Конспект открытого урока русского языка в 3-Б классе

УМК «Гармония»

Тема:

«Знакомство со способом выбора между -тся и -ться в глаголах»

Урок разработан

учителем начальных классов

ГБОУ «СОШ №29»

Якименко Т.Д.

(учитель 1 категории)

Используемые технологии:

  • технология проблемного обучения;

  • информационно-коммуникативные технологии;

  • игровые технологии;

  • здоровьесберегающие технологии.

Формы работы:

  • индивидуальные;

  • парные;

  • групповые.

г. Севастополь

2015г.

Тема урока: Знакомство со способом выбора между -тся и -ться в глаголах.

Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ).

Цели:

  • Ознакомление с новой орфографической трудностью (орфограммой), на месте которой возникает необходимость двойного выбора (слышим [ца], а обозначать можем -ца, или -тся, или -ться). Знакомство со способом ее решения и первичное закрепление.

  • Закреплять изученный материал по теме «Глагол».

  • Развивать мышление, умение логически рассуждать, опираясь на имеющиеся знания, памяти, внимания, умение действовать по алгоритму, орфографической зоркости.

  • Воспитывать уважение к мнению одноклассника, умение отстаивать своё мнение, положительной мотивации на учение.

Планируемые результаты:

Метапредметные: научиться добывать новые знания через исследовательскую деятельность: сравнивать объекты, устанавливать закономерности, делать выводы; оформлять свои мысли в устной форме, формулировать правила; получать опыт работы в группе, эффективно сотрудничать в совместном решении задачи, устанавливать и сравнивать разные точки зрения.

Предметные: уметь  задавать вопросы к глаголам; научиться алгоритму проверки правильного написания изучаемой орфограммы.

Оборудование: мультимедийная презентация, компьютер, карточки для индивидуальной и групповой работы.

Ход урока:

I.Организационный момент. (Слайд №2).

Прозвенел и смолк звонок.

Начинаем наш урок.

Мы за парты дружно сели,

Друг на друга посмотрели.

Посмотрели на гостей

И за знаниями скорей!

Пальчиковая гимнастика «Дом»:

Я хочу построить дом, (Руки сложить домиком, и поднять над головой) Чтоб окошко было в нём, (Пальчики обеих рук соединить в кружочек)

Чтоб у дома дверь была, (Ладошки рук соединяем вместе вертикально)

Рядом чтоб сосна росла. (Одну руку поднимаем вверх и «растопыриваем» пальчики)

Чтоб вокруг забор стоял,

Пёс ворота охранял, (Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой) Солнце было, дождик шёл, (Сначала поднимаем руки вверх, пальцы «растопырены». Затем пальцы опускаем вниз, делаем «стряхивающие» движения)

И тюльпан в саду расцвёл! (Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики — «бутончик тюльпана»)

— Откройте тетради, положите их под наклоном. Внимательно спишите с доски число, классная работа». Обратите внимание на ошибкоопасные места.

II.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

-Прочитайте запись на экране. (Слайд 3.)

Грамоте учи[ца] — всегда пригоди[ца].

— Что это? (Пословица.)

— Как вы понимаете эту пословицу?

(В школе мы учимся, чтобы много знать. Знания пригодятся в жизни.)

— А чему мы учимся на уроках русского языка?

(На уроках русского языка учимся грамотной устной и письменной речи).

— Эта пословица будет девизом нашего урока.

— К ней мы вернёмся позже. А сейчас отгадайте загадку: (Слайд 4.)

Обозначаю в каждом предложении

Все действия и все движения,

Я важен, как в футболе гол.

Так кто же я такой? …(Глагол.)

— Что помогло вам отгадать загадку? Над чем мы будем работать на уроке?

III. Актуализация знаний о глаголе, как части речи.

1. Давайте вспомним всё, что мы знаем о глаголе. А кому трудно, можете воспользоваться подсказкой на экране. (Слайд 5.)

Глагол- это…

Глаголы изменяются по….

Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по … и …

Глаголы прошедшего времени изменяются по …и …

Инфинитив- это…

Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы…

2.Работа с копилкой глаголов (работа в парах). Слова из копилки на каждой парте (стеречь, вырасти, учить, сажал, улетели, живёт, споёт, думают, захотят).

