Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Первомайская средняя общеобразовательная школа»

Первомайского района Тамбовской области

ИГРЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Подготовила воспитатель

группы продленного дня

Платон Ольга Александровна

2011

Цель: формирование устойчивого интереса к русскому языку;

Задачи:

  • систематизировать знание учащихся по русскому языку,

  • совершенствование навыков устной речи;

  • способствовать обогащению знаний в области русского языка;

  • развивать познавательную активность и самостоятельность учащихся;

  • развивать интеллектуальные и логические способности; речь, память, интерес к предмету.

Игра «Буква заблудилась»

Цель: учить различать на слух и при письме согласные звуки и буквы, развивать внимание, остроумие, находчивость.

О п и с а н и е. Перед тем как учитель начнет читать стихотворение, он просит детей внимательно слушать все слова и там, где прозвучит ошибка, хором произнести правильное слово.

Неизвестно, как случилось,

Только буква заблудилась:

Заскочила в чей-то дом

И хозяйничает в нем.

Но едва туда вошла

Буква-озорница,

Очень странные дела

Начали твориться.

Закричал охотник: «Ой!

Двери гонятся за мной!».

На виду у детворы

Крысу красят маляры.

Куклу выбросив из рук,

Маша мчится к маме:

Там ползет зеленый лук

С длинными усами!

Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак,

Но зато ему потом

На крючок попался дом.

Посмотрите-ка, ребятки:

Раки выросли на грядке!

Тает снег, течет ручей,

На ветвях полно врачей.

Мы собирали васильки –

На головах у нас щенки.

Старый дедушка Пахом

На козе скакал верхом.

Жучка будку не доела:

Неохота, надоело.

На пожелтевшую листву

Роняет лев свою листву.

Мама с бочками пошла

По дороге вдоль села.

Миша дров не напилил,

Печку кепками топил.

Синеет море перед нами,

Летают майки над волнами.

Л. Шибаев

Игра «Поиграем в слова»

Цель: расширять словарный запас и речь учащихся, их представление о богатстве родного языка, о возможности составления (складывания) множества слов из одного и того же слова.

1. Отгадайте слово, которое нужно вписать в клетки, чтобы получить новые слова:

Игра «Соберите слова»

З а д а н и е: соедините слова столбиков так, чтобы появились новые слова.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Сено

Банк

Стол

Зал

Свет

Яр

Воз

Газ

Гриб

Хор

Чувство

Бор

овод

рот

ежи

глас

ода

вал

очки

елка

марка

он

яр

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

Сено-вал

Банк-рот

Стол-яр

Зал-ежи

Свет-елка

Яр-марка

Воз-глас

Газ-он

Гриб-очки

Хор-овод

Чувство-вал

Бор-ода

Игра «Дружная семья»

Цели: закрепить понятие о частях речи, упражнять в составлении примеров (слов), обозначающих все части речи.

О п и с а н и е. «Дружная семья» – это десять частей речи. Ведущий называет слово, состоящее из 10 букв. Например, литература. Его нужно записать по вертикали и к каждой букве подобрать слово (часть речи).

Л – ли – частица.

И – или – союз.

Т – триста – числительное.

Е – ехать – глагол.

Р – радостно – наречие.

А – а – союз.

Т – тот – местоимение.

У – у – предлог.

Р – розовый – прилагательное.

А – ах – междометие.

Другой пример со словом – трудолюбие.

Т – ты – местоимение.

Р – разве – частица.

У – удивляться – глагол.

Д – десять – числительное.

О – ох – междометие.

Л – легко – наречие.

Ю – юла – существительное.

Б – без – предлог.

И – или – союз.

Е – елейный – прилагательное.

Игра «Кто больше составит слов»

Цели: расширить словарный запас, развивать наблюдательность, внимательность, мышление.

Ребята! Помогите мне прочесть слова, которые были составлены. Я догадываюсь, что здесь была лиса, она своим пушистым хвостом вильнула и все слова перепутала. Недаром в народе говорят про лису: «Хвостом виляет, все следы заметает».

В этой игре выигрывает тот, кто больше составит слов.

(Слова: окунь, кот, кит, кино, окно, нота и др.)

