Разработка урока русского языка по теме « Исследование слова традиция», 4 класс,

образовательная программа «Школа 2100». Кондрашина Анна Александровна,

учитель начальных классов МАОУ «СОШ №3»

Цель: закрепление знаний учащихся об основных признаках простых предложений с однородными членами и сложных предложениях и оформлении их на письме.

Задачи:

  • активизировать познавательную деятельность учащихся;

  • развивать умение учащихся различать простые предложения с однородными членами и сложные предложения и пунктуационно правильно оформлять их на письме;

  • формировать орфографическую зоркость;

  • обучать работать с различными источниками информации (словари, публицистические статьи);

  • создавать положительный эмоциональный фон в классе.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор.

ХОД УРОКА

Организационный момент. Вводное слово учителя.

Уч: Доброй традицией стало в нашей школе в апреле проводить Неделю открытых дверей для учителей старших классов. Вот уже на протяжении многих лет наши четвёртые классы гостеприимно распахивают свои двери, и учителя приходят посмотреть на вас на будущих пятиклассников, им интересно узнать, как вы умеете отвечать на уроках, как ведёте себя во время урока и чему научились за 4 года в начальной школе.

— Может Вы из моих слов догадались о главном слове, над которым мы будем работать на нашем уроке?

Уч: Верно, это слово Традиция…

— А что мы сможем узнать об этом слове на уроке русского языка?

— Давайте постараемся поработать на уроке не спустя рукава, а засучив рукава! А это как значит работать? СЛАЙД 2.

Прочитайте на слайде. (Фразеологизмы “Засучив рукава”, “Спустя рукава” значение: Почему рукава так называются — понятно (от слова рука). Так стали говорить в те далекие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами: у мужчин они достигали 95 сантиметров, а у женщин были еще длиннее — 130—140 сантиметров Попробуйте поработать в одежде с такими рукавами: будет неудобно, получится плохо. Чтобы дело спорилось, рукава надо было засучить, то есть подвернуть. Вот и стали говорить о людях, которые делают свое дело лениво, нехотя, медленно, что они работают спустя рукава. О спором, умелом работнике и теперь говорят, что он работает засучив рукава , хотя рукава могут быть такими короткими, что и засучивать их не надо.

— Согласны так работать? Тогда начинаем.

Ход урока:

— Какие науки о языке вы знаете?

— Давайте разделимся на 3 группы

Задания для команд:

1-я команда Раздел языка Лексика:

  • найти в толковом словаре значение слова «традиция»,

  • подобрать синонимы к данному слову.

— справилась ли команда с заданием?

2-я команда Раздел языка Орфоэпия: слово : ТР ДИЦ Я

вставить пропущенные буквы,

назвать орфограммы,

подобрать однокоренное имя прилагательное.

— справилась ли команда с заданием?

3-я команда Раздел языка Морфемика: слово ТРАДИЦИЯ.

Подобрать однокоренные слова_____________________________

Изменить форму слова_____________________________________

Разобрать по составу традиция

— справилась ли команда с заданием?

Запишите это слово в тетрадь.

— Какой важный раздел языка мы ещё не рассмотрели? (Фонетику)

— Будем работать все вместе. Возьмите листочки и ответьте на вопросы (время выполнения 3 минуты)

Раздел языка Фонетика.

Ответьте на вопросы: слово : ТРАДИЦИЯ.

Сколько в слове слогов?____

На какой слог падает ударение?_____

Напишите транскрипцию слова__________________________

Сколько звуков?_____

Сколько букв?______

Сколько гласных звуков?____

Сколько мягких согласных звуков?_____

Сколько твёрдых согласных звуков?____

Сколько глухих согласных звуков?_____

Сколько звонких согласных звуков?______

Поменялись листочками Проверка по эталону (слайд) Верните листочки соседу. Покажитесь у кого 10 +, дополнитесь те. У кого 9+ — поставили себе «5» — аплодисменты детям. Те, у кого 8-7 + — ставят «4», Те, у кого 6-5 + — ставят «3», остальные «2» балла

— А какой ещё раздел языка пропустили? (Синтаксис)

Повторение пройденного материала о простых и сложных предложениях.

Работа над простыми предложениями с однородными членами.

Уч: А какие традиции вы знаете? В семье? В школе? В классе?

(Ответы учащихся)

Уч: Мы говорим, что различные традиции и обряды дошли до нас с давних времен. Сегодня на уроке мы поговорим о некоторых из них. А для этого давайте вспомним уроки «Окружающего мира».

— Как назывались наши предки в давние времена? (Славяне).

— Много воды утекло с тех пор, как впервые вступили на землю, что зовется Россией, наши предки. Богаты были эти земли, но и людям приходилось немало трудиться, чтобы здесь выжить. Оттуда, из тех времен дошла до нас традиция уважительно относиться к хлебу. А почему, вы узнаете из этого текста.

Текст № 1

Хлеб для славян был священным даром Богов. А стол считался Божьими ладонями, поэтому бить кулаком по столу запрещалось. Славяне верили хлебу и поклонялись ему. Зерно, из которого делали хлеб, называли «жито», что означало «жизнь». На славянских свадьбах часто перемешивали хлеб, испечённый в доме жениха, с тем, что принесли из дома невесты. Вот почему даже сегодня жениха и невесту зерном, то есть жизнью, посыпают. С тех давних пор хлеб у славян – всему голова.

