Урок развитие речи в 3 классе
Тема урока: Виды текстов. Текст-рассуждение.
Цели урока:
1. Углубить знания учащихся об особенности текста — рассуждения, его структуре.
2. Развитие умения различать виды текстов, строить текст-рассуждение. Расширить знания детей о изменениях, происходящих в неживой природе.
3. Воспитывать любовь к родной природе.
УУД:
Познавательные — развивать умение отвечать на вопросы учителя, сравнивать, обобщать, анализировать.
Личностные – умение оценивать свою работу и работу своих товарищей
Коммуникативные – создавать условия для участия детей в диалоге, развивать умение слушать и понимать других.
Оборудование: раздаточный материал, презентация к уроку, опорные таблицы.
Ход урока:
Действия учителя | Действия учащихся | УУД | Время | ||||||||||||||||||
| Создание необходимой деловой обстановки | Правильная посадка учащихся (осанка), проверка рабочего места |
| 1 мин | |||||||||||||||||
2.Целеполагание. Введение в тему | 1.Чтение учителем стихотворения: Она приходит с ласкою И со своею сказкою. Волшебной палочкой взмахнёт, В лесу подснежник расцветёт. Шагает красавица, Легко земли касается. Идёт на поле, на реку, и по снежку, и по цветку. -О каком времени года идёт речь в стихотворении? — Да, о весне. Сегодня на уроке развития речи вы узнаете об особенностях текста-рассуждения, его структуре и напишите мини-сочинение «За что я люблю весну?» — Мы составим с вами памятку по определению видов текста. — Но прежде мы должны вспомнить все, что знаем о тексте-рассуждении и других типах текста. |
Дети слушают внимательно стихотворение.
Ответы детей
— О весне
| Коммуникативные УУД — слушать и понимать речь других; — построение речевых высказываний
Регулятивные УУД — определять цель деятельности на уроке с помощью учителя. |
2мин | |||||||||||||||||
3.Повторение изученного
4. Работа над сочинением
5.Орфографическая подготовка
6.Устное составление текстов
7. Написание сочинения.
8. Проверка сочинений. Зачитывание учащимися своих работ. Самоанализ и анализ работ.
9. Итог урока.
10. Домашнее задание | 2.Составление опор типы текстов (опоры специально перепутаны) -Посмотрите, ребята, правильно ли составлены наши таблицы? -Правильность выполнения работы сверяем со слайдом.№3 Это мы знаем и умеем: 3. Повторение частей текста. — Вспомните, из каких частей состоит текст? Введение нового У текста – рассуждения во вступлении выделяется утверждение, которое нужно доказать, в основной части предоставляются доказательства, доводы и примеры, в заключении делаются выводы, к которому пришёл автор. Слайд№4 4.Работа с текстами. Составление памятки. — Сейчас будет совместная работа (в парах) Можно совещаться. — Определите виды текстов и приклейте к нужному заголовку.
Проверка работ учащихся коллективно
5. Работа над сочинением по готовому плану.
— Итак, нам предстоит написать сочинение-рассуждение «За что я люблю весну?». — Как бы вы ответили на этот вопрос? — Может кто-нибудь знает стихи о весне?
Чтение стихов о весне Слайд№5 6.Словарная работа В своих сочинениях вы будете использовать много прилагательных, глаголов, существительных. Некоторые трудные слова я выписала на доску и у вас на листочках: прекрасное, пробуждается, звенит, возвращаются, весенняя, интересно, набухают, любоваться, обновление.
7.Устное составление текстов. Зачитывание образца сочинения. — Посмотрите на готовый план сочинения, прочитайте его.Слайд№6 — Многие писатели и поэты воспевали весну. А сейчас вы выразите своё отношение к этому удивительному времени года. Будете начинающими писателями. -Вступление уже даётся, вам нужно составить только основную часть и заключение — О чём вы будете писать в основной части? — Что напишем в заключительной части? — Выводы обычно совпадают с той мыслью, которая высказывается в начале текста. — Перед вами памятка, которой вы можете пользоваться при составлении своего сочинения. Ещё раз проговорите свои сочинения мысленно и можете начинать работу. — Не забываем каждую часть писать с красной строки Чтение учителем образца сочинения. 8. Написание сочинения детьми Учитель ведёт индивидуальную работу с учащимися.
9. Самоанализ и анализ работ учащихся по плану — Ребята, а теперь послушаем ваши сочинения и дадим им оценку по плану: 1. Соответствует ли сочинение теме? 2. Раскрыта ли основная мысль? 3. Соответствует ли сочинение составленному плану? Слайд№6
10. Итог урока. — Чему мы учились на уроке? — Какой вопрос можно задать к тексту –рассуждению? -С какими особенностями текста-рассуждения познакомились? — У вас получилась памятка, которая пригодится вам в дальнейшей работе на уроках русского языка. 11. Домашнее задание. Выучить виды текстов и их отличия. Учиться писать тексты –рассуждения.
| — Нет, они перепутаны, их нужно восстановить. Вызываются трое желающих. Они восстанавливают правильный порядок схем. Это мы знаем и умеем:
Остальные учащиеся следят за правильностью выполнения работы. — Вступление, основная часть, заключение
Работа в парах учащихся (чтение текстов и определение вида текста). Вклеивание в памятку.
Ответы детей Весна самое прекрасное время года. Под крышами звенит капель. Всё на земле пробуждается к жизни. Из тёплых стран прилетают птицы. Весна-это обновление в природе. Чтение детьми стихов о весне
Дети внимательно слушают и запоминают правописание слов
Дети читают план сочинения
Дети составляют тексты-рассуждения и проговаривают их.
— Представим примеры, доказательства своей любви к этому времени года.
— выводы, к которым мы пришли.
Дети, пользуясь памяткой, про себя проговаривают свои сочинения.
Дети внимательно слушают учителя.
Написание сочинения детьми
Дети анализируют работы своих товарищей по плану. Дают самооценку своим работам.
— Писать текст-рассуждение. -Составили памятку видов текста.
— Почему?
— В тексте –рассуждении три части в первой говорится о том, что нужно будет доказать, во второй- само доказательство, в третьей- к какому выводу пришёл.
Дети внимательно слушают учителя | Регулятивные УУД Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив) ОбщеучебныеУУД -структурирование знаний; Знаково-символические УУД -моделирование; -формирование обобщённых знаний.
Формирование обобщённых знаний
Познавательные УУД — Делать выводы в результате совместной работы в парах; — планирование учебного сотрудничества. — согласование действий с партнёром
Коммуникативные УУД — Учиться высказывать своё мнение; — Оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложений или небольшого текста)
Коммуникативные УУД — Оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложений или небольшого текста) — построение речевых высказываний
РегулятивныеУУД -планирование; -контроль; -коррекция; -волевая саморегуляция
ОбщеучебныеУУД -произвольное и осознанное построение речевого высказывания
Познавательные УУД -Сравнивать и анализировать РегулятивныеУУД — оценка; — коррекция; -контроль. ОбщеучебныеУУД структурирование знаний
|
3мин
5мин
5мин
3мин
5мин
10мин
3мин
2мин
1мин |