МКОУ «Волчихинская средняя школа №2»

Волчихинского района, Алтайского края

Урок: русский язык

Тема урока:

«Родовые окончания имён прилагательных»

4 класс

Лакотина Любовь Владимировна

Учитель начальных классов

С. Волчиха

Ход урока:

I. Организационный момент:

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Настройтесь на работу, улыбнитесь друг другу, мысленно пожелайте успехов на уроке себе и своим товарищам.

— Какой у нас урок?

— С чего начинаем урок русского языка?

Чтобы красиво писать, подготовим пальчики:

Этот пальчик маленький,

Этот пальчик слабенький,

Этот пальчик длинненький,

Этот пальчик сильненький,

Этот пальчик большачок,

А все вместе- кулачок.

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетради

Будут буковки писать.

II. Чистописание.

На минутке чистописания повторим соединения –ой, -ый, -ий, -ая, -яя, -ое, -ее.

Эти соединения встретятся нам при написании слов.

III. Обобщение знаний об имени прилагательном

— О какой части речи мы продолжим узнавать новое, вы узнаете, прослушав стихотворение:

Я слово ищу необычное, звучное,

Особое, сильное, самое лучшее,

Короткое, длинное, красное, синее,

Неброское, яркое, очень красивое,

Оно уменьшительное и ласкательное,

Еще называют его …(прилагательное).

Слайд (вопросник об имени прилагательном)

Вспомните, что вы знаете об имени прилагательном (работа в парах)

IV. Проверка домашнего задания

-Какое было задание? (выписать словосочетания)

— Какие словосочетания нашли?

-Задайте вопрос от управляющего слова. Просигнальте правильность выполнения задания.

— Для чего в нашей речи используют имена прилагательные? (называют признаки предмета, точно описывают его, делают речь более выразительной)

— Что вам напоминают соединения, которые писали на минутке чистописания?

V. Постановка цели, сообщение темы.

Слайд (Smart Notebook)

Сильный ветер вдруг подул,

Все слова он с веток сдул.

Вы скорее их возьмите

И порядок наведите.

Распределите слова на деревья так, чтобы они были связаны по смыслу с местоимениями.

— Какие окончания у слов на первом дереве? На втором? На третьем?

— Что объединяет слова в каждой группе? (род)

— Отчего это зависит? (от имени существительного)

— Над чем будем работать? (обсуждение в паре)

— Назовите тему урока.

Слайд (тема урока)

VI. Планирование работы:

Теперь спланируем свою работу

Слайд (план)

VII. Словарная работа (слайд)

Появляются слова: лимон, береза, осина, рябина

-Как это можно назвать одним словом? (растения)

-Запишите слова в столбик. (Проверка. Просигнальте правильность)

Слайд (проверка)

— Какую пользу приносят деревья и другие растения?

— Как каждый из вас может помочь охране деревьев?

VIII. Работа по теме

1.Обратимся к алгоритму (слайд)

— Как определить род имени прилагательного?

— Назовите род имен существительных.

— Какого рода будут имена прилагательные, которые с ним связаны?

— Подберите подходящие по смыслу имена прилагательные.

-Задайте к ним вопрос.

— На какой вопрос отвечают имена прилагательные мужского рода? Женского? Среднего?

— Какие окончания имеют?

(Появляется таблица «Родовые окончания имён прилагательных»)

2. Гимнастика для глаз: (Слайд)

3. А теперь обратимся к плану (слайд)

-Как же определить род прилагательных?

— Где теперь будем применять? (в предложении)

4. Работа с учебником. Упр. 10 с. 153

Прочитайте задание, загадку.

— Объясните, какие окончания будете писать и почему?

— Запишите самостоятельно. Укажите род прилагательных, выделите окончание. (взаимопроверка)

-Кто выполнил верно?

5. Физминутка (слайд)

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем, крылья сложим назад.

6. Обратимся к плану (слайд)

— Где еще будем применять знания? (в тексте)

7. (слайд)

Запишите рассказ, выбирая имена прилагательные в каждом предложении. Укажите род прилагательных, выделите окончание.

(Письмо с комментированием)

— Почему в последнем предложении другие окончания прилагательных? От чего это зависит? (от падежа имен существительных)

8. (слайд) План.

— Как определить род имени прилагательного?

— Назовите следующий пункт плана.

IX. Контроль. Оценивание.

Я предлагаю проконтролировать себя, выполнив задания:

1 вариант – работа с тестами

2 вариант – работа с карточкам

(проверка по образцу)

(слайд) Звучит песня «Наш край» (Smart Notebook)

А теперь оцените свою работу. Если хорошо усвоили материал, то возьмите веточку рябины, а если остались вопросы, то веточку березы.

Х. Итог урока.

-Над какой темой работали?

-На какие вопросы отвечают имена прилагательные мужского рода? Женского? Среднего?

-Какие окончания имеют?

XI. Домашнее задание

Список используемых источников информации:

Учебник «Русский язык в двух частях. 4 класс» Л.М. Зеленина,

Т.Е. Хохлова. Москва «Просвещение» 2010г.

Поурочные разработки по русскому языку. 4 класс. С.В. Кутявина. Москва «ВАКО» 2009 год

http://www.microstocker.com.ua/gallereya_rabot/fotografii/holidays/pic2229/

http://lori.ru/344457&docid=TivzCrbIttu8MM&imgurl

http://nature-home.ru/limon

http://www.pokushay.ru/2011/10/11/chto-mozhno-prigotovit-iz-ryabiny.

http://drev.biz/galereya/listvennye/bereza/

http://www.ribalkaidr.com/lesnay-apteka/osina.

http://vk.com/coolup&docid=ut86NqIi2ob5TM&imgurl

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here