Урок русского языка в 3 классе
Технологическая карта
Тема урока: Состав слова. Корень слова. Однокоренные слова.
Класс: 3
Учитель: Савельева Л.С
Тип урока: ОНЗ
Цели по содержанию:
обучающие: Предметные— создать условия для формирования знаний о корне слова, умения выделять его в слове, усвоения знаний о признаках однокоренных слов, нахождения однокоренных слов в тексте и умения подбирать однокоренные слова
развивающие: Познавательные— развивать умения находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых понятий, строить несложные рассуждения, осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию и обобщение по заданным критериям
Регулятивные— принимать учебную задачу. Сформулированную совместно с учителем, выполнять учебные действия во внутренней и внешней речи, планировать свои действия
Коммуникативные- строить монологические высказывания с учётом поставленной коммуникативной задачи; принимать участие в диалоге. общей беседе, совместной деятельности, ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии
Воспитывающие: Личностные- ориентироваться на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности; осознавать роль русского языка как государственного и показателя культуры человека
Используемая технология : ТРКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо)
Информационно-технологические ресурсы : ноутбук, проектор, интерактивная доска, слайд с изображением дерева, плакат с изображением дерева со съёмными листочками, карточки для индивидуальной работы, кубик для игрового момента. Индивидуальные таблицы «З-Х-У»
Задачи этапа | Формы, методы, методические приёмы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | |
I этап «Вызов» 1. Mотивация к учебной деятельности | Создать благоприятный психологический настрой на работу
| Класс разделён на 7групп( по 4 чел.) на весь урок. Фронтальный. Словесный | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность. Личностные:— выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое. Коммуникативные:— формирование умения слушать и слышать. |
2. Чистописание Выход на тему урока.
Физкультминутка ( по выбору детей) 3. Актуализация знаний
4. Постановка учебной задачи
| Работа над каллиграфией
Работа со словарными словами.
Подвести детей к самостоятельному выводу и формулированию темы урока.
Актуализация опорных знаний и способов действий
| Фронтальный. Словесный
Игра«Кубик». Работа в 7 группах ( по 4 чел)
Наблюдение, проблемная ситуация. Работа в группах
Словесный. Беседа. Доказательство
Таблица «Знаю -Хочу знать -Узнал »
Составление кластера. В центре доски записывается ключевое слово, от него рисуются стрелки-лучи в разные стороны к другим понятиям, связанным с ключевым словом; В процессе уточнения информации кластер видоизменяется.
Фронтальный. Словесный
| Предлагает записать дату и место работы. На доске изученные словарные слова, которые начинаются на К( в картинках). После работы над орфограммами в словарных словах, учитель выясняет, какое задание приготовили эти слова Проводит анализ звука [к ] и анализ элементов буквы к. После работы над написанием буквы, организует игру «Кубик». Объясняет правила игры. На гранях кубика новые словарные слова (круж…во, ..рех, р…цепт,м…нета, н…деля, леб… дь ) с пропущенными буквами. Выясняет, где можно найти информацию о новых словарных словах. Обращает внимание на подчёркнутые буквы и просит составить слово. Организует работу над лексическим значением этого слова. Что о нем можно сказать? Какое отношение имеет слово корень к предмету «Русский язык»? Организует подводящий диалог, уточняет правило – Что мы называем корнем слова?
-Что такое корень слова? -Как выделить корень в слове ? -Какие слова называют родственными? -Можете ли ответить на эти вопросы? Предлагает заполнить индивидуальную таблицу «Знаю -Хочу знать -Узнал» по данным вопросам. Выясняет какая графа остаётся пустой. Когда возможно её заполнение.
