Урок русского языка 4 класс
Тема: «Общие сведения об имени существительном»
Цели: формирование образовательных компетенций информационных, коммуникативных, креативных, рефлексивных; учащимися 4 класса в предметной области «Русский язык» по теме: «Закрепление знаний об имени прилагательном»
Учебные задачи :
1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
— способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
— развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости.
2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения ( регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ):
— уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи;
— уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
— формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
— формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Познавательные УУД:
— ориентироваться в своей системе знаний;
— находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
— развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения.
Коммуникативные УУД:
— уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;
— формирование умения взаимодействовать в статичных парах, парах сменного состава на основе сочетательного диалога.
3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
— формирование умения различать части речи, выделять орфограмму, определять ее место в слове, применять правило проверки орфограммы.
Ход урока.
-
Мотивация к уроку.
Наш волшебный звонок известил о начале урока.
— Проверьте глазками — все ли готово к уроку .
— А сейчас положите правую ладошку на левую сторону груди.
— Что вы почувствовали? (Стук сердца)
Оно неустанно работает – у него нам следует учиться трудолюбию.
А еще я рассказывала вам, что в сердце каждого человека есть что-то необычное (кусочек солнышка)
— А что это за кусочек солнышка? (Доброта)
Вот сейчас постарайтесь передать свое тепло партнеру по плечу, партнеру по лицу, партнеры А, партнеры В и , конечно, нашим гостям.
Пусть Ваше тепло согревает их, а Ваша работа радует.
Я верю в Вас и желаю всем удачи, т.к «С малой удачи начинается большой успех».
-
Актуализация знаний.
В некотором царстве, которое называется Русский язык, есть город Морфология. В этом городе в большом районе живёт очень важный житель. А кто этот господин, мы узнаем, если отправимся в путешествие.
Есть много интересных слов,
Их знаете давно
Вот, например: собака, стол,
Часы, жираф, кино.
И долго можно говорить
Про разные предметы.
Возьмем слова утюг, пенал,
Котенок и конфеты.
И будем с ними мы дружить.
Писать, читать, произносить.
— Может кто-то догадался, как называются эти слова?
Сейчас мы узнаем, прав ли был………
Для этого вам нужно расшифровать телеграмму.
(Слайд №3). В ней буквы зашифрованы.. Работать будете в парах.
(Слайд №4).
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
я е и м с в л н о щ ь у т
3, 4, 1 5, 12, 10, 2, 5, 13, 6. 3, 13, 2, 7, 11, 8, 9, 2
(имя существительное)(слайд №5)
Как ты догадался, что это имена существительные?
-
Систематизация знаний. Постановка учебной задачи.
Цель: демонстрация компетентности учащихся, выделение и формирование познавательной цели с помощью учителя, постановка и формулирование проблемы.
А)Работа по учебнику Упр.1, с.66
— Прочитайте задание к упражнению.
(- Прочитайте диалог. Подумайте, какую ошибку допускает Митрофанушка в своих рассуждениях?)
Учитель: Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофанушка: Дверь, котора дверь?
Учитель: Вот эта.
Митрофанушка: Эта! Прилагательна.
Учитель: Почему же?
Митрофанушка: Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешана: так та покамест существительна.
Какую ошибку допускает Митрофанушка в своих рассуждениях? ( он рассматривает предмет не как слово, а как действие)
Объясните Митрофанушке, как определить является ли слово именем существительным?
-
Включение в систему знаний и повторений.
( задание на листочках_
-
Отработка постоянных признаков
А) (Работа на карточках)
Повар, цвести, цветок, старый, Коля, цветной, старушка, вареный, солнце, стареть, варить.
— Подчеркните имена существительные. Почему? Докажите.
— Выпиши имена собственные в 1 столбик, имена нарицательные — во второй столбик. Почему? Докажи.
— Выпиши имена существительные по родам. Почему? Докажи.
— Выпиши имена существительные, отвечающие на вопрос кто? В первый столбик, а на вопрос что? – во второй столбик. Как они называются?
Б) Для проверки применим структуру «Сингл Раунд Робин» (однократный раунд робин», ответы проговариваются по кругу 1 раз). На первый вопрос отвечают ученики под №1, на 2 вопрос – ученик №2, на 3 вопрс – ученик №3, на 4 вопрос – ученик №4. Все остальные слушают, проверяют свои работы и дополняют.
А сейчас проверяем. На 1 вопрос отвечает стол №4, ученик под номером №….
-
Физкультминутка.
Хлопки (только на имена сущ.): ваза, школьный, Земля, окно, рисует, он
Наклоны (на имя сущ жен рода): книга, ручка, пенал, кровать, мел, игра
Повороты ( на имена собственные): Волга, Болгар, улица, Мухтар, ворона
Прыжок ( на одушевленные имена сущ): птица, ученик, ручка, дерево, бабушка
-
Первичное закрепление
Упр. 3, с.67
Какие существительные всегда пишутся с заглавной буквы?
— Как они называются? В тетради напишите свое:
Имя:
Отчества:
Фамилия:
Кличка животного:
Наименование города:
— Подведем итог нашего урока, используя структуру «Модель Фрейер»
(складывание листа и подпись : постоянные признаки, непостоянные признаки, примеры, противоположные примеры)
— Вспомните, какие мы прошли постоянные признаки имен существительных. Запишите. Проговорите по кругу.
— А сейчас к этим признакам запишите примеры. Проговорите по кругу.
— Какие непостоянные признаки есть у имен существительных?
— Запишите противоположные примеры именам существительным. Проверьте по кругу.
7. Этап окончания урока. Рефлексия.
Игра «Кто я?»
Игра «Кто я?»
В школе я пешеход
В магазине я ученик
На улице я кто? покупатель
В транспорте я пассажир
Дома я сын, дочка
— Я вспомнил…..
8. Д.З. Упр.4, с.67