Игры на внимание и сообразительность
«Знаете ли вы русский язык»

Цели: повторить (закрепить) темы изменения имен существительных по родам и числам; обратить внимание на неизменяемые имена существительные.

Задание 1. Учитель произносит слова в единственном числе, а учащиеся хором повторяют их во множественном числе.

1. Кот – коты

2. Плот – плоты

3. Крот – кроты

4. Грот – гроты*

5. Дуга – дуги

6. Река – реки

7. Мука – …

8. Беда – беды

9. Рука – руки

10. Еда – …

11. Слива – сливы

12. Грива – гривы

13. Диво – …

Задание 2. Учитель называет существительное мужского рода, а учащиеся – женского рода, затем наоборот.

1. Повар – повариха

2. Портной – портниха

3. Купец – купчиха

4. Храбрец – …

1. Коза – козел

2. Оса – …

Задание 3. Учитель называет существительное в единственном числе, а учащиеся – во множественном.

1. Ведро – ведра

2. Бедро – бедра

3. Метро – …

4. День – дни

5. Пень – пни

6. Лень – …

7. Цыпленок – цыплята

8. Козленок – козлята

9. Бочонок – …

Игры с буквами «Превращения»

Буквам некогда тужить, буквам надобно дружить,

Букву в слове заменяй – другое слово получай!

1. Может и тазик песиком стать,

Проще простого эта задача:

Ежели «У» вместо «А» написать –

Выйдет в итоге кличка собачья.

азик – Тузик.)

2. Как время года превратить

В настольную игру?

Отброшу гласную одну,

Другую – подберу.

ето – лото.)

3. Сам царь зверей – моя родня,

Сумеешь отгадать меня?

Начало «К» смени на «М» –

Увидишь, из чего я ем.

(Киска – миска.)

4. Сумей решить задачу эту:

Одну лишь букву замени –

И месяц превратишь в планету.

(Март – Марс.)

5. Всего одной лишь буквы

изменение –

И лодочка бесследно уплывает,

Вернее превращается в растение,

Которое микробов убивает.

(Челнок – чеснок.)

6. Я с «Л» смягченным – под землей

Бываю каменным и бурым,

А с твердым – в комнате любой,

В геометрический фигуре.

(Уголь – угол.)

7. С твердым «Л» я на стене.

Книги, например, на мне.

Но только «Л» смягчите,

Сразу в танец превратите.

(Полка – полька.)

8. Без «М» – в лесу мне красоваться,

А с «М» – суда меня боятся.

(Ель – мель.)

9. С «Ы» – мы мчим вас, что есть мочи,

С «У» – мы ноги вам промочим.

ыжи – лужи.)

10. В тропиках чудес так много,

Что верится порой с трудом.

Пример: союз и три предлога

Растут на дереве одном.

(А-на-на-с.)

11. Первое – нота, второе – тоже,

А в целом – на горох похоже.

(Фа-соль.)

12. Три простеньких слова –

Нота, круг, союз –

Дают нам вместе овощ,

Приятный всем на вкус.

(Ре-диск-а.)

13. Местоимение, предлог,

Меж них – фамилия поэта,

А в целом – это вкусный плод,

Что зреет на исходе лета.

(Я-Блок-о.)

14. В океане я бываю,

Корабли там разбиваю,

Если ж букву приписать,

Стану в воздухе летать.

(Риф – гриф.)

15. Могучая река

Средь берегов струится,

Но «И» к реке прибавь –

Вспорхнет над нею птица.

(Волга – иволга.)

22. Три буквы двигают машины,

Две – на лице найдешь

мужском,

А целое порой белеет

В тумане моря голубом.

(Пар-ус.)

16. Траве, конечно, я сродни,

Себя в конюшне часто вижу,

Но «О» на «А» перемени –

И потеку я по Парижу.

(Сено – Сена.)

17. Я старика сопровождаю,

Ему в пути помочь хочу.

Но если «П» на «Г» сменяю,

То от него я улечу.

(Палка – галка.)

18. Такое время года

Вы любите не зря,

Хорошая погода,

Походы, лагеря.

Но букву замените –

И смысл уже другой,

И станет время года

Известною игрой.

