Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, общеобразовательная школа – интернат VIII вида с. Ванновского Краснодарского края

Конспект урока по развитию речи

в 4 классе

«Сезонные изменения в природе. Признаки осени.»

подготовила

учитель начальных классов

Маслова Галина Александровна

с. Ванновское

2011

Развитие речи

ТЕМА: Сезонные изменения в природе. Признаки осени.

ЦЕЛЬ: 1. Учить наблюдать за природой и делать выводы об изменениях в

неживой и живой природе с приходом осени; повторить приметы

осенних месяцев, осени.

2. Развивать речь, память, внимание, наблюдательность, умение

анализировать. расширять кругозор;

3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, животным,

птицам.

ОБОРУДОВАНИЕ: Репродукции с изображением осенних пейзажей, букет осенних

листьев, предметные картинки с изображением животных, птиц;

индивидуальные карточки, плакат «Строение листа», презентация.

Ход урока.

I. Организационный момент.

а) Сдача рапорта дежурным по классу.

б) Оценка учителем подготовки класса к уроку.

II. Вводная беседа.

1. Работа с картинами. Слайд 2-4

-Рассмотрите картины, какое время года изображено?

-Назовите осенние месяцы.

-Назовите признаки осени.

(В результате обсуждения, выделяются главные изменения в природе.) Слайд 5

* Короче световой день.

* Солнце ниже над уровнем горизонта.

* Похолодание.

* Частые дожди и туманы.

* Изменения в растительном мире.

* Изменения в животном мире.

2. Работа с календарем погоды.

-Скажите, как изменилась погода в октябре по сравнению с сентябрем.

-Каких дней стало больше, солнечных или пасмурных?

-Какой можно сделать вывод?

-Какая сегодня погода? (Дежурный отмечает погоду в календаре.)

3. Чтение стихотворения учителем. Слайд 6

— Несмотря на то, что стало холоднее, осень прекрасное время года.

В свой шатер, волшебный

И прекрасный.

Осень нас на праздник позвала,

Всюду разбросала свои краски,

И природа чудно расцвела!

4. Чтение стихотворения уч-ся.

Осень на опушке

Краски разводила,

По листве тихонько

Кистью проводила.

Пожелтел орешник,

Заалели клены,

В пурпуре осеннем

Только дуб зеленый.

Улетают птицы-

Не жалейте лета!

Посмотрите – роща

Золотого цвета!

III. Объявление темы урока. Слайд 7.

IV. Закрепление изучаемого материала.

1. Работа над рассказом Н. Надеждиной «Лес держит экзамен».

а) Выборочное чтение.

-Прочитайте, что начинается в лесу осенью? (Каникулы.)

-Что должны сделать лесные жители, прежде чем осень распустит их на каникулы?

(Должны сдать экзамен.)

-Прочитайте, кто первым сдал экзамен? (Перелетные птицы.)

б) Отгадайте загадки.

-Прилетает к нам с теплом,

Путь проделай длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (Ласточка.) Слайд 8.

-Весь день ловлю жуков,

Ем букашек, червяков.

Зимой не улетаю,

Под карнизом обитаю. (Воробей.) Слайд 9.

(На доске вывешиваются картинки с изображением ласточки, воробья.)

-Чем отличаются эти птицы?

(Ласточка – перелетная, воробей зимующая.)

2)Работа над пословицей. Слайд 10.

-Объясните смысл пословицы.

«Сентябрь птиц в дорогу торопит».

-Как ни хороша осенняя погода, как ни сытен сентябрьский лес, а улетать некоторым птица надо – путь предстоит неблизкий.

-С чем связан осенний отлет птиц в теплые края?

(С недостатком корма в холодное, зимнее время.)

3.Отгадайте кроссворд. Слайд 11.

ц

а

п

л

я

д

я

т

е

л

г

р

а

ч

в

о

р

о

б

е

й

ж

у

р

а

в

л

и

е

л

а

с

т

о

ч

к

а

ф

и

л

и

н

ы

с

к

в

о

р

е

ц

1.На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Ищет в речке лягушат,

На носу повисла капля

Узнаете, это- (цапля).

2. Он долго дерево долбил

И всех букашек истребил.

Зря времени не тратил-

Конечно, это — (дятел).

3. Всех перелетных птиц черней.

Чистит пашню от червей. (Грач).

4. Маленький мальчишка

В сером армячишке,

По двору шныряет,

Крохи собирает. (Воробей).

5. Стали братья на ходули,

Ищут корма по пути.

