Конспект открытого урока русского языка в 3-Б классе
УМК «Гармония»
Тема:
«Знакомство со способом выбора между -тся и -ться в глаголах»
Урок разработан
учителем начальных классов
ГБОУ «СОШ №29»
Якименко Т.Д.
(учитель 1 категории)
Используемые технологии:
-
технология проблемного обучения;
-
информационно-коммуникативные технологии;
-
игровые технологии;
-
здоровьесберегающие технологии.
Формы работы:
-
индивидуальные;
-
парные;
-
групповые.
г. Севастополь
2015г.
Тема урока: Знакомство со способом выбора между -тся и -ться в глаголах.
Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ).
Цели:
-
Ознакомление с новой орфографической трудностью (орфограммой), на месте которой возникает необходимость двойного выбора (слышим [ца], а обозначать можем -ца, или -тся, или -ться). Знакомство со способом ее решения и первичное закрепление.
-
Закреплять изученный материал по теме «Глагол».
-
Развивать мышление, умение логически рассуждать, опираясь на имеющиеся знания, памяти, внимания, умение действовать по алгоритму, орфографической зоркости.
-
Воспитывать уважение к мнению одноклассника, умение отстаивать своё мнение, положительной мотивации на учение.
Планируемые результаты:
Метапредметные: научиться добывать новые знания через исследовательскую деятельность: сравнивать объекты, устанавливать закономерности, делать выводы; оформлять свои мысли в устной форме, формулировать правила; получать опыт работы в группе, эффективно сотрудничать в совместном решении задачи, устанавливать и сравнивать разные точки зрения.
Предметные: уметь задавать вопросы к глаголам; научиться алгоритму проверки правильного написания изучаемой орфограммы.
Оборудование: мультимедийная презентация, компьютер, карточки для индивидуальной и групповой работы.
Ход урока:
I.Организационный момент. (Слайд №2).
Прозвенел и смолк звонок.
Начинаем наш урок.
Мы за парты дружно сели,
Друг на друга посмотрели.
Посмотрели на гостей
И за знаниями скорей!
Пальчиковая гимнастика «Дом»:
Я хочу построить дом, (Руки сложить домиком, и поднять над головой) Чтоб окошко было в нём, (Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была, (Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла. (Одну руку поднимаем вверх и «растопыриваем» пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял, (Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой) Солнце было, дождик шёл, (Сначала поднимаем руки вверх, пальцы «растопырены». Затем пальцы опускаем вниз, делаем «стряхивающие» движения)
И тюльпан в саду расцвёл! (Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики — «бутончик тюльпана»)
— Откройте тетради, положите их под наклоном. Внимательно спишите с доски число, классная работа». Обратите внимание на ошибкоопасные места.
II.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
-Прочитайте запись на экране. (Слайд 3.)
Грамоте учи[ца] — всегда пригоди[ца].
— Что это? (Пословица.)
— Как вы понимаете эту пословицу?
(В школе мы учимся, чтобы много знать. Знания пригодятся в жизни.)
— А чему мы учимся на уроках русского языка?
(На уроках русского языка учимся грамотной устной и письменной речи).
— Эта пословица будет девизом нашего урока.
— К ней мы вернёмся позже. А сейчас отгадайте загадку: (Слайд 4.)
Обозначаю в каждом предложении
Все действия и все движения,
Я важен, как в футболе гол.
Так кто же я такой? …(Глагол.)
— Что помогло вам отгадать загадку? Над чем мы будем работать на уроке?
III. Актуализация знаний о глаголе, как части речи.
1. Давайте вспомним всё, что мы знаем о глаголе. А кому трудно, можете воспользоваться подсказкой на экране. (Слайд 5.)
Глагол- это…
Глаголы изменяются по….
Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по … и …
Глаголы прошедшего времени изменяются по …и …
Инфинитив- это…
Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы…
2.Работа с копилкой глаголов (работа в парах). Слова из копилки на каждой парте (стеречь, вырасти, учить, сажал, улетели, живёт, споёт, думают, захотят).
