Урок развитие речи в 3 классе

Тема урока: Виды текстов. Текст-рассуждение.

Цели урока:

1. Углубить знания учащихся об особенности текста — рассуждения, его структуре.

2. Развитие умения различать виды текстов, строить текст-рассуждение. Расширить знания детей о изменениях, происходящих в неживой природе.

3. Воспитывать любовь к родной природе.

УУД:

Познавательные — развивать умение отвечать на вопросы учителя, сравнивать, обобщать, анализировать.

Личностные – умение оценивать свою работу и работу своих товарищей

Коммуникативные – создавать условия для участия детей в диалоге, развивать умение слушать и понимать других.

Оборудование: раздаточный материал, презентация к уроку, опорные таблицы.

Ход урока:

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

УУД

Время

  1. Орг.момент

Создание необходимой деловой обстановки

Правильная посадка учащихся (осанка), проверка рабочего места

1 мин

2.Целеполагание.

Введение в тему

1.Чтение учителем стихотворения: Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнёт,

В лесу подснежник расцветёт.

Шагает красавица,

Легко земли касается.

Идёт на поле, на реку, и по снежку, и по цветку.

-О каком времени года идёт речь в стихотворении?

— Да, о весне. Сегодня на уроке развития речи вы узнаете об особенностях текста-рассуждения, его структуре и напишите мини-сочинение «За что я люблю весну?»

— Мы составим с вами памятку по определению видов текста.

— Но прежде мы должны вспомнить все, что знаем о тексте-рассуждении и других типах текста.

Дети слушают внимательно стихотворение.

Ответы детей

— О весне

Коммуникативные УУД

— слушать и понимать речь других;

— построение речевых высказываний

Регулятивные УУД

— определять цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2мин

3.Повторение изученного

4. Работа над сочинением

5.Орфографическая подготовка

6.Устное составление текстов

7. Написание сочинения.

8. Проверка сочинений. Зачитывание учащимися своих работ. Самоанализ и анализ работ.

9. Итог урока.

10. Домашнее задание

2.Составление опор типы текстов (опоры специально перепутаны)

-Посмотрите, ребята, правильно ли составлены наши таблицы?

-Правильность выполнения работы сверяем со слайдом.№3

Это мы знаем и умеем:

3. Повторение частей текста.

— Вспомните, из каких частей состоит текст?

Введение нового

У текста – рассуждения во вступлении выделяется утверждение, которое нужно доказать, в основной части предоставляются доказательства, доводы и примеры, в заключении делаются выводы, к которому пришёл автор.

Слайд№4

4.Работа с текстами. Составление памятки.

— Сейчас будет совместная работа (в парах) Можно совещаться.

— Определите виды текстов и приклейте к нужному заголовку.

Проверка работ учащихся коллективно

5. Работа над сочинением по готовому плану.

— Итак, нам предстоит написать сочинение-рассуждение «За что я люблю весну?».

— Как бы вы ответили на этот вопрос?

— Может кто-нибудь знает стихи о весне?

Чтение стихов о весне

Слайд№5

6.Словарная работа

В своих сочинениях вы будете использовать много прилагательных, глаголов, существительных. Некоторые трудные слова я выписала на доску и у вас на листочках: прекрасное, пробуждается, звенит, возвращаются, весенняя,

интересно, набухают,

любоваться, обновление.

7.Устное составление текстов.

Зачитывание образца сочинения.

Посмотрите на готовый план сочинения, прочитайте его.Слайд№6

— Многие писатели и поэты воспевали весну. А сейчас вы выразите своё отношение к этому удивительному времени года. Будете начинающими писателями.

-Вступление уже даётся, вам нужно составить только основную часть и заключение

— О чём вы будете писать в основной части?

— Что напишем в заключительной части?

— Выводы обычно совпадают с той мыслью, которая высказывается в начале текста.

— Перед вами памятка, которой вы можете пользоваться при составлении своего сочинения. Ещё раз проговорите свои сочинения мысленно и можете начинать работу.

— Не забываем каждую часть писать с красной строки

Чтение учителем образца сочинения.

8. Написание сочинения детьми

Учитель ведёт индивидуальную работу с учащимися.

9. Самоанализ и анализ работ учащихся по плану

— Ребята, а теперь послушаем ваши сочинения и дадим им оценку по плану:

1. Соответствует ли сочинение теме?

2. Раскрыта ли основная мысль?

3. Соответствует ли сочинение составленному плану?

Слайд№6

10. Итог урока.

— Чему мы учились на уроке?

— Какой вопрос можно задать к тексту –рассуждению?

-С какими особенностями текста-рассуждения познакомились?

— У вас получилась памятка, которая пригодится вам в дальнейшей работе на уроках русского языка. 11. Домашнее задание.

Выучить виды текстов и их отличия. Учиться писать тексты –рассуждения.

Нет, они перепутаны, их нужно восстановить.

Вызываются трое желающих. Они восстанавливают правильный порядок схем.

Это мы знаем и умеем:

Текст-описание

Текст-повествование

Текст-рассуждение

Вопрс (Какой?)

Вопрос(Что случилось?)

Вопрос(Почему?)

Дано описание людей, животных, растений.

Сообщается о том, что случилось, что произошло.

Объясняет причину явлений, событий

Остальные учащиеся следят за правильностью выполнения работы.

— Вступление, основная часть, заключение

Работа в парах учащихся

(чтение текстов и определение вида текста). Вклеивание в памятку.

Ответы детей

Весна самое прекрасное время года. Под крышами звенит капель. Всё на земле пробуждается к жизни. Из тёплых стран прилетают птицы. Весна-это обновление в природе.

Чтение детьми стихов о весне

Дети внимательно слушают и запоминают правописание слов

Дети читают план сочинения

Дети составляют тексты-рассуждения и проговаривают их.

— Представим примеры, доказательства своей любви к этому времени года.

— выводы, к которым мы пришли.

Дети, пользуясь памяткой, про себя проговаривают свои сочинения.

Дети внимательно слушают учителя.

Написание сочинения детьми

Дети анализируют работы своих товарищей по плану. Дают самооценку своим работам.

— Писать текст-рассуждение.

-Составили памятку видов текста.

— Почему?

— В тексте –рассуждении три части в первой говорится о том, что нужно будет доказать, во второй- само доказательство, в третьей- к какому выводу пришёл.

Дети внимательно слушают учителя

Регулятивные УУД

Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив)

ОбщеучебныеУУД

-структурирование знаний;

Знаково-символические УУД

-моделирование;

-формирование обобщённых знаний.

Формирование обобщённых знаний

Познавательные УУД

— Делать выводы в результате совместной работы в парах;

— планирование учебного сотрудничества.

— согласование действий с партнёром

Коммуникативные УУД

— Учиться высказывать своё мнение;

— Оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложений или небольшого текста)

Коммуникативные УУД

— Оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложений или небольшого текста)

— построение речевых высказываний

РегулятивныеУУД

-планирование;

-контроль;

-коррекция;

-волевая саморегуляция

ОбщеучебныеУУД

-произвольное и осознанное построение речевого высказывания

Познавательные УУД

-Сравнивать и анализировать

РегулятивныеУУД

— оценка;

— коррекция;

-контроль.

ОбщеучебныеУУД

структурирование знаний

3мин

5мин

5мин

3мин

5мин

10мин

3мин

2мин

1мин

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here