Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Скуратовская средняя образовательная школа»

Конспект

(Открытый урок по русскому языку)

Тема «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных»

4 класс

Подготовила: Кривошеева О.Н.

учитель начальных классов

МБОУ «Скуратовская СОШ»

Декабрь, 2014 г.

ЦЕЛИ:

формировать умение распознавать, обосновывать написание безударных окончаний имён существительных; совершенствовать знания об именах существительных; способствовать обогащению словарного запаса детей.

ЗАДАЧИ:

— развивать интерес к дальнейшему учебному процессу;

— развивать умение анализировать собственную деятельность; умение адекватно оценивать свой труд;

— формировать исследовательские навыки при определении падежных окончаний имён существительных;

— развивать навыки работы в мини-группах.

Формируемые УУД:

— познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; смысловое чтение; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; построение логической цепи рассуждений; доказательство.

— коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра;

— регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала.

— личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

ОБОРУДОВАНИЕ:

— интерактивная доска

— компьютер

— презентация

— индивидуальные карточки

— групповые карточки

Ход урока

Деятельность учителя

Этапы урока

Деятельность учащихся

Организационный момент

Урок русского языка. Мы приветствуем гостей на нашем уроке.

Сегодня проведём урок немного необычно – в виде презентации, она поможет нам наиболее глубже повторить и ещё раз закрепить материал пройденной темы.

Ребята, начать наш урок я хотела бы с пословицы:

— Как вы её понимаете?

Д: Мы узнаем что-то новое.

— Вы знаете, что наши знания- это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаём и используем. Сегодня на уроке нам понадобится этот сундучок.

— Чтоб урок у нас прошёл замечательно, я предлагаю вам работать под девизом:

— Как вы это понимаете?

— Итак, включаемся в работу. За урок нам много надо успеть сделать, поэтому открываем тетради:

— Запишите число, классная работа.

Актуализация знаний учащихся.

Словарно-орфографическая работа

  1. Предлагаю вам зашифрованные слова. Попробуйте их разгадать:

НАЛП…, СИНР…КА, БЛ…ЯКО,ПОРТ…,РОД…Н, Т…РЕСИН, ПЛЁЦ…НОК, Р…САД, ШЁЛ…П

(Пенал, росинка, яблоко, топор, народ, интерес, цыплёнок, адрес, пошёл)

— Подумайте и назовите слово, которое по-вашему мнению «лишнее». Обоснуйте ответ.

— А на какие группы можно разделить оставшиеся слова.

Д: Безударные гласные проверяемые и непроверяемые.

— Работаем со словами, которые на доске.

— Выделите слова 2 склонения

Д: Пенал, яблоко, топор, народ, интерес, цыплёнок, адрес.

— Соедините первые буквы имён существительных 2 склонения по порядку их написания.

— Какое слово получилось?

— Охарактеризуйте это слово

Д: Сущ., ж.р., 1 скл.

— Запишите это слово

— Можно ли проверить написание гласной в корне слова?

— Какую «крылатую» фразу вы знаете со словом ПЯТНИЦА?

-Когда так говорят?

Д: Когда человек часто меняет своё решение

— Всё ли написано на доске?

Д: Нет, в последнем слове нет окончания

Постановка учебной цели

— Правописание падежных окончаний имён существительных

— В связи с этим, как вы думаете, над какой темой нам предстоит работать на сегодняшнем уроке?

Д: Нам предстоит работа по закреплению написания падежных окончаний имён существительных

— Какие будут предложения по решению данной проблемы.

— Спишите этот фразеологизм в тетрадь с комментированием.

Актуализация опорных знаний

— Какое существует правило правописания безударных падежных окончаний?

-Вспомните алгоритм правописания падежных окончаний имён существительных

Работаем по алгоритму

Исследование

Проверка действия ключа на других словах

— Опираясь на знания алгоритма, проведём орфографическую минутку в виде небольшой викторины. Отвечайте на вопросы коротко – имена существительные с предлогами. Работаем по алгоритму и записываем в тетрадь

Вопрос

Предполагаемый ответ

Где восходит солнце?

