Кныш Татьяна Васильевна,
учитель начальных классов,
учитель высшей категории
Общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней № 50,
город Макеевка, Донецкая область.
Урок по русскому языку в 4 классе: Главные члены предложения.
Анотация
Дання разработка предназначена в помощь учителю для проведения уроков русского языка в 3-4 классах. Методика урока ориентирована на нахождение групповых решений при выполнении заданий, проявление творче ской активности.
Тема: Главные члены предложения
Цель: закрепить умение ставить вопросы к главным членам предложения, находить основу предложения, интонационно правильно читать предложения, развивать речь, воспитывать аккуратность, старательность.
Ход урока
І.Организация начала урока.
Учитель: Улыбнулись.
План урока такой:
-
Мозговой штурм.
-
Минутка чистописания.
-
Словарная работа
-
Орфографическая работа.
Физкультминутка.
-
Работа с учебником.
-
Ролевая игра «Микрофон».
-
Самостоятельная работа.
-
Минутка поэзии (письмо по памяти).
-
Работа в группах(творческая работа).
План урока насыщенный, поэтому:
Сидим – правильно.
Пишем – каллиграфично.
Отвечаем – четко.
ІІ. Контроль, коррекция знаний.
-
Мозговой штурм.
-
Что называется предложением?
-
Как на письме отделяются одно предложение от другого?
-
Какие предложения бывают по цели высказывания?
-
Какие предложения называются повествовательными?
-
Какие предложения называются вопросительными?
-
Какие предложения называются побудительными?
-
Что является грамматической основой предложения?
-
Какие предложения бывают по интонации?
-
Какой знак ставится в конце восклицательного предложения?
-
Что обозначает подлежащее?
-
Что раскрывает сказуемое?
-
Как еще называют подлежащее и сказуемое?
-
Как называют остальные слова в предложении?(уточнить и расширить смысл)
-
Какую роль выполняют второстепенные члены предложения?
-
Минутка чистописания:
у ум ру
ммИлл
У умной головы сто рук.
Земля, земледелец.
-
Словарная работа (на доске)
На доске слова с раннее изученные с пропущенными орфограммами.
Б . реза, . сина, к . ртофель, яг . да, ябл . ко, . вес, м . лина.
Каким одним словом можно назвать эти слова?
Сегодня на уроке мы должны изучить два новых словарных слова, а какие вы узнаете, если отгадаете загадки.
Какой месяц году – конец, а зиме – начало.
Декабрь
Произнесем это слово так, как говорим д`икабр`
А теперь произнесем орфографически, то есть так как пишем дэкабр’ 2-3 раза.
Сам рогат, а не бодается (месяц на небе).
1
12 года – месяц.
Слово месяц, какое оно? (многозначное)
Произнесите его все вместе так, как мы говорим м`эс`иц
А теперь кaк будем писать
Месяц
А вот какое объяснение дается этому слову в словаре Ожегова:
-
Единица исчисления времени, равная 1/12 части года.
-
Диск луны или его часть.
Давайте составим предложения с этими словами.
Запишем с комментированием.
4. Орфографическая минутка.
На доске записаны слова, в которых пропущены орфограммы на ранее изученные правила.
Гн .здо, гр . бок, д . жди, бр . вно, лист . я, дроз . , пруж . на, уздеч . ка, л . нейка, м . ряк, ст . рожка, лыж . .
Физкульминутка.
Встаньте, дети, улыбнитесь.
Земле нашей поклонитесь,
За счастливый день вчерашний
И к солнцу потянитесь.
В разные стороны наклонитесь.
Веретеном повертитесь
Раз присядьте, два присядьте
И за парту тихо сядьте.
Учитель: Итак, тема урока: главные члены предложения.На уроке будем закреплять умение ставить вопросы к главным членам предложения, находить
грамматическую основу, к правильной интонацией читать предложения, будем развивать речь.
Все это нужно для того, чтобы мы могли грамотно строить предложения, а значит и для того, чтобы наша речь была правильной.
