Кныш Татьяна Васильевна,

учитель начальных классов,

учитель высшей категории

Общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней № 50,

город Макеевка, Донецкая область.

Урок по русскому языку в 4 классе: Главные члены предложения.

Анотация

Дання разработка предназначена в помощь учителю для проведения уроков русского языка в 3-4 классах. Методика урока ориентирована на нахождение групповых решений при выполнении заданий, проявление творче ской активности.

Тема: Главные члены предложения

Цель: закрепить умение ставить вопросы к главным членам предложения, находить основу предложения, интонационно правильно читать предложения, развивать речь, воспитывать аккуратность, старательность.

Ход урока

І.Организация начала урока.

Учитель: Улыбнулись.

План урока такой:

  1. Мозговой штурм.

  2. Минутка чистописания.

  3. Словарная работа

  4. Орфографическая работа.

Физкультминутка.

  1. Работа с учебником.

  2. Ролевая игра «Микрофон».

  3. Самостоятельная работа.

  4. Минутка поэзии (письмо по памяти).

  5. Работа в группах(творческая работа).

План урока насыщенный, поэтому:

Сидим – правильно.

Пишем – каллиграфично.

Отвечаем – четко.

ІІ. Контроль, коррекция знаний.

  1. Мозговой штурм.

  • Что называется предложением?

  • Как на письме отделяются одно предложение от другого?

  • Какие предложения бывают по цели высказывания?

  • Какие предложения называются повествовательными?

  • Какие предложения называются вопросительными?

  • Какие предложения называются побудительными?

  • Что является грамматической основой предложения?

  • Какие предложения бывают по интонации?

  • Какой знак ставится в конце восклицательного предложения?

  • Что обозначает подлежащее?

  • Что раскрывает сказуемое?

  • Как еще называют подлежащее и сказуемое?

  • Как называют остальные слова в предложении?(уточнить и расширить смысл)

  • Какую роль выполняют второстепенные члены предложения?

  1. Минутка чистописания:

у ум ру

ммИлл

У умной головы сто рук.

Земля, земледелец.

  1. Словарная работа (на доске)

На доске слова с раннее изученные с пропущенными орфограммами.

Б . реза, . сина, к . ртофель, яг . да, ябл . ко, . вес, м . лина.

Каким одним словом можно назвать эти слова?

Сегодня на уроке мы должны изучить два новых словарных слова, а какие вы узнаете, если отгадаете загадки.

Какой месяц году – конец, а зиме – начало.

Декабрь

Произнесем это слово так, как говорим д`икабр`

А теперь произнесем орфографически, то есть так как пишем дэкабр 2-3 раза.

Сам рогат, а не бодается (месяц на небе).

1

12 года – месяц.

Слово месяц, какое оно? (многозначное)

Произнесите его все вместе так, как мы говорим м`эс`иц

А теперь кaк будем писать

Месяц

А вот какое объяснение дается этому слову в словаре Ожегова:

  1. Единица исчисления времени, равная 1/12 части года.

  2. Диск луны или его часть.

Давайте составим предложения с этими словами.

Запишем с комментированием.

4. Орфографическая минутка.

На доске записаны слова, в которых пропущены орфограммы на ранее изученные правила.

Гн .здо, гр . бок, д . жди, бр . вно, лист . я, дроз . , пруж . на, уздеч . ка, л . нейка, м . ряк, ст . рожка, лыж . .

Физкульминутка.

Встаньте, дети, улыбнитесь.

Земле нашей поклонитесь,

За счастливый день вчерашний

И к солнцу потянитесь.

В разные стороны наклонитесь.

Веретеном повертитесь

Раз присядьте, два присядьте

И за парту тихо сядьте.

Учитель: Итак, тема урока: главные члены предложения.На уроке будем закреплять умение ставить вопросы к главным членам предложения, находить

грамматическую основу, к правильной интонацией читать предложения, будем развивать речь.

Все это нужно для того, чтобы мы могли грамотно строить предложения, а значит и для того, чтобы наша речь была правильной.

5. Работа с учебником.

Учитель: Открываемучебник упражнение 186

Мы его выполним устно.

Прочитаем вполголоса вместе.