Предлагает заполнить схему на доске КОРЕНЬ ? ? ? Достаточно ли ваших знаний ? Предлагает провести наблюдение за необычным деревом, сделать вывод и дополнить схему. ИКТ Слайд 6 На слайде дерево, под деревом корень –ход-. На дереве однокоренные слова: поход, входить, уходить, выход, походка, ходьба, переход Предлагает высказать своё мнение о словах, которые растут на этом дереве. Что особенного вы заметили.? Дополнить схему. КОРЕНЬ Часть слова общая часть Значимая однокоренных часть слова слов
Проводит упражнения для глаз по тренажёру Базарова. Организует работу по учебнику Какую работу можно провести по упр .130? Составим план. – Почему вы так считаете? Предлагает выписать однокоренные слова.
| Записывают дату и место работы. Работают над орфограммами. Отвечают на вопросы. Анализируют звук [к ] и проводят анализ элементов буквы к. Прописывают в тетради по данному образцу. Участвуют в игре. Кубик передаётся из группы в группу, учащиеся в процессе обсуждения и поиска слова в орфографическом словаре вставляют букву , диктуют слово классу и записывают слово в тетрадь, а на доску записывают одну из выделенных букв. Объясняют, почему в данных словах присутствует орфограмма., сравнивают произношение слов с их написанием. Из выписанных на доске букв составляют слово КОРЕНЬ Объясняют лексическое значение. Это слово многозначное: корень растения, корень зуба, корень слова. Участвуют в диалоге. Слушают, уточняют, задают вопросы Отвечают на вопросы.
Формулируют тему урока.
Читают, обсуждают, высказывают предположения. Говорят о затруднениях и способах выхода из ситуации
Заполняют таблицу, вписывают что знают, что хотят узнать Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение. Делают вывод, что знаний недостаточно, нужна дополнительная информация. Предлагают источники информации.
Выполняют упражнения физкультминутки Обсуждают, какая часть дерева главная. Это – корень, так как дерево начинает расти от корня, от него оно питается и развивается Проводят наблюдение за словами на « дереве» Приходят к выводу, что корень – это общая часть всех однокоренных (родственных слов) а.
Подписывают лучи кластера
Выполняют упражнения для глаз Знакомятся с заданием, предлагают формы работы. Составляют план с помощью учителя. Находят в тексте однокоренные слова, отвечают на вопросы. Выписывают однокоренные слова, . Аргументируют свой выбор. Формулируют определение однокоренных слов и корня слова. Находят информацию в тексте. Корни в однокоренных словах чаще всего пишутся одинаково.
| Регулятивные:— оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности. Познавательные:— классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку) Коммуникативные:— умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем.
Регулятивные: — постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно; Познавательные: — постановка и решение проблемы; Личностные: — развитие познавательных интересов учебных мотивов; Коммуникативные: — умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. Регулятивные:— предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; Личностные: — выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше. Коммуникативные: — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Познавательные: — выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства; Регулятивные: — составление плана и последовательности действий.
Регулятивные: — умение действовать по плану и планировать свою деятельность;- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками; Познавательные: — поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; Личностные: — готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, — оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор; |
II этап «Осмысление» 1. Принятия целей урока. Усвоение новых знаний
Физкультминутка | Обеспечение мотивации учения детьми, | Фронтальный. Словесный. Беседа | Выясняет общее представление о корне. Предлагает рассмотреть перечень целей на с. 73 в учебнике и выбрать те, которые соответствуют сегодняшнему уроку.
1,2,3,4,5-вместе выйдем погулять К солнышку все потянулись, И друг другу улыбнулись. А теперь, сомнений нет, Соберём листьев букет. Мы листочки соберём Быстро, быстро в класс пойдём Организует работу на форзаце учебника со схемой . –О чём говорит схема? -Какая часть слова выделена? -Почему? -По какому признаку объединены слова в группы? Объясняет, что в тетради корень выделяем графически -дугой Предлагает выполнить упражнение 131. Найти и выписать однокоренные слова. Выделить корень. | Выбирают те задачи, которые соответствуют данной теме, обосновывают свой выбор.
