Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Первомайская средняя общеобразовательная школа»
Первомайского района Тамбовской области
ИГРЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Подготовила воспитатель
группы продленного дня
Платон Ольга Александровна
2011
Цель: формирование устойчивого интереса к русскому языку;
Задачи:
-
систематизировать знание учащихся по русскому языку,
-
совершенствование навыков устной речи;
-
способствовать обогащению знаний в области русского языка;
-
развивать познавательную активность и самостоятельность учащихся;
-
развивать интеллектуальные и логические способности; речь, память, интерес к предмету.
Игра «Буква заблудилась»
Цель: учить различать на слух и при письме согласные звуки и буквы, развивать внимание, остроумие, находчивость.
О п и с а н и е. Перед тем как учитель начнет читать стихотворение, он просит детей внимательно слушать все слова и там, где прозвучит ошибка, хором произнести правильное слово.
Посмотрите-ка, ребятки: Раки выросли на грядке! Тает снег, течет ручей, На ветвях полно врачей. Мы собирали васильки – На головах у нас щенки. Старый дедушка Пахом На козе скакал верхом. Жучка будку не доела: Неохота, надоело. На пожелтевшую листву Роняет лев свою листву. Мама с бочками пошла По дороге вдоль села. Миша дров не напилил, Печку кепками топил. Синеет море перед нами, Летают майки над волнами. Л. Шибаев |
Игра «Поиграем в слова»
Цель: расширять словарный запас и речь учащихся, их представление о богатстве родного языка, о возможности составления (складывания) множества слов из одного и того же слова.
1. Отгадайте слово, которое нужно вписать в клетки, чтобы получить новые слова:
Игра «Соберите слова»
З а д а н и е: соедините слова столбиков так, чтобы появились новые слова.
Сено Банк Стол Зал Свет Яр Воз Газ Гриб Хор Чувство Бор | овод рот ежи глас ода вал очки елка марка он яр | = = = = = = = = = = = = | Сено-вал Банк-рот Стол-яр Зал-ежи Свет-елка Яр-марка Воз-глас Газ-он Гриб-очки Хор-овод Чувство-вал Бор-ода |
Игра «Дружная семья»
Цели: закрепить понятие о частях речи, упражнять в составлении примеров (слов), обозначающих все части речи.
О п и с а н и е. «Дружная семья» – это десять частей речи. Ведущий называет слово, состоящее из 10 букв. Например, литература. Его нужно записать по вертикали и к каждой букве подобрать слово (часть речи).
Л – ли – частица.
И – или – союз.
Т – триста – числительное.
Е – ехать – глагол.
Р – радостно – наречие.
А – а – союз.
Т – тот – местоимение.
У – у – предлог.
Р – розовый – прилагательное.
А – ах – междометие.
Другой пример со словом – трудолюбие.
Т – ты – местоимение.
Р – разве – частица.
У – удивляться – глагол.
Д – десять – числительное.
О – ох – междометие.
Л – легко – наречие.
Ю – юла – существительное.
Б – без – предлог.
И – или – союз.
Е – елейный – прилагательное.
Игра «Кто больше составит слов»
Цели: расширить словарный запас, развивать наблюдательность, внимательность, мышление.
– Ребята! Помогите мне прочесть слова, которые были составлены. Я догадываюсь, что здесь была лиса, она своим пушистым хвостом вильнула и все слова перепутала. Недаром в народе говорят про лису: «Хвостом виляет, все следы заметает».
В этой игре выигрывает тот, кто больше составит слов.
(Слова: окунь, кот, кит, кино, окно, нота и др.)
Игры на внимание и сообразительность
«Знаете ли вы русский язык»
Цели: повторить (закрепить) темы изменения имен существительных по родам и числам; обратить внимание на неизменяемые имена существительные.
Задание 1. Учитель произносит слова в единственном числе, а учащиеся хором повторяют их во множественном числе.
8. Беда – беды 9. Рука – руки 10. Еда – … 11. Слива – сливы 12. Грива – гривы 13. Диво – … |
Задание 2. Учитель называет существительное мужского рода, а учащиеся – женского рода, затем наоборот.
1. Коза – козел 2. Оса – … |
Задание 3. Учитель называет существительное в единственном числе, а учащиеся – во множественном.
7. Цыпленок – цыплята 8. Козленок – козлята 9. Бочонок – … |
Игры с буквами «Превращения»
Буквам некогда тужить, буквам надобно дружить,
Букву в слове заменяй – другое слово получай!
8. Без «М» – в лесу мне красоваться, А с «М» – суда меня боятся. (Ель – мель.)
9. С «Ы» – мы мчим вас, что есть мочи, С «У» – мы ноги вам промочим. (Лыжи – лужи.)
10. В тропиках чудес так много, Что верится порой с трудом. Пример: союз и три предлога Растут на дереве одном. (А-на-на-с.) 11. Первое – нота, второе – тоже, А в целом – на горох похоже. (Фа-соль.)
12. Три простеньких слова – Нота, круг, союз – Дают нам вместе овощ, Приятный всем на вкус. (Ре-диск-а.)
