Урок русского языка. 4 класс.
Тема урока: Обобщение знаний об имени прилагательном.
Цель урока: обобщить знания учащихся об имени прилагательном.
Задачи:
Образовательные:
-
Обобщить знаний учащихся об имени прилагательном;
-
развивать умение правильно употреблять их в речи.
-
Углубить знания учащихся о данной части речи.
-
Формировать умения самостоятельно работать с дополнительной литературой.
Развивающие:
-
Развивать монологическую речь посредством обогащения и усложнения словарного запаса.
-
Развивать умение работать в группе на основе доброжелательности и уважения к чужому мнению.
-
Развивать мышление при помощи умения анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать.
Воспитательные:
-
Воспитывать у учащихся любовь к русскому языку
-
Воспитывать гуманность и товарищество.
-
Воспитывать у учащихся чувство ответственности за выполнение заданий.
Форма организации учебной деятельности: групповая
Оборудование: бумажные «Ладошки», толковые словари, карточки для учащихся с заданиями
Ход урока.
-
Психологический настрой. (2 мин)
Тренинг «Цветные ладошки».
Учитель поднимает ладошки разного цвета. Если поднимает ладошку зелёного цвета – дети друг с другом здороваются рукопожатием, если синего — погладить по плечу, красного – потереться спинами. Спасибо, молодцы. Садитесь.
– Откроем рабочие тетради и запишем сегодняшнее число .
2.Вызов: (5 мин)
Минутка чистописания:
г/к, д/т, з/с, м/х, б/п, в/ф, ж/ш
Что объединяет эти буквы? (они обозначают согласный звук)
По какому принципу сгруппированы буквы?
(пары образованы из букв, обозначающие звонкие и глухие звуки)
Какая пара лишняя в этом ряду? (м/х) – (убирается с доски)
Почему?
(Она образована из букв, обозначающих непарные звонкие и глухие согласные).
Придумайте прилагательные, начинающиеся с этих букв. Дети прописывают пары букв
По принципу образования групп букв, я вас сейчас разделю на группы, в которых вы будете работать. (г/к, д/т, з/с, б/п, в/ф, ж/ш)
Отгадайте загадку.
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь! (имя прилагательное)
Как вы догадались?
Назовите тему нашего урока?
(Сегодня на уроке мы будем повторять часть речи – имя прилагательное)
3.Стадия осмысления: (10 мин)
Работа в группах: выполнение задания по карточке на флипчартах.
Первая группа — г/к
Исправь ошибки в предложении, докажи. Выделите окончания у имен прилагательных. Определите род и число.
У неуклюжиго медведя, от тлеющево уголька, в хрустящим картофеле, с ароматическем маслом.
Вторая группа – д/т
Вопрос: Спиши пословицы. Вставь пропущенные окончания и выдели их. Определи род, число падеж имен прилагательных.
Хорош…(-ему) вору всё впору.
Ленив….(-ому) Микишке всё не до книжки.
В тих…(-ом) омуте черти водятся.
От добр…(-ого) дерева добрый и плод.
Третья группа- з/с
Вопрос:
Подберите как можно больше имен прилагательных к слову —яблоко.
(КРАСНОЕ, НАЛИВНОЕ, БОЛЬШОЕ, РУМЯНОЕ, ЖЕЛТОЕ, МАЛЕНЬКОЕ, СЛАДКОЕ, ТВЕРДОЕ, СОЧНОЕ, И Т.Д.)
Четвёртая группа – б/п
Вопрос:
Подберите синонимы к словам и ответьте, зачем человеку необходимо знать много синонимов?
Вежливый – внимательный
Горячий – жаркий
Дремучий – старый
Обыкновенный – обычный, простой
Вывод: чем больше синонимов знает человек, тем точнее он выражает свои мысли.
Пятая группа – в/ф
Вопрос:
Спишите текст, исправляя ошибки. Определите у имен прилагательных род и падеж.
Я в лесу весенний был.
Яркий солнце мне светил.
Ветер свежая играла.
Сердце радостно стучала.
– От чего зависит род и падеж имен прилагательных? Докажите.
Шестая группа – ж/ш
Вопрос:
Спишите. Выделите окончания имен прилагательных . Определите род, число, падеж .
Дождливое лето, тёмная ночь, толстый учебник, мятые брюки.
Вывод: у им.прил. множественного числа род определить нельзя.
4.Электронная физминутка для глаз: (3 мин)
5.Защита проектов: ( 10 мин)
6.Осмысление: (8 мин)
Практическое задание: работа по учебнику с. 171 самостоятельное выполнение упр. 539 (взаимооценка — обмен тетрадями для оценивания работы)
7.Рефлексия: (4 мин)
Игра «Веришь ли ты?».
(учитель задает вопрос, а дети если согласны с утверждением, то делают один хлопок, если нет – один раз топают ногой и поднимают руку, объясняют — почему не согласны)
— А верите ли вы, что род, падеж, число прилагательных зависит от существительного? ДА. — А верите ли вы, окончания прилагательных определяют по имени сущ. НЕТ. А как?( ПО ВОПРОСУ) — А верите ли вы, что у прилагательных ж. р. окончания -ый, -ий, -ой? НЕТ. Какие?(-АЯ, -ЯЯ) — А верите ли вы, что у прилагательных ср.р. окончания -ое, -ее? ДА.
— А верите ли вы, что прилагательные отвечают на вопрос ЧТО делать? НЕТ. А на какие?(какой, какая, какое)
— А верите ли вы, что прилагательные изменяются по родам? Да.
— А верите ли вы, что прилагательное обозначает предмет? Нет. ( признак)
– Что необычного было на уроке?
8.Оценивание: ( 5 мин)
Суммативное оценивание включает в себя: оценку за флипчарт по критериям и оценку за выполнение самостоятельной работы в тетрадях.
-Оцените работу других групп на уроке. (Объясните свою оценку).
Критерии оценивания флипчартов.
-
За правильность выполнения задания
-
За защиту флипчарта
-
За оформление флипчарта
Выставляется за каждый критерий по одному балу.
Самостоятельную работу по критериям :
«5» — без ошибок
«4» — 1-2 ошибки
«3» — 3-6 ошибок
«2» — 7 и более ошибок
-Какую оценку поставите себе за знания об имени прилагательном?
9.Домашнее задание: (1 мин)
Запишите десять словарных слов так, чтобы они отвечали на вопросы имён прилагательных.
Приложение 1.
Лист оценивания групповой работы
-
Критерии оценивания
Группа г/к
Группа д/т
Группа з/с
Группа б/п
Группа в/ф
Группа ж/ш
правильность выполнения задания
Защита флипчартов
Оформление флипчарта
Итого
Выставляется за каждый критерий по одному балу.
Лист оценивания самостоятельной работы группы № _______
-
Ф.И. учащегося
«5» — без ошибок
«4» — 1-2 ошибки
«3» — 3-6 ошибок
«2» — 7 и более ошибок
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Итого:
Лист оценивания работы на уроке
Группа г/к | Группа д/т | Группа з/с | Группа б/п | Группа в/ф | Группа ж/ш | |
Групповая работа |
|
|
|
|
|
|
Самостоятельная работа |
|
|
|
|
|
|
Итого
|
|
|
|
|
|
|