Задание к тексту: найти в тексте предложение с однородными сказуемыми, выписать его.

1 ряд: обозначить части речи,

2 ряд: дать характеристику предложению,

3 ряд: составить схему предложения.

Проверка и оценивание результатов работы. ( Поставьте себе оценку ту, на которую вы считаете, что справились с работой)

Уч: Традиционным блюдом нашего народа является каша. И эта традиция тоже дошла к нам от древних славян. Давайте познакомимся со следующим текстом.

Текст № 2.

Любили славяне варить каши. Чтобы сварить простейшую кашу, нужно обеспечить союз Огня, Воды и зерна – продукта Земли. Все эти три сути для славян были Божествами, всем трём поклонялись. Каши приправлялись молоком или маслом. Сладкая (сваренная на меду) каша, заправленная ягодами, являлась древнейшей ритуальной едой: она несла мощную идею плодородия, победы над Смертью, торжества Жизни. Славяне верили, что зерно «воскресает и только радуется своим «похоронам».

Задание к тексту: выбрать и выписать предложение, соответствующее схеме

____ ________ или

Запишите данное предложение, дайте ему характеристику.

Оцените свою работу

Уч: Отправляемся дальше. Скажите, что такое Масленица? (Это праздник проводов зимы и встречи весны). Это праздник тоже пришел к нам от наших предков. Прочитаем об этом:

Текст № 3 (на слайде — устно)

У славянских народов есть особый праздник – Масленица, когда празднуется победа над злой богиней Мораной – холодом, смертью и тьмой, приветствуется воскрешение Солнца, Жизни, Весны. В этот день люди зиму провожают а блинами призывают весну и солнышко в свою землю. «Приди, весна, с радостью с великой милостью со льном высоким с корнем глубоким с хлебом обильным!» А чтобы были блины вкуснее, славяне поливали их маслом запивали напитком из мёда.

Задание к тексту: В некоторых предложениях пропущены запятые. Ваша задача – поставить запятые и объяснить их постановку. (Устно)

Работа над сложными предложениями.

Уч: Знаете ли вы, кто такой домовой? Обычай привечать домового очень давний. Это – отголосок верований древних славян. Узнаем об этом, прочитав следующий текст:

Текст № 4

Свой дух имелся у каждой славянской избы. Звали его домовой. Обычно Домовой походил на хозяина дома, но только был он ростом мал, бородат и волосат. Если Домового вовремя покормить и не обижать, то в доме и хлеб, и соль, и мёд не иссякнут и ссоры из избы сами уйдут. Когда семья переходила в другой дом, хозяева торжественно приглашали Домового сесть в стоптанный лапоть и отпраздновать новоселье.

Задание к тексту: найти в тексте сложное предложение с союзом но, выписать его и выполнить синтаксический разбор.

Уч: А сейчас, не задумываясь, скажите, какой у вас самый любимый праздник? Подавляющее большинство назвали Новый год. За что вы любите этот праздник? А знаете ли вы, что славяне тоже праздновали Новый год, но только было это вовсе не 1 января. Когда славяне праздновали Новый год?

СЛАЙД 11.

Во все времена и у всех народов наступление нового года считалось праздником но не всегда этот день приходился на 1 января. Впервые календарь, в котором новый год начинался 1 января, ввёл римский император Юлий Цезарь. У славян новый год начинал отсчёт с 1 марта а на Руси он начинался 1 сентября. И только в 1700 году царь Пётр I своим указом перенёс празднование Нового года на 1 января.

В этом тексте пропущены запятые в сложных предложениях. Найдите эти предложения и исправьте в них пунктуационные ошибки.

Какое Домашнее задание напрашивается само за себя? Да, записать несколько предложений о своей любимой традиции.

Итог урока (рефлексия).

Уч: Снова разделимся на команды и сейчас я прошу вас составить небольшие рассказы по следующим темам:

1-я команда — «Что нового узнали на уроке».

2-я команда — «Какую работу выполняли на уроке».

3-я команда — «Что больше всего запомнилось и понравилось на уроке».

Каждая команда обсуждает свои рассказы и потом представляет их классу.

— Спасибо всем за работу! Посмотрите на свои оценочные листы и высчитайте свою среднюю оценку за урок. Как считаем? Суммируем все оценки и делим на кол-во оценок

Уч: Наш урок окончен. Я благодарю вас всех за работу. А напоследок я хочу сказать от лица ребят, что в нашей школе остаётся доброй традицией: приглашать вас, уважаемые учителя, на концерты-поздравления к различным праздникам к 8-му марта, ко Дню учителя, к Новому году, доброй традицией остаётся здороваться с Вами каждое утро и уважать учителя.

ЛИТЕРАТУРА.

История России: энциклопедия для детей. – Т.5. – М: АВАНТА ПЛЮС, 1995.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1999.

Решетникова Г.Н., Стрельников Н.И. Окружающий мир. 3 класс: занимательные материалы. – Волгоград: Учитель, 2008.

Семенова М. Мы – славяне! – СПб: Азбука, 1998.

Сиповский В.Д. Родная старина. – М: Современник, 1993.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here