13. Местоимение, предлог, Меж них – фамилия поэта, А в целом – это вкусный плод, Что зреет на исходе лета. (Я-Блок-о.) 14. В океане я бываю, Корабли там разбиваю, Если ж букву приписать, Стану в воздухе летать. (Риф – гриф.)
| |||
15. Могучая река Средь берегов струится, Но «И» к реке прибавь – Вспорхнет над нею птица. (Волга – иволга.) | 22. Три буквы двигают машины, Две – на лице найдешь мужском, А целое порой белеет В тумане моря голубом. (Пар-ус.) | ||
16. Траве, конечно, я сродни, Себя в конюшне часто вижу, Но «О» на «А» перемени – И потеку я по Парижу. (Сено – Сена.) 17. Я старика сопровождаю, Ему в пути помочь хочу. Но если «П» на «Г» сменяю, То от него я улечу. (Палка – галка.) 18. Такое время года Вы любите не зря, Хорошая погода, Походы, лагеря. Но букву замените – И смысл уже другой, И станет время года Известною игрой. (Лето – лото.) 19. С «П» – весною у растения, С «Т» – в конце я предложения. (Почка – точка.) 20. Мне не долго измениться: С «С» – животное, с «Р» – птица. (Осёл – орёл.) 21. Я с «П» – кругла, желта, на вкус приятна И прячусь под поверхностью земли, А с «К» я – то мала, то необъятна И поднимаю даже корабли. (Репа – река.) 27. Известное я блюдо, Когда ж приставишь «М», Летать, жужжать я буду, Надоедая всем. (Уха – муха | 23. Первый слог мой каждый знает – В классе он всегда бывает. Мы к нему союз приставим, Рядом дерево поставим, Чтобы целое узнать, Город следует назвать. (Мел-и-тополь.)
24. Без «О» измеряют материю мною, А с «О» я дорогой служу под землею. (Метр – метро.)
25. Один вначале взятый слог Есть однобуквенный предлог, Жилье людей – два остальных. В одних мы были, а иных Не знаем даже, как зовут. Все – встретите то там, то тут – В нем овощи всегда растут. (О-город.)
26. Под моей листвою пышной Можно скрыться в летний зной. Если «К» сочтете лишним, Смысл получится другой. Стану я тогда пушистым, Волокнистым, шелковистым. Полотенце, простыня Могут выйти из меня. (Клён – лён.)
| ||
28. Летом и весной меня Слышать часто можешь. «Г» на «Х» смени – и я Стану сортом кожи. (Гром – хром.) 29. Без «И» я – злак, Полезный людям, А с «И» – цветком Пушистым буду. (Рис – ирис.) 30. С «З» – пахучая, красивая, С «Щ» – зеленая, шумливая. (Роза – роща.) 31. Во мне и стены, и углы, Жилищем я твоим являюсь. Но если сменишь «О» на «Ы», То сразу вверх я устремляюсь. (Дом – дым.) 32. Рождаюсь на мебельной фабрике я, И в каждом жилище нельзя без меня. Отбросишь последнюю букву мою – Названье большому числу я даю. (Стол – сто.) 33. С буквой «Т» его все знают – Он с собой весну несет. С буквой «Ш» всегда шагают, Коль в строю отряд идет. (Март – марш.) 34. На мне, качаясь, птичка весела, И чувствует себя прекрасно. Но только с «В» для птички я мила, А с «С» я для нее опасна. (Ветка – сетка.) 35. Во мне плохая кровь струится, Но вставишь в середину «С», – И зацветет все, зарезвится, Зазеленеет луг и лес. (Вена – весна.) | 36. С первой буквой я трава, Но меня не косят. Без нее – меня больной Часто произносит. (Мох – ох.) 37. Пойди-ка в сад и погляди, Я там цвету, благоухаю. Но «Г» поставишь впереди, И в небе я загромыхаю. (Роза – гроза.) 38. В июльский день вы в рожь войдите – Вспорхнет пред вами сразу птица. Но только ноту отнимите – И птица в золу превратится. (Перепер – пепел.)
39. Остров я на Средиземном море, Но попробуй букву «Р» отнять, И тотчас на морском просторе Стану я фонтаны вверх пускать. (Крит – кит.)
40. Мы всех – и взрослых, и детей В часы досуга развлекаем, Но если нам приставить «Т» – Мы их, конечно, напугаем. (Игры – тигры.)
41. Я плыву в морях воздушных, А отменишь букву «И» – По реке пойду послушно Хоть с товаром, хоть с людьми. (Пилот – плот.)
42. Древесному стволу Защиту я даю. Прибавь мне букву «Б» – Тебя я погублю. (Кора – кобра.) |
Список используемой литературы:
1.Гайдина Л.И., Кочергина А.И. Группа продлённого дня — М.:ВАКО, 2009
2.Мищенкова Л.В. Калейдоскоп увлекательных мероприятий: праздники, конкурсы, игры, сценки.- Волгоград: Учитель, 2009