Выполняют упражнения
Изучают схемы, делают выводы о том, что корень. в однокоренных словах, выделен красным цветом
Выполняют предложенное упражнение. Выделяют корень. | Познавательные: — поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска ; находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых понятий; — строят несложные рассуждения; анализируют, сравнивают, сопоставляют, классифицируют, обобщают
Регулятивные : —принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; -выполняют учебные действия в умственной и громкоречевой форме; — планируют свои действия для решения задачи |
2 Первичное закрепление нового материала
| Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы Развитие умения распознавать и подбирать однокоренные слова,
| Работа с инструкцией Работа в динамических группах («обучение сообща») | Предлагает работу с инструкцией на с.74 «Как найти в слове корень» Почему корень значимая часть слова? Выполнение упр.133. Каждая группа работает с одним корнем и докладывают о выполненной работе остальным группам. | Работают с текстом «Как найти в слове корень», знакомятся с теоретическими материалами в учебнике. Объясняют смысл слов «главная», «значимая» Объясняют главные слова в определении корня, выполняют упражнение
| Коммуникативные: — работа в группах, распределение ролей, владение монологической и диалогической речью; Познавательные: — поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; Личностные: — готовность к сотрудничеству. |
3. Закрепление знаний с проговариванием во внешней речи |
| Фронтальный Словесный. Письмо. | Объясняет задание к упражнению 135.. Предлагает провести наблюдение и определить часть речи однокоренных слов. На основе наблюдений сделать соответствующий вывод. -Какой вывод можно сделать? | Выполняют задание упражнение, определяют морфологическую принадлежность однокоренных слов. Делают вывод: однокоренные слова могут относится к разным частям речи | Познавательные: — поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств; |
III этап. Рефлексия учебной деятельности 1. Собственная деятельность о решении поставленной задачи | Инициировать рефлексию по взаимодействию учеников с учителем и другими детьми в классе | Индивидуальная | Предлагает вернуться к таблице «Знаю -Хочу знать -Узнал», которую начали заполнять. Побуждает закончить заполнение таблицы. Выясняет понимание изучаемой темы | Заканчивают заполнение таблицы «Знаю -Хочу знать -Узнал», отвечают на вопросы, определяют затруднения и пути выхода из него. | Регулятивные:— открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке |
2. Включения в систему знаний и повторения; | Включение учащихся в целенаправленную деятельность
| Групповая. «Дерево предсказаний» «Верно-неверно» | Открывает плакат с изображением дерева, на котором листочки с однокоренными словами, среди которых есть слова с омонимичными корнями. Нужно выбрать лишние слова, а однокоренные слова оставить на дереве | От каждой группы выходит один ученик берёт лишнее слово, доказывает правильность выбора. Остальные слушают и оценивают ответ словом «Верно» или «Неверно» | Коммуникативные:— умение работать в группах, распределять роли, владение монологической и диалогической формами речи Познавательные-анализируют языковые объекты с выделением существенных и несущественных признаков |
3Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
4. Итог работы
Информация о домашнем задании | Выявление качества и уровня усвоения знаний, а также установление причин выявленных недостатков
Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся
Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания
| Самостоятельная работа
«Тонкие и толстые вопросы» | Даёт задание для самостоятельной работы на карточке
О каком понятии мы сегодня говорили? — Используя вопросительные слова, составьте вопросы об основных понятиях темы урока, и ответьте на них. О чём? Какая? Что? Как? Какие? — На следующих уроках мы продолжим изучение темы « Корень слова». Что еще мы можем узнать на следующих уроках?
На доске плакат со словами, 1. Всё понятно. 2 Кое-что неясно. 3.Придётся потрудиться. Предлагает познакомиться с текстом домашнего задания в «Рабочей тетради» упр98. Выясняет понимание задания.
| Выполняют работу . Проводят проверку по эталону. Дают оценку своей деятельности
Читают вопросительные слова, составляют вопросы и задают их своим одноклассникам.
Отвечают на вопросы.
Дети ставят знак + у тех слов, которые им больше подходят Знакомятся с заданием, уточняют, задают вопросы, записывают в дневник.
| Регулятивные: — учитывают правило в планировании способа решения
Коммуникативные:— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Личностные: — готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;- оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор;
Регулятивные: — умение адекватно воспринимать оценки;- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности Регулятивные: принимают цель, содержание и способы выполнения заданий
|