Уроки развития речи. 3 класс

(работа с загадкой)

Учитель: Н.А.Евтеева

Очень интересны, полезны уроки развития речи, на которых дети работаю с загадкой. Целью таких уроков является развитие речи учащихся, то есть учитель должен сделать речь детей более красивой, образно. Большое внимание на таких уроках уделяется лексике.

Тема: «Язык загадок»

I. Организационный момент.

II. Постановка целей урока.

— Сегодня на уроке будем работать с загадкой, ее языком.

Как вы думаете, для чего это нужно?

(Это поможет сделать нашу речь более красивой, образной, так как в загадках много ярких, красивых слов, сравнений …)

III. Работа по теме.

— Сейчас мы попытаемся найти в загадках то, что вы назвали, попробуем обосновать употребление этих приемов.

  1. Повторы слов.

— Подчеркните слова, которые повторяются.

Течет, течет – не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит.

То он – блин,

То он – клин,

Ночью на небе один.

Ела, ела дуб, дуб,

Поломала зуб, зуб.

— Объясните, с какой целью повторяются слова?

— Для чего они используются?

2)Слова с противоположным значением.

— Найдите в загадках слова с противоположным значением.

Вечером родится, Мету, мету – не вымету,

Ночью живет, Несу, несу – не вынесу,

Утром умирает. Пора придет – сама уйдет.

(Роса). (Тень)

— Для чего использовали эти слова?

— Что еще употребили во второй загадке? С какой целью?

  1. Сравнения.

— Найдите в загадках сравнения.

Стоит старик Бел, как снег,

Над водою, В чести у всех.

Трясет головою. В рот попал,

Там и пропал.

(Камыш). (Сахар).

— С чем и почему сравниваются предметы?

4) Метафора, переносное значение слов.

— В загадках часто используется метафора, то есть сравнение, в котором мы не замечаем поэтического смысла: дождь идет, мороз рисует.

Конь стальной,

Хвост льняной.

(Игла с ниткой).

— Встречаются в загадках и метафорические сравнения:

Сижу на тереме, мала как мышь,

Красна как кровь, вкусна как мед.

(Вишня).

— Используется и сравнение с преувеличением образа:

Ревнул вол на 100 сел,

На 100 речек.

(Гром).

— Сравниваются и предметы неживого мира с живыми существам и, наоборот, живые существа с предметами быта, природы.

Полна горенка гусей да лебедей.

(Зубы).

Не солнце, не огонь, а светит.

(Светлячок).

— Роль сравнений, метафор очень велика: слова подменяют те понятия, которые загадываются автором или сравниваются с чем-то, делая речь образнее, красивее, понятнее.

Самостоятельная работа учащихся.

— В течение 5 минут вы из сборников загадок выбираете загадку и говорите, какие изобразительно – выразительные средства языка в ней использаваны.

Итог урока.

— Сегодня на уроке я узнал, чтобы речь была красивее, образнее, надо…

Тема: «Учимся составлять загадки».

ЦЕЛЬ: — повторить построение загадки, ее признаки;

— продолжить развивать умение составлять загадки,

использовать в речи художественные

изобразительно – выразительные средства языка;

— воспитание чувств прекрасного.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Постановка цели урока.

— Сегодня на уроке продолжим изучение особенностей загадок и сами составим загадки.

III. Повторение построения загадки, ее признаков.

— Вспомним признаки загадки.

Для этого причтем загадку.

На шесте дворец,

Во дворце певец.

Кто это?

— Что такое дворец? (Гнездо).

— Почему дворец? (Гнездо очень красивое, в сравнении

с гнездами других птиц).

— А почему певец? (Очень хорошо поет).

— Назовем признаки загадки:

  1. Предмет не назван.

  2. Назван другой, похожий на него.

  3. Показаны важные признаки предмета.

  4. Рифма.

— Как построена загадка? Какова ее структура?

Вспомним.

  1. Не ________ , а ________

  2. Загадка – вопрос

  3. Загадка – описание предмета.

-Какие языковые средства используются в загадке? Найдем их в загадках русского народа, чтобы употребить в своих.

  1. Сравнение.

Бел, как снег,

97

Все его любят,

Целовать станут,

А он тает.

(Сахар).

— С чем сравнивают сахар? Почему?

— Почему он тает, когда его целуют?

  1. Метафора.

Полон хлевец белых овец.

(Рот и зубы).

— Что видим в этой загадке?

— Значение каких слов переносятся на другие?

  1. Слова с противоположным значением.

В новой стене,

В круглом окне,

Днем стекло разбито,

Ночью вставлено.

(Лед в проруби).

— Какие слова употреблены в загадке с противоположным значением? Для чего?

  1. Повторы слов.

Бежит, бежит – не выбежит.

Течет, течет – не вытечет.

— Какие слова повторяются? С какой целью?

IV. Совместное сочинение загадки.

— Сейчас мы вместе попробуем составить загадку.

Выберем отгадку для нашей загадки.

(Проводится лотерея отгадок).

-Мы выбрали солнце.

— На что похоже солнце? (блин, шар, яблоко, круг).

— Какие цвета мы можем использовать? (желтый, красный, бурый).

— Назовите признаки солнца? (жаркое, горячее, высоко на небе, от него светло, тепло).

— Какую рифму можем подобрать? (высоко — тепло, шар — жар).

— Итак: над нами высоко

и посылает всем тепло.

98

V. Самостоятельная работа учащихся.

  1. Подведение итогов. Чтение загадок.

(Дети оформляют свои загадки на карточках, выполняют рисунки).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here