— А сейчас поиграем в игру «Мои друзья». На каждой парте есть копилка глаголов. Вы будете работать в паре.
— Мои друзья – все глаголы настоящего времени (дети берут карточки из копилки и показывают учителю, одна пара прикрепляет их на доску).
— Докажите, что это глаголы настоящего времени. (Они отвечают на вопросы «что делает?», «что делают?» и обозначают действие, которое происходит в момент речи.)
— Мои друзья – глаголы прошедшего времени (работа проводится аналогично)
— Мои друзья – глаголы будущего времени (аналогично).
— Какие слова не попали ко мне в друзья?
( Дети перечисляют оставшиеся объекты.)
— Почему эти глаголы не смогли попасть ко мне в друзья?
(Это глаголы неопределённой формы.)
— Докажите. (Они отвечают на вопросы «что делать?», «что сделать?», у них нельзя определить время, лицо, число и род.)
— Запишите эти глаголы в тетрадь и выделите окончания.
IV.Выявление места и причины затруднения.
— А сейчас вернёмся к пословице. (Слайд 6.)
Грамоте учи[ца] — всегда пригоди[ца].
— Найдите в ней глаголы. (Учи[ца], пригоди[ца].)
— Докажите, что это глаголы. (Обозначают действие и отвечают на вопросы «что делать?», «что сделает?»).
— Давайте произнесём их.
— Какие звуки слышим на конце глаголов? ([ца])
— А кто знает, как нужно писать эти слова?(Дети высказывают предположения. Одни говорят, что нужно писать –ца, другие — -тся, а третьи — -ться.)
На доске вывешиваются карточки с сочетаниями -ца, -тся, -ться. (Слайд 7.)
— С какой трудностью мы столкнулись? (Какое сочетание писать?)
— Я хочу открыть вам один секрет русского языка: у глаголов – ца не пишется, а пишется только –тся или –ться. (Слайд 8.)
Грамоте учит.ся – всегда пригодит.ся. (Слайд 9.)
Каллиграфическая минутка.
– Пропишите сочетания —тся и —ться в тетради по образцу, записанному на доске.
— Чем они различаются? (Мягким знаком перед -ся.)
V.Фиксация затруднения и постановка цели деятельности.
— Кто может решить эту орфографическую задачу и объяснить, когда в глаголах пишется –тся, а когда –ться?
— Почему не можете? (Потому что не знаем правила.)
— Какую цель поставим?
— Узнать, когда в глаголах пишется –тся, а когда –ться. (Слайд 10.)
VI.Построение проекта выхода из затруднения.
— Где вы можете получить эти знания? (Прочитать в учебнике правило, спросить учителя, открыть сами.)
— Правило будем открывать сами.
— Давайте дадим характеристику глаголам. (Слайд 11.)
–Определите, в какой форме употреблены глаголы учиться и пригодится? Что для этого нужно сделать? (Поставить вопрос.)
пригодит.ся | |
Что делать? | Что сделает? |
Неопределённая форма | Будущее время, 3 лицо, ед.ч. |
–ться | –тся |
— Если глагол «учиться» неопределенной формы, то какое он имеет окончание? (-ть) А что такое -ся?(Постфикс.)
— Так какое сочетание будем писать в глаголах неопределённой формы? (-ться)
— Какое окончание имеет глагол «пригодится»? (-ит) Какое это окончание? (Личное.)Есть ли в окончании ь?(Нет)
— Как будем писать глаголы 3-го лица? (С сочетанием –тся.)
— Сделаем вывод. (Если глагол в неопределённой форме, то нужно писать — ться, а если глагол 3-го лица, нужно писать –тся. )
— Мы по форме слова определили с ь пишется глагол или без него? Как по другому можно определить? (По вопросу.) (Слайд 12.)
— Запомнить это правило вам поможет стишок. (Слайд 13.) Прочитайте его.
Прежде чем глагол писать
Не забудь вопрос задать.
Если мягкий знак в вопросе,
То его в глагол мы вносим.
— Вы можете пользоваться любым способом.
Составление алгоритма. Работа в группах. (Слайд 14.)
