха (указательными)

— большого (средними)

— во всём (безымянными)

— и везде (мизинцами)

— «Удачи!» (прикосновение всей ладонью)

Действия повторяются во второй раз, но после встречи мизинцев пальцы рук переплетаются и произносится фраза: «Удачи тебе на уроке!»

Готовятся к уроку, настраиваются на работу.

1 мин

II

Актуализация знаний

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

(№ 1)

1. Фронтальный опрос.

Задаёт вопросы:

— Какой раздел русского языка мы изучаем?

— Имя существительное – самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашем языке – имя существительное. Имена существительные появились в речи в числе первых слов.

-Какие слова называются именами существительными?

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1d420d4b-d6bf-4077-9e87-3c3782ec601c/%5BNS-RUS_4-05%5D_%5BIA_067%5D.swf

— Какими бывают имена существительные?

— Как изменяются имена существительные?

Называют раздел «Имя существительное».

Рассказывают правило.

Находя ошибки в определении.

Отвечают на вопросы.

5 мин

III

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Создаёт проблемную ситуацию.

— Обратите внимание!

сова´ сова´

со´вы совы´

сове

сову

совой

(о) сове

— Что удивило? Что заметили?

— Какой возникает вопрос?

— Как ещё могут изменяться имена существительные? Какие есть гипотезы?

— Вы с этой гипотезой согласны? Почему?

— К какому выводу пришли?

— Где можем проверить правильность вывода?

— Откройте учебник на стр. 36. Прочитайте правило. (Изменение имён существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением.)

— Какие новые термины вам встретились?

— Что такое склонение?

— Какую тему только что освоили (познакомились) и будем закреплять?

Высказывают своё мнение.

— Имена существительные изменяются не только по числам.

— Как ещё по-другому могут изменяться имена существительные?

Дети выдвигаю гипотезы.

— Имена существительные изменяются по вопросам.

— В учебнике.

Учащиеся читают правило.

Падеж, склонение.

Склонение имён существительных.

5 мин

IV

Первичное усвоение новых знаний.

1. Работа над новым понятием.

— Выполним упражнение №64 на странице 36. Запишите.

— …, прочитай первое предложение.

(Сосна любит расти на сухих песках.)

— На какой вопрос отвечает имя существительное сосна?

— Запишем: (Что?) сосна; …

— На какие вопросы отвечает имя существительное сосна в других предложениях?

— Выпишите его вместе с теми словами, от которых ставили вопросы к этому имени существительному по образцу.

— Что вы вставили вместо точек?

— Почему вы решили, что это формы изменения одного слова, а не родственные слова?

— Почему изменялось окончание существительного сосна?

— Как называется изменение имён существительных по вопросам? (правило стр. 36, внизу)

Работают в тетради.

— Что.

— Чего, к чему, на что, под чем, на чём.

— …; хвоя (чего?) сосны; прилетел (к чему?) к сосне; села (на что?) на сосну; растут (под чем?) под сосной; играли (на чём?) на сосне.

— Формы изменения имени существительного сосна.

— Изменяется только окончание.

— Изменялись вопросы.

Изменением по падежам или склонением.

10 мин

V

Первичная проверка понимания.

1. Моделирование термина «падеж».

— Греческие учёные заметили, что имена употреблённые в речи «падают» той или иной формой.

(Учитель бросает на стол кубик, на гранях которого написаны формы слова сосна и демонстрирует это «падение»).

— Падеж – что это?

— На странице 37 учебника прочитайте сведение о русских падежах.

(В русском языке шесть падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный.)

— Таблица на странице 37 «Склонение имён существительных» поможет вам выполнить задания в группах.

  1. Работа в группах.

1 группа. Карточки с вопросами падежей расположены беспорядочно. Восстановить порядок – каждому падежу свои вопросы.

2 группа. Восстанавливают «Сказку о падежах», где пропущены названия падежей.

(Он ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать … падеж.

Родился и стал … падеж.

Первое слово, которое он выучил, было «на», он очень любил со всеми делиться, раздавать всё, что имел, и его назвали … падеж.

Он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал … падеж.

Потом он подрос , начал творить добрые дела и стал называться … падеж.

Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь … падеж.)

3 группа. Распределяют слова-помощники есть, нет, дать, вижу, доволен, думаю по падежам.

По окончании работы группы все вместе создают таблицу-опору.

Падеж

Вспомогательное слово

Вопросы

Именительный

есть

кто? что?

Родительный

нет

кого? чего?

Дательный

дать

кому? чему?

Винительный

вижу

кого? что?

Творительный

доволен

кем? чем?

Предложный

думаю

о ком? о чём?

— Почему у каждого падежа два вопроса?

— Как эта картинка связана с падежами?

КОНСПЕКТ УРОКА для 3 класса по теме: «Имя существительное. Склонение имён существительных»

КОНСПЕКТ УРОКА для 3 класса по теме: «Имя существительное. Склонение имён существительных»

  1. Физминутка.

— Опустите, склоните головы вниз. Поднимите.

— А как можно «склонять» голову, не опуская её вниз?

— Падеж – это форма изменения имени.

Работают с учебником.

Работают в группах.

— Имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые

— Есть такой старый детский стишок. Запомнишь его – запомнишь и падежи. «Иван родил девчонку. Велел тащить пелёнку.»

Физминутка.

— По падежам.

5 мин

5 мин

5 мин

VI

Первичное закрепление

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

(№ 4)

1. Работа в тетради.

— Просклоняйте имя существительное голова. Обратите внимание на краткое обозначение названий падежей на странице 38 в упражнении 66.

И. п. что? голова

Р. п. чего? головы

Д. п. чему? голове

В. п. что? голову

Т. п. чем? головой

П. п. о чём? о голове

— Определи падеж имён существительных.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a523cf29-04ac-48e3-bd7b-0a1510456202/%5BNS-RUS_4-06%5D_%5BIG_074%5D.swf

— Определите падеж имени существительного земле?

— Почему нелегко?

— Составьте в группах «Алгоритм определения падежа имён существительных».

(Каждой группе выдаёт учитель бумагу, клей, заготовки-шаблоны для алгоритма).

«Алгоритм определения падежа имён существительных»

  1. Найди слово в предложении или словосочетании к которому имя существительное относится.

  2. Задай два падежных вопроса от главного слова к зависимому имени существительному.

  3. По падежному вопросу определи падеж имени существительного.

  1. Работа с ноутбуками в паре.

Упражнение.

— Определи падеж каждого имени существительного. Перенеси к именам существительным падежи.

Работа в тетради.

Отвечают на вопросы.

Создают алгоритм-таблицу.

5 мин

VII

Рефлексия.

Подводит итог урока, задаёт вопросы:

— С каким новым понятием вы познакомились на уроке?

— Что такое склонение?

— Где можно применять новые знания?

Работа с ноутбуками в паре. Проверочная работа.

— А над чем вам ещё необходимо поработать?

Отвечают на вопросы.

Оценивают свою работу.

5 мин

VIII

Домашнее задание.

Даёт рекомендации при выполнении домашнего задания.

— Сделать маленькую копию таблицы-опоры. Выучить названия падежей и вопросы к ним.

Записывают домашнее задание в дневники.

1 мин

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here