Урок русского языка в 4 классе.
Тема:»Образование имён прилагательных.»
Цели: 1).Познакомить учащихся со способами образования имён прилагательных от основ имён существительных при помощи суффиксов.
2)Закреплять умения распознавать безударные падежные окончания имён прилагательных.3).Развивать речь, мышление, внимание. Обогащать и расширять словарный запас.
Оборудование: репродукция картины Левитана» Большая вода.», карточки с именами существительными, таблички с названиями весенних месяцев.
Ход урока:
1.Постановка целей и задач.
Загадка.
Художницу эту знает весь свет,
Раскрасит художница всякий предмет.
Ответит всегда на вопросы такие:
Какой? Какое? Какая? Какие?
-Сформулируйте тему урока.
-Сегодня мы обобщим знания по теме и проведём наблюдения за образованием прилагательных.
2.Минута чистописания.
С Е В Н А
-Какое задание вы можете предложить с данными буквами?
(классификация: гласные,согласные; записать различные цепочки букв; составить слово)
-Запишите цепочки букв и слово.
СЕВНА ЕВНАС ВНАСЕ НАСЕВ ВЕСНА
-Что можете сказать о слове ВЕСНА?
(обозначает время года, существительное, ж.р.,в ед. ч.,И,П.,неодушевлённое,нарицательное, орфограмма-безударная гласная в корне слова)
-Перечислите весенние месяцы.
-Как их называли на Руси в старину?
МАРТ-ЗИМОБОР
АПРЕЛЬ-СНЕГОГОН
МАЙ-ТРАВНИК
-Запишите названия весенних месяцев.
-Прочитайте поговорку:
Март с водою, апрель с травою, май с цветами.
-Что вас удивляет в записи этого предложения? (Состоит только из имён существительных.) Это просто информация.
-А какую роль в предложении играют имена прилагательные?(Они делают речь выразительной, яркой, красочной.)
-Что вы можете сказать об именах прилагательных?( Обозначают признаки предметов, согласуются с именами существительными в роде, числе и падеже.)
3.Работа по теме урока.
УЗ1. Работа в парах.
-Вам необходимо подобрать наиболее существенные,отличительные признаки предмета, записанного на карточке, чтобы по его описанию можно было бы узнать предмет.(Деревья, цветы, трава,небо, река, солнце, день и т.п.)
-При описании на иллюстрации картин о весне.
УЗ2.Образование прилагательных.
-Прочитайте стихотворение С. Есенина (отрывок)
Улыбнулись сонные берёзки ,
Растрепали шёлковые косы .
Шелестят зелёные серёжки ,
И горят серебряные росы.
-О чём это стихотворение?
-Какая часть речи помогает увидеть изменения, происходящие в природе с приходом весны?(Имена прилагательные.)
-Выпишите имена существительные вместе с именами прилагательными-словосочетания, укажите число и падеж.
-Что обьединяет эти словосочетания?( Имена прилагательные стоят в форме множественного
Числа.)
4.Постановка проблемного вопроса.
-Как образовались данные имена прилагательные?
УЗ3.Наблюдение за образованием имён прилагательных.
Упражнение №331,с. 72.
УЗ4 . Вывод.Правило ,с. 74.
УЗ5.Дидактическая игра « Образуй имена прилагательные.»
-Восстановите фразеологизмы.
(Голод) как волк…. (Голодный как
(Трус) как заяц…. (Трусливый как заяц.)
-Придумайте ситуацию , в которой могут быть использованы данные фразеологизмы.
-Выделите суффиксы и основы у имён прилагательных.
5.Подведение итога урока.
-Как образуются имена прилагательные от имён существительных?
(От основы имени существительного при помощи суффикса.)