ето – лото.)

19. С «П» – весною у растения,

С «Т» – в конце я предложения.

(Почка – точка.)

20. Мне не долго измениться:

С «С» – животное, с «Р» – птица.

сёл – орёл.)

21. Я с «П» – кругла, желта,

на вкус приятна

И прячусь под поверхностью

земли,

А с «К» я – то мала, то необъятна

И поднимаю даже корабли.

(Репа – река.)

27. Известное я блюдо,

Когда ж приставишь «М»,

Летать, жужжать я буду,

Надоедая всем.

(Уха – муха

23. Первый слог мой каждый знает –

В классе он всегда бывает.

Мы к нему союз приставим,

Рядом дерево поставим,

Чтобы целое узнать,

Город следует назвать.

(Мел-и-тополь.)

24. Без «О» измеряют

материю мною,

А с «О» я дорогой служу

под землею.

(Метр – метро.)

25. Один вначале взятый слог

Есть однобуквенный предлог,

Жилье людей – два остальных.

В одних мы были, а иных

Не знаем даже, как зовут.

Все – встретите то там, то тут –

В нем овощи всегда растут.

(О-город.)

26. Под моей листвою пышной

Можно скрыться в летний зной.

Если «К» сочтете лишним,

Смысл получится другой.

Стану я тогда пушистым,

Волокнистым, шелковистым.

Полотенце, простыня

Могут выйти из меня.

(Клён – лён.)

28. Летом и весной меня

Слышать часто можешь.

«Г» на «Х» смени – и я

Стану сортом кожи.

(Гром – хром.)

29. Без «И» я – злак,

Полезный людям,

А с «И» – цветком

Пушистым буду.

(Рис – ирис.)

30. С «З» – пахучая, красивая,

С «Щ» – зеленая, шумливая.

(Роза – роща.)

31. Во мне и стены, и углы,

Жилищем я твоим являюсь.

Но если сменишь «О» на «Ы»,

То сразу вверх я устремляюсь.

ом – дым.)

32. Рождаюсь на мебельной

фабрике я,

И в каждом жилище

нельзя без меня.

Отбросишь последнюю

букву мою –

Названье большому числу я даю.

(Стол – сто.)

33. С буквой «Т» его все знают –

Он с собой весну несет.

С буквой «Ш» всегда шагают,

Коль в строю отряд идет.

(Март – марш.)

34. На мне, качаясь, птичка весела,

И чувствует себя прекрасно.

Но только с «В» для птички

я мила,

А с «С» я для нее опасна.

(Ветка – сетка.)

35. Во мне плохая кровь струится,

Но вставишь в середину «С», –

И зацветет все, зарезвится,

Зазеленеет луг и лес.

(Вена – весна.)

36. С первой буквой я трава,

Но меня не косят.

Без нее – меня больной

Часто произносит.

(Мох – ох.)

37. Пойди-ка в сад и погляди,

Я там цвету, благоухаю.

Но «Г» поставишь впереди,

И в небе я загромыхаю.

(Роза – гроза.)

38. В июльский день вы в рожь

войдите –

Вспорхнет пред вами сразу

птица.

Но только ноту отнимите –

И птица в золу превратится.

(Перепер – пепел.)

39. Остров я на Средиземном море,

Но попробуй букву «Р» отнять,

И тотчас на морском просторе

Стану я фонтаны вверх пускать.

рит – кит.)

40. Мы всех – и взрослых, и детей

В часы досуга развлекаем,

Но если нам приставить «Т» –

Мы их, конечно, напугаем.

(Игры – тигры.)

41. Я плыву в морях воздушных,

А отменишь букву «И» –

По реке пойду послушно

Хоть с товаром, хоть с людьми.

илот – плот.)

42. Древесному стволу

Защиту я даю.

Прибавь мне букву «Б» –

Тебя я погублю.

(Кора – кобра.)

Список используемой литературы:

1.Гайдина Л.И., Кочергина А.И. Группа продлённого дня — М.:ВАКО, 2009

2.Мищенкова Л.В. Калейдоскоп увлекательных мероприятий: праздники, конкурсы, игры, сценки.- Волгоград: Учитель, 2009

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here