Урок русского языка.4 класс Программа « Школа России.

Тема урока. Понятие о местоимении. Личные местоимения.

Цели урока:

1.Знакомство с новой частью речи – личными местоимениями. Формирование умения выделять их в речи и правильно употреблять ;совершенствование умения производить морфологический , морфемный и синтаксический разборы;

2. обогащение активного словаря; развитие зрительной памяти, мышления, внимания;

3.Воспитание уважительного отношения к близким .

Оборудование. Презентация (слайды) для проекции, деформированный текст, карточки с образцом морфологического разбора, нарисованного на листе ватмана солнце.

Ход урока.

1.Мотивирующее начало.

Учитель:

— Где человек чувствует себя хорошо ,уютно. где он любим и любит сам? ( в семье).

Слайд на экране:

Семья

Зачем нам клад, коли в семье лад.

Беседа.

— Какие слова спрятались в этом слове? Как можно изобразить это слово? 7я или

Толковый словарь

2.Минутка чистописания. Я я

— Назовите буквы из слова семья. которые обозначают согласные звуки ? Запишите : ся мя.

Словарная работа.

— Словарные слова с «опасной» буквой я язык заяц рябина. На какой вопрос отвечают эти слова? Что обозначают? Какая это часть речи? Назовите лишнее слово?

3.Актуализация опорных знаний.

Закрепление знаний об имени существительном по схеме: (слайды):

Имя сущ. – это…

Отвечает на вопрос…

Обозначает…

Бывают…

Изменяются…

— Найдите в предложениях существительные, которые относятся к семье? ( по вариантам слайды на экране).

1.Мать подарила нам жизнь и мир вокруг нас.

2.Отец всегда нас защищает и оберегает.

Двое учеников у доски .Морфологический разбор по образцу (слайды)

1.Часть речи.

2.Начальная форма.

3Постоянные признаки:

— одушевлённое,

-неодушевлённое,

— род.

4.Непостоянные признаки: число.

5.Роль в предложении.

— Мы закрепили ваши знания об имени существительном. А какой частью речи будет посвящен сегодняшний урок. Вы скажите сами.

4.Постановка проблемы, открытие нового.

Слуховое восприятие текста:

Самое прекрасное слово на Земле – мама. Мама — добрая и ласковая. Мама меня очень любит и никогда не бывает равнодушной. Мама всё умеет.

— О ком этот текст?

— Какое слово повторяется? Можно ли его заменить ? Каким словом?

— Слова, заменяющие другие части речи — « герои» сегодняшнего урока.

Предлагаю вам игру « Вопрос- ответ». Условие — не называть имён. Ответы записываем в тетради.

Как ты говоришь о себе?

Как вы говорите о себе ,когда вы все вместе?

Как ты обращаешься к товарищу ? (на ты)

Как ты обращаешься к учителю? К взрослому человеку ? А ещё так обращаются к группе людей? (вы)

Как ты говоришь о своём друге ,когда его нет рядом? О подруге? ( он она)

Какого рода слова он она? Слова какого рода не хватает?

Как вы говорите о своих друзьях, когда их нет рядом?

Таблица на доске:

я

мы

ты

вы

он. она. она

они

— В русском языке есть слова, которые употребляются вместо имён существительных (или других частей речи). Можно сказать по- другому: они занимают место имени. Как называются такие слова? ( записываю слово местоимение на 1-й строке таблицы.)

— А теперь немного отдохнём вместе с нашими « героями».

5.Физминутка.

Дети выполняют упражнения вместе с учителем.

Чтение определения из учебника.

Дети читают хором по строчкам все местоимения.

Сообщение темы и целей урока.

— Посмотрите на местоимения 1-го столбика.2-го. Как изменяются местоимения ( записать на 2-й строке таблицы: ед.ч. ,мн.ч.)

— На какие вопросы отвечают местоимения?

— Называет ли местоимение предмет?

Чтение второго определения.

— каждое местоимение указывает на лицо. Прочитайте 1-ю строчку таблицы, 2-ю и т.д .В тетрадях дописывают :1,2,3-е лицо.

— Вот почему эти местоимения называются личными.

-Как изменяются местоимения 3-го лица ед.ч.?

6.Первичное закрепление. Развитие умений.

1.Упр.5-беседа по содержанию.

Прочитайте пересказ отрывка из басни И.Крылова «Щука и Кот» .Ученики выполняют упражнение: записывают имена существительные щуки, кошки, а рядом- личные местоимения, которые на них указывают. Выписывают предложение ,в котором говорится о зубастой щуке, выполняют синтаксический разбор.

2. Работа с деформированным текстом. Работа в парах.

Задание: восстановить текст в паре, заменить повторяющееся слово местоимением (1 вариант-1 л.,ед.ч.),указать число и лицо местоимений.

Я с бабушкой своею дружу давным-давно.

Бабушка (она) во всех затеях со мною заодно.

Я с бабушкой (ней) не знаю скуки, и всё мне любо в бабушке (ней),

Но бабушкины руки люблю всего сильней.

3.Обобщение .По таблице сначала повторить сведения о местоимении, потом сравнить его с существительным (слайды).

Существительное

Местоимение

Это…

Часть речи

Часть речи

Отвечает на вопрос…

Кто? Что?

Кто? Что?

Обозначает…

Предмет

Не называет предмет, а указывает на него

Бывает…

М.р., ж.р., ср.р.

1.2.3-го лица

Изменяются…

По числам

В 3-м лице ед.ч. по родам

7.Домашнее задание.

Упражнение 10 на с.31 .Подобрать пословицы о семье.

8.Подведение итогов урока.

— Дети. Вы сегодня хорошо поработали, я очень рада .От общения с вами на душе у меня тепло. Спасибо вам за урок. Особенно сегодня отличились хорошими ответами…(оценивание).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here