5. Работа с учебником.
Учитель: Открываемучебник упражнение 186
Мы его выполним устно.
Прочитаем вполголоса вместе.
Какой это тип текста?
Какой это текст по стилю?
Определим подлежащее и сказуемое: 2, 3, 4, 5.
Упражнение 186 письменно.
Прочитали по книге вопросы.
Озаглавили, записали.
Самостоятельно подчеркнуть подлежащее и сказуемое во всех предложениях.
6. Ролеваяигра «Микрофон».
Учитель: Вы – журналист, ведете передачу на радио. Вам написали текст, состоящий из предложений разных по цели высказывания и интонации, знаки в конце предложения не поставили. Как вы прочитаете эти предложения?
(на доске написаны предложения)
Утром ударил первый мороз
Успел образоваться толстый лед на реке
Будьте осторожны на льду
Сейчас я предложу вам прочитать загадочное предложение.
Его в ХХ веке придумал русский филолог на несуществующем языке, в котором были соблюдены все нормы русской морфологии (наука о частях речи) и синтаксиса(наука о предложении)
Глокаякуздряштекобудланулабокра.
Предлагаю вам найти главные члены предложения. Молодцы!
7. Самостоятельная работа.
Учитель: Теперь я за вас спокойна. Вы успешно выполните самостоятельную работу в тетрадях для опроса. Даю вам 5 минут.
8. Минуткапоэзии (письмо по памяти).
Учитель: Ребята, сегодня тексты с которыми мы работали на уроке можно объединить в одну тему. О чем они были? Какие стихотворения о зиме вы помните? (ответы детей)
Пальчиковая гимнастика
Пошел большой брат (большой палец поднимаем вверх), встретил Ваську-указку (показываем указательный палец и т.д.), Гришку-середку, Мишку-сиротку и крошку Тимошку.
Разобрать какие орфограммы в данном стихотворении.
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится
9. Работа в группах (творческаяработа).
Учитель: Ребята, задание для группразное: у кого грамматическая основа, у кого словосочетание, кому нужноизсловсоставитьпредложение.
Если вы справитесь с заданием, то у нас получится текст о зиме.
1 группа. Понедельник. Пришла зима.
2 группа. Вторник. Лес оделся.
3 группа. Среда. Снежок припорошил.
4 группа. Четверг.
драгоценные, украшения, Как, блестит, на солнце, иней.
5 группа. Пятница. Снег хрустит под ногами.
А оценку вы получите согласно таблице «Работа в группе»
(у каждого ребенка лежит на парте:
На уроке ____________________________________ |
Работа в группе |
|
|
|
|
|
|
Всего баллов__________ |
ІІІ. Итог урока.
Учитель: А теперь подведем итог урока. Для этого вам необходимо пройти тест.
Тест.
-
Предложения по цели высказывания бывают:
А) повествовательные, вопросительные, восклицательные.
Б) повествовательные, вопросительные, побудительные.
2. Грамматической основой предложения является:
А) главные члены предложения.
Б) второстепенные члены предложения.
3. Предложения по интонации бывают:
А) восклицательные, невосклицательные.
Б) восклицательные, вопросительные.
4. Главные члены предложения:
А) подлежащее и сказуемое.
Б) второстепенные члены предложения.
Список используемой литературы
-
Бардакова Ю. Е. Тесты для тематического оценивания. Русский язык. 4 класс. – Х.: Изд. группа «Основа», 2008.
-
Волина В. В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995.
-
Журавко О. И. Русский язык. 4 класс: разработки уроков. – Х. : Веста: Изд-во «Ранок», 2007.
-
Мережинская Е.К., Гуревич А. Ю., Зарицкий С. А. Занимательная грамматика. – К. :Радянська школа, 1968.
-
Підсумкові роботи з основних дисциплін. 1-4 класи/Упоряд. Ю. Є. Бардакова. – Х. : Вид. група «Основа», 2005.