Какой это тип текста?

Какой это текст по стилю?

Определим подлежащее и сказуемое: 2, 3, 4, 5.

Упражнение 186 письменно.

Прочитали по книге вопросы.

Озаглавили, записали.

Самостоятельно подчеркнуть подлежащее и сказуемое во всех предложениях.

6. Ролеваяигра «Микрофон».

Учитель: Вы – журналист, ведете передачу на радио. Вам написали текст, состоящий из предложений разных по цели высказывания и интонации, знаки в конце предложения не поставили. Как вы прочитаете эти предложения?

(на доске написаны предложения)

Утром ударил первый мороз

Успел образоваться толстый лед на реке

Будьте осторожны на льду

Сейчас я предложу вам прочитать загадочное предложение.

Его в ХХ веке придумал русский филолог на несуществующем языке, в котором были соблюдены все нормы русской морфологии (наука о частях речи) и синтаксиса(наука о предложении)

Глокаякуздряштекобудланулабокра.

Предлагаю вам найти главные члены предложения. Молодцы!

7. Самостоятельная работа.

Учитель: Теперь я за вас спокойна. Вы успешно выполните самостоятельную работу в тетрадях для опроса. Даю вам 5 минут.

8. Минуткапоэзии (письмо по памяти).

Учитель: Ребята, сегодня тексты с которыми мы работали на уроке можно объединить в одну тему. О чем они были? Какие стихотворения о зиме вы помните? (ответы детей)

Пальчиковая гимнастика

Пошел большой брат (большой палец поднимаем вверх), встретил Ваську-указку (показываем указательный палец и т.д.), Гришку-середку, Мишку-сиротку и крошку Тимошку.

Разобрать какие орфограммы в данном стихотворении.

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится

9. Работа в группах (творческаяработа).

Учитель: Ребята, задание для группразное: у кого грамматическая основа, у кого словосочетание, кому нужноизсловсоставитьпредложение.

Если вы справитесь с заданием, то у нас получится текст о зиме.

1 группа. Понедельник. Пришла зима.

2 группа. Вторник. Лес оделся.

3 группа. Среда. Снежок припорошил.

4 группа. Четверг.

драгоценные, украшения, Как, блестит, на солнце, иней.

5 группа. Пятница. Снег хрустит под ногами.

А оценку вы получите согласно таблице «Работа в группе»

(у каждого ребенка лежит на парте:

Фамилия,имя: _______________________________

На уроке ____________________________________

Работа в группе

  1. Вы брали активное участие в работе группы ________

  1. Вы вносили удачные предложения, которые учитывались группой______

  1. Вы поддерживали других членов группы, привлекая их к работе_______

  1. Вы удачно обобщали мнения других и продвигали работу группы вперед______

  1. Вы выдвинули полностью новую идею (новый подход в решении), что понравилось другим____

  1. Вы докладывали классу о результатах групповой работы______

Всего баллов__________

ІІІ. Итог урока.

Учитель: А теперь подведем итог урока. Для этого вам необходимо пройти тест.

Тест.

  1. Предложения по цели высказывания бывают:

А) повествовательные, вопросительные, восклицательные.

Б) повествовательные, вопросительные, побудительные.

2. Грамматической основой предложения является:

А) главные члены предложения.

Б) второстепенные члены предложения.

3. Предложения по интонации бывают:

А) восклицательные, невосклицательные.

Б) восклицательные, вопросительные.

4. Главные члены предложения:

А) подлежащее и сказуемое.

Б) второстепенные члены предложения.

Список используемой литературы

  1. Бардакова Ю. Е. Тесты для тематического оценивания. Русский язык. 4 класс. – Х.: Изд. группа «Основа», 2008.

  2. Волина В. В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995.

  3. Журавко О. И. Русский язык. 4 класс: разработки уроков. – Х. : Веста: Изд-во «Ранок», 2007.

  4. Мережинская Е.К., Гуревич А. Ю., Зарицкий С. А. Занимательная грамматика. – К. :Радянська школа, 1968.

  5. Підсумкові роботи з основних дисциплін. 1-4 класи/Упоряд. Ю. Є. Бардакова. – Х. : Вид. група «Основа», 2005.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here