— А сейчас поиграем в игру «Мои друзья». На каждой парте есть копилка глаголов. Вы будете работать в паре.

— Мои друзья – все глаголы настоящего времени (дети берут карточки из копилки и показывают учителю, одна пара прикрепляет их на доску).

— Докажите, что это глаголы настоящего времени. (Они отвечают на вопросы «что делает?», «что делают?» и обозначают действие, которое происходит в момент речи.)

— Мои друзья – глаголы прошедшего времени (работа проводится аналогично)

— Мои друзья – глаголы будущего времени (аналогично).

— Какие слова не попали ко мне в друзья?

( Дети перечисляют оставшиеся объекты.)

— Почему эти глаголы не смогли попасть ко мне в друзья?

(Это глаголы неопределённой формы.)

— Докажите. (Они отвечают на вопросы «что делать?», «что сделать?», у них нельзя определить время, лицо, число и род.)

— Запишите эти глаголы в тетрадь и выделите окончания.

IV.Выявление места и причины затруднения.

— А сейчас вернёмся к пословице. (Слайд 6.)

Грамоте учи[ца] — всегда пригоди[ца].

Найдите в ней глаголы. (Учи[ца], пригоди[ца].)

— Докажите, что это глаголы. (Обозначают действие и отвечают на вопросы «что делать?», «что сделает?»).

— Давайте произнесём их.

— Какие звуки слышим на конце глаголов? ([ца])

— А кто знает, как нужно писать эти слова?(Дети высказывают предположения. Одни говорят, что нужно писать –ца, другие — -тся, а третьи — -ться.)

На доске вывешиваются карточки с сочетаниями -ца, -тся, -ться. (Слайд 7.)

— С какой трудностью мы столкнулись? (Какое сочетание писать?)

— Я хочу открыть вам один секрет русского языка: у глаголов – ца не пишется, а пишется только –тся или –ться. (Слайд 8.)

Грамоте учит.ся – всегда пригодит.ся. (Слайд 9.)

Каллиграфическая минутка.

Пропишите сочетания —тся и —ться в тетради по образцу, записанному на доске.

— Чем они различаются? (Мягким знаком перед -ся.)

V.Фиксация затруднения и постановка цели деятельности.

— Кто может решить эту орфографическую задачу и объяснить, когда в глаголах пишется –тся, а когда –ться?

— Почему не можете? (Потому что не знаем правила.)

— Какую цель поставим?

— Узнать, когда в глаголах пишется –тся, а когда –ться. (Слайд 10.)

VI.Построение проекта выхода из затруднения.

— Где вы можете получить эти знания? (Прочитать в учебнике правило, спросить учителя, открыть сами.)

— Правило будем открывать сами.

— Давайте дадим характеристику глаголам. (Слайд 11.)

Определите, в какой форме употреблены глаголы учиться и пригодится? Что для этого нужно сделать? (Поставить вопрос.)

учит.ся

пригодит.ся

Что делать?

Что сделает?

Неопределённая форма

Будущее время, 3 лицо, ед.ч.

ться

тся

— Если глагол «учиться» неопределенной формы, то какое он имеет окончание? (-ть) А что такое -ся?(Постфикс.)

— Так какое сочетание будем писать в глаголах неопределённой формы? (-ться)

— Какое окончание имеет глагол «пригодится»? (-ит) Какое это окончание? (Личное.)Есть ли в окончании ь?(Нет)

— Как будем писать глаголы 3-го лица? (С сочетанием –тся.)

— Сделаем вывод. (Если глагол в неопределённой форме, то нужно писать — ться, а если глагол 3-го лица, нужно писать –тся. )

— Мы по форме слова определили с ь пишется глагол или без него? Как по другому можно определить? (По вопросу.) (Слайд 12.)

— Запомнить это правило вам поможет стишок. (Слайд 13.) Прочитайте его.

Прежде чем глагол писать

Не забудь вопрос задать.

Если мягкий знак в вопросе,

То его в глагол мы вносим.

— Вы можете пользоваться любым способом.

