министерство образования Иркутской области

областное государственное специальное (коррекционное) образовательное казенное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида № 33 г. Братска

Урок по развитию речи в 3 специальном классе

для детей с умеренной умственной отсталостью.

Тема урока:

«Цветы: ромашка и одуванчик».

Автор: учитель Тоцкая Светлана Александровна

г. Братск, 2015г.

Цель:

— формировать знания учащихся о полевых цветах: ромашки и одуванчика, их распознавание, отличительные особенности; составлять сравнительный рассказ с опорой на картинку;

— корректировать внимание, логическое мышление через выполнение коррекционных упражнений;

— воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: раздаточный материал, картинки цветов, картинки на коррекционные упражнения.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Прозвенел уже звонок, начинается урок развития речи.

Ребята, отгадайте загадку:

Снег на полях, лед на водах,

Вьюга гуляет, когда это бывает? /Зимой/

— Какой сегодня месяц зимы?

Какой был месяц перед февралем?

Какой первый месяц зимы?

Ребята, а хотели бы вы оказаться на летней полянке? Закройте глаза и представьте, что вы оказались летом на полянке. Кругом зеленая трава, деревья, цветы. Откройте глаза и посмотрите на доску, что вы видите?

/Плакат полянки/

Хорошо, ребята. А теперь отгадайте загадки, и вы узнаете, какие цветы растут на полянке.

— Сердечко песочное, лепестки молочные. /Это ромашка/.

Аня покажи на плакате с полянкой — ромашки. Учитель вывешивает на доску плакат ромашки.

— Золотой и молодой

За неделю стал седой.

А денечка через два – облысела голова. /Одуванчик/

Учитель вывешивает рисунок одуванчика на доску.

— Ребята, посмотрите на белый цветок одуванчика. Что с ним произойдет, если на него подуть? Давайте подуем на него.

— Одуванчик разлетится. /Полным ответом/

А теперь потренируем наш язычок.

— Ла-ла-ла. Летит пчела.

— Лы-лы-лы. Не боимся мы пчелы.

— Лу-лу-лу. Видел кто из вас пчелу?

— Лы-лы-лы. Мы не видели пчелы.

— Ла-ла-ла. Отгадайте, где пчела?

Гимнастика для глаз. Дети следят за движениями пчелы.

Ребята, на какой цветок села пчела?

— Это ромашка.

Какого цвета лепестки у ромашки?

Какой формы цветок?

— Максим подойдет к столу и выберет нужный кружочек, который показывает цвет и форму. И прикрепит под картинкой ромашки.

Какое строение имеет ромашка? К доске пойдет Витя и покажет на рисунке части растения и назовет их.

Когда цветет ромашка? Летом, в июле.

Итак, какой же получился у нас рассказ: У ромашки желтая середина, белые лепестки. Цветки растут на зеленых стебельках. У ромашки пушистые зеленые листья. Под землей находится корень. Корень ветвистый. Цветет ромашка летом в июле месяце.

Ребята, а что делает пчелка на ромашке? /Пчелка собирает пыльцу/. А из пыльцы получается мед. Помогите пчелке положить мед в баночку.

Упражнение «Лабиринт».

— Молодцы, ребята, помогли пчелке.

А теперь давайте посчитаем цветочки: одна – ромашка, две – ромашки, три – ромашки, четыре – ромашки, пять – ромашек.

А пчелка приготовила вам еще одно задание. «Отгадай, какой цветок нужно вставить в полоску?» /Задание на доске/.

Физминутка: ребята, представьте, что вы пчелки. Давайте полетаем, сядем на цветочек, соберем пыльцу, полетим дальше. 2-3 раза.

А теперь посмотрите на доску, что изменилось? /Пчелка перелетела на другой цветок. Как он называется? /Одуванчик/.

— Одуванчик желтого цвета. Утром, с восходом солнца, он распускается. А вечером – когда солнышко садится, — закрывается. Когда цветок отцветает, то становится белым, и если на него подуть, то лепестки отлетают. Когда лепестки отлетят, то цветок становится лысым.

— Сема, подойди к столу и найди кружочек, соответствующий цвету и форме одуванчика и прикрепи его под рисунком одуванчика.

Какого цвета лепестки у одуванчика?

— Сергей пойдет к доске покажет и назовет нам части растения.

— Когда цветет одуванчик? Одуванчик начинает цвести в конце весны и растет все лето.

Итак, какой рассказ мы составим про одуванчик. Одуванчик желтого цвета, когда цветок отцветает, то становится белым. Стебли у одуванчика коричневого цвета. Листья – зеленые, длинные, узкие. Корень один, похож на морковку.

А теперь посчитаем одуванчики: один – одуванчик, два – одуванчика, три – одуванчика, четыре – одуванчика, пять – одуванчиков.

Молодцы, ребята. А теперь пчелка подготовила еще одно задание: «4-й лишний» на доске.

Перед тем, как перейти к другому заданию, мы должны с вами размять пальчики.

Пальчиковая гимнастика – массаж рук кубиком.

А теперь соберите на полянке цветы для пчелки: ромашку и одуванчик из подготовленных элементов. /Дети собирают на картонке зеленого цвета цветок ромашки и одуванчика/. Но перед этой работой еще раз обратить внимание детей на строение растений и их отличия.

Теперь пчелка посмотрит, как вы собрали цветы, правильно или нет? Внимательно посмотрите на рисунки и ваши поделки, все ли у вас правильно? Покажите, где цветок? Стебель, листья?

Молодцы, справились с заданием. Давайте отпустим нашу пчелку домой, у нее еще много работы.

А мы с вами проведем речевую зарядку: повторяйте за мной:

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все, и я, и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны,

И не будет красоты!

— Дети, можно рвать цветы? /Ответ детей/.

Цветы рвать нельзя! Почему? /Ответ детей/.

Итог урока: Итак, ребята, подошел к концу наш урок. О каких цветах мы сегодня говорили? Какой цветок вам больше понравился? Можно ли рвать цветы?

Рефлексия: Что тебе понравилось делать на уроке?

Спасибо, урок закончен.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here