Конспект урока русского языка в 4 классе.
Тема: Неопределённая форма глагола.
Цель: дать понятие неопределённой формы глагола.
Задачи:
-
Научить детей отличать глаголы в н. ф. Познакомить с вопросами н.ф. глагола.
-
Развитие познавательной деятельности учащихся, критического мышления, умений ставить вопросы и находить ответы, умений самоанализа и самооценки своей деятельности.
-
Воспитывать аккуратность, внимательность к изучаемому материалу, трудолюбие.
Тип урока: изучение нового.
Средства обучения: карточки для групповой, парной работы.
Цели | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||||||
Орг. момент | Создать благоприятные условия для работы. | — здравствуйте, ребята! Прозвенел звонок, начинается урок! Будем слушать, отвечать и пятёрки получать. | — Здравствуйте. | ||||||||
Подготовка к восприятию нового
|
| — откройте тетради, запиши дату и классную работу. Какую большую тему мы с вами изучаем? Нарисуйте лесенку на полях и себя. На какой ступеньке вы поставили себя? Почему?
На доске слова: Делаю, бегать, играть, сидишь, буду танцевать, уйду, ходить, ловила, болею, писать, сидят. — Что общего у этих слов? — В чём различие? — Разделите глаголы на 3 группы по лицам.
— разделите глаголы на группы по временам.
— почему некоторые записали глаголы: бегать, ходить, писать, играть в 1л, другие во 2 л, третьи в 3 л?
— Скажите, мы можем определить лицо и число у этих глаголов? — Как вы думаете, как мы можем назвать такую форму глагола? — Какая же тема урока? У каждого на партах листочки
— Что вы уже знаете?
— Что вы умеете? — Что хотите узнать?
|
-глагол. — я на второй, потому что ещё не всё знаю. — я на четвёртой, потому что уже многое знаю.
— все слова являются глаголами. -разные лица, значение, время. 1л. 2 л. 3 л. Делаю сидишь сидят Уйду бегать Ловила ходить Болею писать П.в. Н. в. Б. в. Ловила болею уйду сидят буду танцевать
— Я буду бегать Мы будем бегать Ты будешь бегать Он будет бегать — Нет.
— Неопределённая, неопределяемая.
— Неопределённая форма глагола.
— Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делает, что делала? — Определять число, время, лицо. — Что такое н.ф. глагола, на какие вопросы отвечают глаголы в неопределённой форме. | ||||||||
Изучение нового | Познакомить с понятием н. ф., вопросы в н. ф., составить алгоритм определения н.ф. глагола. | — Как вы понимаете значение слова неопределённый? — Какую форму глагола можно назвать неопределённой? — Подумайте, а на какие вопросы будут отвечать глаголы в неопределённой форме? — Как определить, что глагол в н. ф.?
Задание в парах( на листочках) Поставьте глаголы в н.ф.: бегаю-…, сижу-…, полетел-…, приехал-…, вывез-…, съел-…, помылся-…. Фронтальная проверка. Музыкальная физминутка.
| — Нельзя определить.
— Глагол, у которого нельзя определить лицо, число. — Что делать? Что сделать? 1. Найти глагол. 2. Задать вопрос, если глагол отвечает на вопросы что делать? Что сделать? , то глагол в н. ф.
Бегать, сидеть, полететь, приехать, вывозить, съесть, помыться.
| ||||||||
Закрепление | Закрепить, повторить, усовершенствовать полученные знания. | Работа в группах. 1 группа. Изменить глаголы, списать: Я ( бегать) по улице. Дети не хотят ( идёт) на обед. Даша устала ( пишу) сочинение. Солнце (спрятаться) за тучи. По возможности определить у глаголов лицо, число, время.
2 группа. Поставить глаголы в п.в,ед.ч,1л. Делать, играть, заниматься, спать, стоять, сидеть, писать, улыбаться.
3 группа. Выписать глаголы в н.ф. Стою, спешу, бегать, сидеть, выхожу, входить, смеяться, открыл, закрыть, оделся, записал.
4 группа. Составить словосочетания с глаголами. Ходить, поехать, смотреть, помыть, выделить.
Проверка. Разделите глаголы на 2 группы по вопросам1 группа- что делать?, 2 группа — что сделать? Добиваться, добиться, пройти, проходить, написать, писать, отвечать, ответить, получить, получать. Составить 3 предложения, подчеркнуть главные члены.
|
Я бегаю – 1л, ед. ч., н.в. Идти – н.ф. Писать – н.ф. Спряталось-3 л, ед.ч, н.в.
Делаю, играю, занимаюсь, сплю, стою, сижу, пишу, улыбаюсь.
Бегать, сидеть, входить, смеяться, закрыть.
Ходить по дороге, поехать гости, смотреть телевизор, помыть пол, выделить букву.
1 группа-добиваться, проходить, писать, отвечать, получать. 2 группа- добиться, пройти, написать, ответить, получить.
| ||||||||
Итог | Повторить всё то, что узнали на уроке. | — Посмотрите листочки, на которых вы записывали свои цели. Достигли ли вы их? — Что нового узнали? — На какие вопросы отвечают глаголы в н.ф.? — Почему так назвали « неопределённая форма»? — Посмотрите вокруг, назовите глаголы в н.ф. |
— Да. — Н.ф. глагола — Что делать? Что сделать? — Нельзя определить время, лицо, число. — стоять, светить, висеть. | ||||||||
Рефлексия | Самооценка | — Вернемся к лесенке, на какую ступень вы теперь себя поставите? |
| ||||||||
Домашнее задание | Закрепить полученные на уроке знания. | Сочинить сказку « В стране Глаголии». Подчеркнуть глаголы в н. ф., у остальных глаголов определить время, лицо и число. |
|