– А теперь давайте обобщим все наши рассуждения и выводы. Составим алгоритм «Как решать новую орфографическую задачу». (Приложение 1)
— Соедините части предложений и расставьте их в правильном порядке так, чтобы получился алгоритм.
1.Определяем, к какой части речи относится слово.
2. Если это глагол, ставим вопрос и определяем форму глагола.
3. Если неопределённая форма глагола, пишем сочетание –ться.
4. Если форма 3-го лица, пишем сочетание –тся.
– Сверим теперь свои выводы со сведениями предлагаемыми авторами учебника. (Учебник с. 17 № 382.)
— А существует ли такая опасность в правописании существительных? Сейчас мы это проверим.
— Скажите, кто помогает вам в школе добывать знания? (Учительница.)
— Какой частью речи является это слово? (Существительным.)
— Какие звуки произносим на конце? ([ца])
— А какие буквы напишем? Где мы можем проверить написание этого слова? (В словаре.)
— Откройте словарик и посмотрите, как пишется это слово. (Слово «учительница» пишется с –ца на конце.)
— Запишите в тетрадь.
— Найдите в этом столбике ещё существительные с сочетанием –ца на конце. (Улица, яичница.)
— Запишите их в столбик и подчеркните сочетание –ца.
— Какой вывод можно сделать? (Если [ца] в имени существительном, то обычно так и пишем –ца.)
Физминутка (Слайд 15.)
Потянуться, отдохнуть,
Глубоко теперь вздохнуть.
Встать, умыться,
Кашу съесть,
Поскакать легонько,
На коленочки присесть.
Встать, попрыгать, посмеяться,
Покружиться, покачаться,
Поклониться, распрямиться
И опять начать трудиться.
VII. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
— А сейчас потренируемся в правописании -тся и –ться
По рисунку вспомнить пословицу :
Любишь ката[ца], люби и саночки возить. (Слайд 16.)
Друзья познаю[ца] в беде. (Слайд 17.)
VIII.Включение нового знания в систему знаний и повторение.
1.Выполнение задания в учебнике с. 18 № 385. Первую загадку записываем вместе, объясняя написание новой орфограммы. Вторую загадку дети записывают самостоятельно, с дальнейшей проверкой.
2.Самостоятельная работа с самопроверкой. Игра «Засели дом» (дополнительно). (Приложение 2)
– Вам нужно заселить дом: в первом подъезде будут «жить» глаголы настоящего времени, 3 лица, ед. ч.; а во втором подъезде – глаголы неопределенной формы.
У детей на столах карточки такого вида:
-
Ученик готови[ца] к уроку.
Ребята любят готови[ца] к празднику.
-
Маша старае[ца] чисто писать.
Нужно стара[ца] соблюдать чистоту.
-
У меня на носу переноси[ца].
Уборка класса переноси[ца] на среду.
-
В нашей школе есть тепли[ца].
В печке тепли[ца] слабый огонёк.
— Оцените свою работу
Проверка коллективно.
— Оцените свой результат: 6 — отлично
4-5 — хорошо
Меньше 4 — надо потренироваться.
— У кого ошибки? Назови причину?
— Молодцы! Вы сумели найти и исправить свои ошибки, понять их причину.
IX. Итоги урока. Инструктаж выполнения домашнего задания.
– Почему на месте сочетания звуков [ца] есть орфограмма (опасность)?
– Какие рассуждения надо провести, чтобы не допустить ошибки при письме?
– Пользуясь алгоритмом, дома выполните упражнение № 384 на с. 18.
(Слайд 18.)
X.Рефлексия. (Слайд 17.)
— Оцените свою деятельность на уроке, заполнив листы самооценки (приложение 3):
1.Я понял (а), как надо действовать при написании буквосочетаний -тся, -ться.
2. Я умею применять алгоритм написания буквосочетаний
-тся, -ться, и могу объяснить другим, как надо действовать при написания этих буквосочетаний.
?
?
3. Я испытываю трудности при написании буквосочетаний -тся, -ться.
4. Моё настроение.
Оценивание учителем.