На бегу ли, на ходу ли –

Им с ходулей не сойти. (Журавли).

6. угадайте, что за птичка:

Темненькая невеличка,

Беленькая с живота,

Хвост раздвоен, в два хвоста. (Ласточка).

7. Днем сидит он, как слепой,

А лишь вечер – на разбой. (Филин).

8. На шесте дворец,

Во дворце певец,

А зовут его – (скворец).

4) Беседа;

-Какие из перечисленных птиц – перелетные, а какие – зимующие?

-Скажите, какие птицы остаются зимовать в Краснодарском крае?

-Что надо делать, чтобы птицам легче было перезимовать?

Молодцы. Слайд 12.

4)Рассказ учителя.

-Первыми покидают наши леса иволги, стрижи, ласточки, соловьи. Перед самым наступлением холодов улетают гуси, утки, журавли.

-Видели ли вы, как летят птицы? Расскажите о своих наблюдениях.

(Рассказы детей).

-Журавли и гуси летят «клином» (углом). Слайд 13-15.

Летящей впереди птице приходится труднее всего. Она рассекает воздух. впереди всегда летят взрослые, самые сильные птицы, а за ними – молодые и слабые.

Физ. минутка.

Журавель, журавель!

Облетел он сто земель.

Облетел, обходил,

Крылья, ноги натрудил.

6)Работа над рассказом.

-А как деревья сдают экзамен? Прочитайте.

а) Выборочное чтение.

(Начинается листопад). Слайд 16.

б) Рассказ учителя. (На столах у детей лежат осенние листья).

-Осенью листья начинают желтеть. Желтая краска находится в листьях всегда. Только летом желтый цвет незаметен. Он заглушается более сильным – зеленым.

Наступает осень, удлиняются ночи, растения получают меньше света. Зеленый цвет в листе убывает, и заметнее становится желтый цвет. Но листья бывают разного цвета. Это зависит от того, какое красящее вещество находится в вянущем листе

Возьмите в руки осенние листья, расскажите стихотворение и составьте букет.

7) Чтение стихотворения уч-ся.

Листья золотые падают, летят.

Листья золотые устилают сад.

Много на дорожках листьев золотых,

Мы букет хороший соберем из них.

Мы букет поставим посреди стола,

Осень золотая в гости к нам пришла.

8) Беседа.

-Для чего нужен листопад?

(Ответы детей).

Вывод: Слад 16.

*Защита дерева от зимней засухи.

*Избавление дерева от ядовитых веществ.

*Защита тонких и хрупких веток от тяжести выпадающего зимой снега.

9)Практическая работа.

-Чем отличаются листья?

(Формой, размером, цветом).

-От чего это зависит?

(С какого дерева взят лист.)

-Есть ли что-нибудь общее в каждом листе?

(Листовая пластина, жилки, черешок.)

10. Самостоятельная работа.

а) Дети зарисовывают строение листа на альбомном листе.

б) На экране появляется плакат: «Строение листа». Слайд17

Физ. минутка.

Солнышко бледнее,

Небо холоднее.

Если выйдешь ввечеру,

Галки стынут на ветру.

Длинно тень ложится,

Долго лист валится.

11. Выборочное чтение.

-Кто еще держит экзамен осенью? (Звери).

Осень хлопотливая пора для зверей, они готовятся зимовать

А вот и белка, и зайчишка, Слайд 18.

колючий ежик, бурый мишка.

Сейчас мы их сказать попросим,

Как все они встречают осень.

12. Инсценировка: «Осенняя встреча в лесу».

Заяц: Пора мне зайчику, линять,

Пора мне, шубку поменять.

Зимой быть серым не могу,

Меня заметят на снегу.

Белка. А я спешу, спешу,

Я на сучках грибы сушу.

На зиму делаю запас,

Мне очень холодно сейчас.

Медведь. В берлогу скоро лягу спать,

За осенью — зима опять.

Пусть мне во сне

Приснится мед.

Проснусь, когда весна

Придет.

Еж. Я тоже буду спать,

Как мишка.

Я наохотился за лето,

Грибы искал, мышей ловил,

Мне надо отдохнуть за это.

Устал я, выбился из сил.

Сучков себе я принесу,

Квартиру сделаю в лесу.

Учитель: Ну что ж, старайтесь,

В добрый час.

Мы весною, снова рады будем видеть вас.

13.Повторение правил поведения человека в лесу.

-Знаете ли вы правила поведения человека в лесу?

(Рассказы детей).

