МКОУ «Волчихинская средняя школа №2»
Волчихинского района, Алтайского края
Урок: русский язык
Тема урока:
«Родовые окончания имён прилагательных»
4 класс
Лакотина Любовь Владимировна
Учитель начальных классов
С. Волчиха
Ход урока:
I. Организационный момент:
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Настройтесь на работу, улыбнитесь друг другу, мысленно пожелайте успехов на уроке себе и своим товарищам.
— Какой у нас урок?
— С чего начинаем урок русского языка?
Чтобы красиво писать, подготовим пальчики:
Этот пальчик маленький,
Этот пальчик слабенький,
Этот пальчик длинненький,
Этот пальчик сильненький,
Этот пальчик большачок,
А все вместе- кулачок.
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетради
Будут буковки писать.
II. Чистописание.
На минутке чистописания повторим соединения –ой, -ый, -ий, -ая, -яя, -ое, -ее.
Эти соединения встретятся нам при написании слов.
III. Обобщение знаний об имени прилагательном
— О какой части речи мы продолжим узнавать новое, вы узнаете, прослушав стихотворение:
Я слово ищу необычное, звучное,
Особое, сильное, самое лучшее,
Короткое, длинное, красное, синее,
Неброское, яркое, очень красивое,
Оно уменьшительное и ласкательное,
Еще называют его …(прилагательное).
Слайд (вопросник об имени прилагательном)
Вспомните, что вы знаете об имени прилагательном (работа в парах)
IV. Проверка домашнего задания
-Какое было задание? (выписать словосочетания)
— Какие словосочетания нашли?
-Задайте вопрос от управляющего слова. Просигнальте правильность выполнения задания.
— Для чего в нашей речи используют имена прилагательные? (называют признаки предмета, точно описывают его, делают речь более выразительной)
— Что вам напоминают соединения, которые писали на минутке чистописания?
V. Постановка цели, сообщение темы.
Слайд (Smart Notebook)
Сильный ветер вдруг подул,
Все слова он с веток сдул.
Вы скорее их возьмите
И порядок наведите.
Распределите слова на деревья так, чтобы они были связаны по смыслу с местоимениями.
— Какие окончания у слов на первом дереве? На втором? На третьем?
— Что объединяет слова в каждой группе? (род)
— Отчего это зависит? (от имени существительного)
— Над чем будем работать? (обсуждение в паре)
— Назовите тему урока.
Слайд (тема урока)
VI. Планирование работы:
Теперь спланируем свою работу
Слайд (план)
VII. Словарная работа (слайд)
Появляются слова: лимон, береза, осина, рябина
-Как это можно назвать одним словом? (растения)
-Запишите слова в столбик. (Проверка. Просигнальте правильность)
Слайд (проверка)
— Какую пользу приносят деревья и другие растения?
— Как каждый из вас может помочь охране деревьев?
VIII. Работа по теме
1.Обратимся к алгоритму (слайд)
— Как определить род имени прилагательного?
— Назовите род имен существительных.
— Какого рода будут имена прилагательные, которые с ним связаны?
— Подберите подходящие по смыслу имена прилагательные.
-Задайте к ним вопрос.
— На какой вопрос отвечают имена прилагательные мужского рода? Женского? Среднего?
— Какие окончания имеют?
(Появляется таблица «Родовые окончания имён прилагательных»)
2. Гимнастика для глаз: (Слайд)
3. А теперь обратимся к плану (слайд)
-Как же определить род прилагательных?
— Где теперь будем применять? (в предложении)
4. Работа с учебником. Упр. 10 с. 153
Прочитайте задание, загадку.
— Объясните, какие окончания будете писать и почему?
— Запишите самостоятельно. Укажите род прилагательных, выделите окончание. (взаимопроверка)
-Кто выполнил верно?
5. Физминутка (слайд)
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем, крылья сложим назад.
6. Обратимся к плану (слайд)
— Где еще будем применять знания? (в тексте)
7. (слайд)
Запишите рассказ, выбирая имена прилагательные в каждом предложении. Укажите род прилагательных, выделите окончание.
(Письмо с комментированием)
— Почему в последнем предложении другие окончания прилагательных? От чего это зависит? (от падежа имен существительных)
8. (слайд) План.
— Как определить род имени прилагательного?
— Назовите следующий пункт плана.
IX. Контроль. Оценивание.
Я предлагаю проконтролировать себя, выполнив задания:
1 вариант – работа с тестами
2 вариант – работа с карточкам
(проверка по образцу)
(слайд) Звучит песня «Наш край» (Smart Notebook)
А теперь оцените свою работу. Если хорошо усвоили материал, то возьмите веточку рябины, а если остались вопросы, то веточку березы.
Х. Итог урока.
-Над какой темой работали?
-На какие вопросы отвечают имена прилагательные мужского рода? Женского? Среднего?
-Какие окончания имеют?
XI. Домашнее задание
Список используемых источников информации:
Учебник «Русский язык в двух частях. 4 класс» Л.М. Зеленина,
Т.Е. Хохлова. Москва «Просвещение» 2010г.
Поурочные разработки по русскому языку. 4 класс. С.В. Кутявина. Москва «ВАКО» 2009 год
http://www.microstocker.com.ua/gallereya_rabot/fotografii/holidays/pic2229/
http://lori.ru/344457&docid=TivzCrbIttu8MM&imgurl
http://nature-home.ru/limon
http://www.pokushay.ru/2011/10/11/chto-mozhno-prigotovit-iz-ryabiny.
http://drev.biz/galereya/listvennye/bereza/
http://www.ribalkaidr.com/lesnay-apteka/osina.
http://vk.com/coolup&docid=ut86NqIi2ob5TM&imgurl