Составление алгоритма. Работа в группах. (Слайд 14.)

А теперь давайте обобщим все наши рассуждения и выводы. Составим алгоритм «Как решать новую орфографическую задачу». (Приложение 1)

Соедините части предложений и расставьте их в правильном порядке так, чтобы получился алгоритм.

1.Определяем, к какой части речи относится слово.

2. Если это глагол, ставим вопрос и определяем форму глагола.

3. Если неопределённая форма глагола, пишем сочетание –ться.

4. Если форма 3-го лица, пишем сочетание –тся.

Сверим теперь свои выводы со сведениями предлагаемыми авторами учебника. (Учебник с. 17 № 382.)

— А существует ли такая опасность в правописании существительных? Сейчас мы это проверим.

— Скажите, кто помогает вам в школе добывать знания? (Учительница.)

— Какой частью речи является это слово? (Существительным.)

— Какие звуки произносим на конце? ([ца])

— А какие буквы напишем? Где мы можем проверить написание этого слова? (В словаре.)

— Откройте словарик и посмотрите, как пишется это слово. (Слово «учительница» пишется с –ца на конце.)

— Запишите в тетрадь.

— Найдите в этом столбике ещё существительные с сочетанием –ца на конце. (Улица, яичница.)

— Запишите их в столбик и подчеркните сочетание –ца.

— Какой вывод можно сделать? (Если [ца] в имени существительном, то обычно так и пишем –ца.)

Физминутка (Слайд 15.)

Потянуться, отдохнуть,
Глубоко теперь вздохнуть.
Встать, умы
ться,
Кашу съесть,
Поскакать легонько,
На коленочки присесть.
Встать, попрыгать, посмея
ться,
Покружи
ться, покачаться,
Поклони
ться, распрямиться
И опять начать труди
ться.

VII. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

— А сейчас потренируемся в правописании -тся и –ться

По рисунку вспомнить пословицу :
Любишь ката[ца], люби и саночки возить. (Слайд 16.)
Друзья познаю
[ца] в беде. (Слайд 17.)

VIII.Включение нового знания в систему знаний и повторение.

1.Выполнение задания в учебнике с. 18 № 385.  Первую загадку записываем вместе, объясняя написание новой орфограммы. Вторую загадку дети записывают самостоятельно, с дальнейшей проверкой.

2.Самостоятельная работа с самопроверкой. Игра «Засели дом» (дополнительно). (Приложение 2)

Вам нужно заселить дом: в первом подъезде будут «жить» глаголы настоящего времени, 3 лица, ед. ч.; а во втором подъезде – глаголы неопределенной формы.

У детей на столах карточки такого вида:

  • Ученик готови[ца] к уроку.

Ребята любят готови[ца] к празднику.

  • Маша старае[ца] чисто писать.

Нужно стара[ца] соблюдать чистоту.

  • У меня на носу переноси[ца].

Уборка класса переноси[ца] на среду.

  • В нашей школе есть тепли[ца].

В печке тепли[ца] слабый огонёк.

— Оцените свою работу

Проверка коллективно.

— Оцените свой результат: 6 — отлично

4-5 — хорошо

Меньше 4 — надо потренироваться.

— У кого ошибки? Назови причину?

— Молодцы! Вы сумели найти и исправить свои ошибки, понять их причину.

IX. Итоги урока. Инструктаж выполнения домашнего задания.

Почему на месте сочетания звуков [ца] есть орфограмма (опасность)?
– Какие рассуждения надо провести, чтобы не допустить ошибки при письме?
– Пользуясь алгоритмом, дома выполните упражнение № 384 на с. 18.

(Слайд 18.)

X.Рефлексия. (Слайд 17.)

— Оцените свою деятельность на уроке, заполнив листы самооценки (приложение 3):

1.Я понял (а), как надо действовать при написании буквосочетаний -тся, -ться.

2. Я умею применять алгоритм написания буквосочетаний

-тся, -ться, и могу объяснить другим, как надо действовать при написания этих буквосочетаний.

?

?

3. Я испытываю трудности при написании буквосочетаний -тся, -ться.

4. Моё настроение.

Оценивание учителем.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here