V. Повторение. Слайд 19.

а) Чтение правил.

* Оберегай растения и животных.

*Не жги осенью траву, так как от нее может загореться лес.

*Не руби и не ломай деревья и кустарники.

*Не оставляй в лесу банки, бутылки. Унеси с собой и выбрось в специально оборудованном для этого месте.

*Не разоряй гнезда и муравейники.

*Не шуми и не тревожь обитателей леса.

б) Работа над кроссвордом

-У каждого времени года свой любимый цвет, какой цвет осени, мы узнаем, разгадав кроссворд.

1. Как наз. птицы, которые остаются зимовать? (Зимующие.) Слайд 20.

2. Явление природы, чаще бывает осенью. Летом его называют теплым, грибным, осенью – холодным, моросящим. (Дождь.)

3. Явление бывает только осенью. Деревья наряжаются в красивые уборы, а затем сбрасывают листву. (Листопад.)

4. Если ночь холоднее, чем день, на траве образуются капельки воды, что это? (Роса.)

5. Это явление природы похоже на легкую дымку в воздухе, а иногда на белую прозрачную стену. Что это? (Туман.)

6.Время года, следующее за осенью. (Зима.)

7. Осенью птицы улетают в теплые края. Они собираются в большие группы.

Как называется такая группа? (Стая.)

з

и

м

у

ю

щ

и

е

д

о

ж

д

ь

л

и

с

т

о

п

а

д

р

о

с

а

т

у

м

а

н

з

и

м

а

с

т

а

я

VI. Итог. Слайд 21-22.

Оценка работы детей. Вручение осенних листьев с оценкой.

Лес держит экзамен.

В лесу осенью начинаются каникулы. У растений созрели семена, птицы и звери вырастили детенышей, можно отдохнуть.

Но прежде чем осень распустит лесных жителей на каникулы, они должны сдать экзамен. Все без исключения: и маленькая травка, и большое дерево, и птица, и зверь.

Спрашивать на экзаменах будет мороз, и со всей строгостью. Каждому задается только один вопрос – вопрос жизни. Кто провалится на экзамене, тот не доживет до следующей весны. Первыми, еще летом, сдали экзамен перелетные птицы. Им нужно было перелинять, сменить перья на крыльях: ведь лететь – то придется далеко.

Ты идешь по осеннему лесу, и над твоей головой кружатся осенние листья. Падают к твоим ногам.

Желтые листья – сигнал засухи. Корни забирают из земли воду и подают дереву, листья ее расходуют и испаряют. Если расход воды больше прихода, чтобы не погибнуть от засухи, дерево должно расстаться с листвой.

Но ведь три дня назад был дождь, и вчера моросило. Неужели может быть засуха в сентябре? Неужели дереву воды не хватает? Воды – то много, но взять дерево ее не может. Земля по-осеннему стала холодной, а холодную воду не всасывают корневые волоски. Пришло время деревьям сдавать экзамен. Начался листопад.

Подними с земли желтый лист, попробуй пальцем, каким толстым и грубым стал черешок.

Тысячи листьев теряет дерево осенью, однако нет на дереве ни одной ранки, из которой сочился бы сок.

Листья облетят, но на ветках останутся почки. Они зазеленеют будущей весной.

Готовятся к экзаменам и звери. Медведь – по-медвежьи: чтоб добраться до ягод рябины, он гнет и ломает целое дерево. Ходит медведь на кормежку и в поле, пока там не сжали овес. Для медведя, ежа, барсука сдать экзамен – это нагулять жир. Рассчитывать на корм зимой зверям не приходится. Только жиром они будут живы. Надо накопить жиру побольше: тощий не дотянет до весны.

Чем меньше будет двигаться зверь, тем меньше он будет расходовать жир. Медведь заваливается на боковую. Свои каникулы медведь, еж и барсук проспят.

Недаром барсук устраивает у себя в норе перину из сухих листьев. Пол года лежать на жестком – бока заболят.

Н. Надеждина

Список использованной литературы.

  1. Худенко Е. Д. , Терехова И. А. Знакомство с окружающим миром. Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. 4 класс. Москва 2004 г.

  2. Аксенова А. К., Якубовская Э. В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы.

  3. Костина Е. П., Морозова С. А., Азарян Д. А. Развитие речи учащихся начальных классов. Учебно-методическое пособие. Краснодар 2001 г.

  4. Юдина И. Г. Природоведение. Нестандартные уроки и творческие задания. 1-4 класс. Волгоград 2002 г.

  5. http://images.yandex.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here