Урок русского языка.4 класс Программа « Школа России.
Тема урока. Понятие о местоимении. Личные местоимения.
Цели урока:
1.Знакомство с новой частью речи – личными местоимениями. Формирование умения выделять их в речи и правильно употреблять ;совершенствование умения производить морфологический , морфемный и синтаксический разборы;
2. обогащение активного словаря; развитие зрительной памяти, мышления, внимания;
3.Воспитание уважительного отношения к близким .
Оборудование. Презентация (слайды) для проекции, деформированный текст, карточки с образцом морфологического разбора, нарисованного на листе ватмана солнце.
Ход урока.
1.Мотивирующее начало.
Учитель:
— Где человек чувствует себя хорошо ,уютно. где он любим и любит сам? ( в семье).
Слайд на экране:
Семья
Зачем нам клад, коли в семье лад.
Беседа.
— Какие слова спрятались в этом слове? Как можно изобразить это слово? 7я или
Толковый словарь
2.Минутка чистописания. Я я
— Назовите буквы из слова семья. которые обозначают согласные звуки ? Запишите : ся мя.
Словарная работа.
— Словарные слова с «опасной» буквой я язык заяц рябина. На какой вопрос отвечают эти слова? Что обозначают? Какая это часть речи? Назовите лишнее слово?
3.Актуализация опорных знаний.
Закрепление знаний об имени существительном по схеме: (слайды):
Имя сущ. – это…
Отвечает на вопрос…
Обозначает…
Бывают…
Изменяются…
— Найдите в предложениях существительные, которые относятся к семье? ( по вариантам слайды на экране).
1.Мать подарила нам жизнь и мир вокруг нас.
2.Отец всегда нас защищает и оберегает.
Двое учеников у доски .Морфологический разбор по образцу (слайды)
1.Часть речи.
2.Начальная форма.
3Постоянные признаки:
— одушевлённое,
-неодушевлённое,
— род.
4.Непостоянные признаки: число.
5.Роль в предложении.
— Мы закрепили ваши знания об имени существительном. А какой частью речи будет посвящен сегодняшний урок. Вы скажите сами.
4.Постановка проблемы, открытие нового.
Слуховое восприятие текста:
Самое прекрасное слово на Земле – мама. Мама — добрая и ласковая. Мама меня очень любит и никогда не бывает равнодушной. Мама всё умеет.
— О ком этот текст?
— Какое слово повторяется? Можно ли его заменить ? Каким словом?
— Слова, заменяющие другие части речи — « герои» сегодняшнего урока.
Предлагаю вам игру « Вопрос- ответ». Условие — не называть имён. Ответы записываем в тетради.
Как ты говоришь о себе?
Как вы говорите о себе ,когда вы все вместе?
Как ты обращаешься к товарищу ? (на ты)
Как ты обращаешься к учителю? К взрослому человеку ? А ещё так обращаются к группе людей? (вы)
Как ты говоришь о своём друге ,когда его нет рядом? О подруге? ( он она)
Какого рода слова он она? Слова какого рода не хватает?
Как вы говорите о своих друзьях, когда их нет рядом?
Таблица на доске:
… | … | |
… | я | мы |
… | ты | вы |
… | он. она. она | они |
— В русском языке есть слова, которые употребляются вместо имён существительных (или других частей речи). Можно сказать по- другому: они занимают место имени. Как называются такие слова? ( записываю слово местоимение на 1-й строке таблицы.)
— А теперь немного отдохнём вместе с нашими « героями».
5.Физминутка.
Дети выполняют упражнения вместе с учителем.
Чтение определения из учебника.
Дети читают хором по строчкам все местоимения.
Сообщение темы и целей урока.
— Посмотрите на местоимения 1-го столбика.2-го. Как изменяются местоимения ( записать на 2-й строке таблицы: ед.ч. ,мн.ч.)
— На какие вопросы отвечают местоимения?
— Называет ли местоимение предмет?
Чтение второго определения.
— каждое местоимение указывает на лицо. Прочитайте 1-ю строчку таблицы, 2-ю и т.д .В тетрадях дописывают :1,2,3-е лицо.
— Вот почему эти местоимения называются личными.
-Как изменяются местоимения 3-го лица ед.ч.?
6.Первичное закрепление. Развитие умений.
1.Упр.5-беседа по содержанию.
Прочитайте пересказ отрывка из басни И.Крылова «Щука и Кот» .Ученики выполняют упражнение: записывают имена существительные щуки, кошки, а рядом- личные местоимения, которые на них указывают. Выписывают предложение ,в котором говорится о зубастой щуке, выполняют синтаксический разбор.
2. Работа с деформированным текстом. Работа в парах.
Задание: восстановить текст в паре, заменить повторяющееся слово местоимением (1 вариант-1 л.,ед.ч.),указать число и лицо местоимений.
Я с бабушкой своею дружу давным-давно.
Бабушка (она) во всех затеях со мною заодно.
Я с бабушкой (ней) не знаю скуки, и всё мне любо в бабушке (ней),
Но бабушкины руки люблю всего сильней.
3.Обобщение .По таблице сначала повторить сведения о местоимении, потом сравнить его с существительным (слайды).
Существительное | Местоимение | |
Это… | Часть речи | Часть речи |
Отвечает на вопрос… | Кто? Что? | Кто? Что? |
Обозначает… | Предмет | Не называет предмет, а указывает на него |
Бывает… | М.р., ж.р., ср.р. | 1.2.3-го лица |
Изменяются… | По числам | В 3-м лице ед.ч. по родам |
7.Домашнее задание.
Упражнение 10 на с.31 .Подобрать пословицы о семье.
8.Подведение итогов урока.
— Дети. Вы сегодня хорошо поработали, я очень рада .От общения с вами на душе у меня тепло. Спасибо вам за урок. Особенно сегодня отличились хорошими ответами…(оценивание).