На востоке – восток, м.р., 2 скл., на плече, на чём? П.п.

А где заходит?

На западе

Где находятся два полюса земли?

На севере, на юге

На чём весной висят серёжки?

На берёзе

На каких кустах сиреневые кусты?

На сирени

В каком месяце заканчивается 2 четверть?

В декабре

— Что объединяет данную группу?

— Какое слово лишнее?

— Какую орфографическую задачу мы можем решить с помощью этого слова?

Д: Правописание безударных окончаний имён существительных 2 склонения

— Как же проверить букву безударного гласного звука в окончании имени существительного?

Музыкальная физическая пауза

Работа по группам

— Закрепим наши умения на практике и поработаем по группам:

1 группа: По полянк…, к черёмух…, у ежих…, на медал…, в пол…, по травинк…, возле речк…, у дорог…, в речк…, в реке.

2 группа: На топол…, от бол…, в деревн…, по комнат…, от радост…, в библиотек…, у речк…, по дорог…, в реке.

3 группа: От подруг…, возле речк…, по просьб…, по тропинк…, о геро…, около яблон…, от бол…, в зелен…, в реке.

— Какую орфографическую задачу вы решали?

— Как вы её решали?

— Что вам помогло? Повторим ключи: 1 скл. – рука

2 скл. – плечо

3 скл. – грудь

— Проверяем, что у вас получилось? Назовите слова, которые имеют окончание – Е

— Назовите слова, которые имеют окончание — И

— А есть здесь лишнее слово?

— Почему вы так считаете?

— Сделайте вывод, можно ли допустить ошибку в окончании таких слов, как В РЕКЕ.

— Начните со слов : Я НЕ ОШИБУСЬ В НАПИСАНИИ ОКОНЧАНИИ, так как…

— Оцените свои знания. Если вы были правы в выборе буквы, поставьте «+». ВЫ МОЛОДЦЫ!

Итог исследования:

Пронумеруй по порядку шаги, которые надо выполнить, чтобы написать правильную букву в безударном окончании имени существительного:

— определяю род

— узнаю безударное окончание

— поставлю имя существительное в начальную форму

— узнаю склонение

— узнаю падеж

— посмотрю на окончание в начальной форме

— Наблюдая за вашей работой, я составила памятку, которая поможет вам не ошибиться в правильном написании безударных падежных окончаний имён существительных:

— Помогите правильно пронумеровать…

Комментированное письмо

— А сейчас пользуясь составленной памяткой поиграем в игру «Допиши окончания»

Сильный ветер вдруг подул,

Все окончания в кучу сдул

Вы тихонько подходите

И порядок наводите.

На белой скатерт… снегов видны следы рыс… .

От ёлк… к ёлк… прыгает шустрая белочка.

На берёз… лежат пушистые шапки снега.

— Какое важное умение вы отрабатывали, выполняя это задание?

Индивидуальная работа по карточкам

— Выполняй нужные действия и заполняй графы таблицы

Имя сущ.

Н.ф.

Род

Скл.

Ключ

Окончание

В тетрад…

тетрадь

Ж.р.

3 скл.

В степи

И

У дорог…

В океан…

По улиц…

Из чашк…

Итог урока

— Какое задание у вас вызвало интерес?

— Кто ещё из вас сомневается или затрудняется при написании безударных окончаний имён существительных?

— Каково ваше отношение к уроку?

— Какое важное умение вы закрепили на уроке?

— С каким настроением его закончили?

— Какой совет вы можете дать тем ученикам, которые допускают ошибки?

Рефлексия урока.

Самооценка работы на уроке

— Наш урок подошёл к концу

— Что вы для себя запомнили о правописании безударных окончаний имён существительных?

— Оцените свою работу

Домашнее задание

— Правило, подготовить карточку для индивидуальной работы.

— Вот и звучит долгожданный звонок и закончен наш урок.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here