Муниципальное общеобразовательное учреждение начальная общеобразовательная школа №71

«Правописание числительных»

4 класс

Выполнила

учитель начальных классов

Мартынова Светлана Севериновна

Липецк, 2011.

Тема: «Правописание числительных»

Задачи:

  • закрепить умения применять изученные правила правописания числительных «Слитное и раздельное написание числительных»,

«Правописание мягкого знака в именах числительных»;

  • развивать орфографическую зоркость на основе упражнений в определении в словах орфограмм, исправлении ошибок в тексте;

  • воспитывать интерес к языку и речевому творчеству.

Оборудование: «Ромашка», карточки со словарными словами.

Организация и деятельность учащихся на уроке:

  1. Орг. момент:

сем…десять… километров

семнадцат… минут

сем…ю книгами

— Ребята, посмотрите на запись. Какое правило необходимо вспомнить, чтобы грамотно записать числительные в сочетаниях слов?

(Правописание мягкого знака в числительных).

— Где пишется мягкий знак в простых числительных?

(В простых числительных ь знак пишется в конце. Н-р: пятнадцать, шесть, восемь).

— Где пишется ь знак в сложных числительных?

(В сложных числительных ь знак пишется в середине. Н-р: шестьсот, восемьдесят).

— Какую функцию выполняет мягкий знак в этих числительных?

(Функцию смягчения).

-Какую еще функцию может выполнять ь знак? Приведите примеры.

(Функцию разделения. Н-р: десятью секундами).

— А какие еще числительные вы знаете?

(Составные, порядковые, количественные. Н-р: двадцать два, девятый).

— Как пишутся составные порядковые числительные?

(Раздельно).

— А количественные?

(Тоже раздельно).

— Тогда какие числительные пишутся слитно?

(Сложные количественные и порядковые).

  1. Постановка учебных задач

— Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

(Мы будем повторять правописание числительных).

  1. Фонетическая зарядка.

— Посмотрите еще раз на числительные

Семьдесят, семнадцать, семью.

-Что объединяет эти слова?

(То, что они числительные, есть один корень – семь -).

— А какое слово может быть лишним?

  • Семьдесят – оно сложное числительное, а остальные простые числительные.

  • Семнадцать – в основе слова есть суффикс, а в остальных случаях нет суффикса.

  • Семьюь знак выполняет функцию разделения.

— Ребята, скажите, есть ли среди этих имен числительных слова, в которых звуков меньше, чем букв?

(Да, это числительное семьдесят, семнадцать).

— Почему?

(Потому что мягкий знак не имеет звука).

-Тогда почему вы не назвали числительное «семью», там тоже есть ь знак?

(В транскрипции буква Ю имеет два звука [й] [у]).

— Есть ли среди этих им.числительных такое слово, в котором звуков столько же, сколько и букв?

(Да. Это числительное семью).

4. Каллиграфическая минутка.

5. Закрепление правописания им.числительных.

  • 1 с.73

— Запишите числительные в два столбика:

а) с мягким знаком для обозначения мягкости согласного;

б) с разделительным мягким знаком

ь — показатель мягкости ь — разделительный

согласного

семьдесят километров двенадцатью минутами

восемьсот метров восемнадцатью метрами

пятьдесят человек десятью секундами

тринадцать учеников девятью друзьями

  • После проверки этого задания ученики выполняют самооценку.

  1. Физминутка.

Комплекс упражнений для развития.

  1. Словарная работа.

Ребята, скажите, пожалуйста, в каком году вы родились?

(Я родился в тысяча девятьсот девяносто шестом году).

— Какое числительное обозначает разряд единиц тысяч?

(Тысяча).

— Произнесем его. Какой звук вы услышали после свистящего согласного звука?

([и])

— Может быть кто-то знает какой букве на письме будет обозначаться этот звук в этом слове?

(Варианты ответов).

— Сегодня мы познакомимся с правописанием еще одного числительного, которое нужно запомнить. Это числительное — ТЫСЯЧА.

— Как будет называться орфограмма?

(Непроверяемая гласная Я).

— Подберите однокоренные слова к этому числительному.

Словарь: тысяча, тысячный, тысячник, тысячница, тысячелетие.

— Выполните морфемный анализ. Что значит выполнить морфемный анализ?

(Это значит – разобрать слово по составу).

— А теперь письменно ответьте, используя имена числительные, на вопрос: «В каком году ты родился?»

(Я родился в тысяча девятьсот девяносто шестом году).

— Выделите грамматическую основу.

— Как вы думаете, каким членом предложения будут имена числительные в этом предложении?

(Обстоятельством)

— Совершенно верно. Мы это еще не изучали, об этом мы будем говорить на следующем уроке.

8. Повторение пройденного.

  • Групповая работа.

3 группа (сильная) — №1 с.25 в орфографической тетради.

«Проверяющий» проверяет группу.

2 группа (средняя) — №2 с.26 в орфографической тетради.

«Проверяющий» проверяет группу.

1 группа (слабая) — №135 с.81 в индивидуальных тетрадях работают вместе с учителем.

  1. Обобщение.

  • Игра «Ромашка».

  1. Что интересного вы можете рассказать о числительном «четыре»? (У числительного «четыре», как у некоторых существительных в Тв. падеже пишется мягкий знак: четырьмя(людьми, детьми)).

5. – Как пишутся сложные имена числительные?

(С мягким знаком в середине слова. Примеры).

77. – Что вы можете рассказать о слитном и раздельном написании имен числительных?

(Сложные количественные числительные, порядковые числительные пишутся слитно.

Составные количественные числительные , порядковые числительные пишутся раздельно).

— Приведите примеры.

125. – Как пишутся простые имена числительные?

(С мягким знаком на конце).

— Приведите примеры.

800. – Какие функции выполняет ь знак в именах числительных?

(показатель мягкости – ь знак.

Функция разделения – ь знак.)

— Приведите примеры.

1000. – Вспомните слова песни. Заполните пропуски.

Дважды два ….

Дважды два….

Это всем известно в целом мире

А не (6) ….., а не (7)…..

Это ясно всем.

ДЕВЯТЫЙ.

— Какая орфограмма в слове «тысяча»? Назови однокоренные слова.

10. Выставление оценок.

11.Д/з: №3 с.74, словарь, фонетический анализ 1 в.- «семью», 2 в. – «тысяча».

Литература:

  1. Русский язык. Учебник для 4 класса. В 32ч. / С. В. Иванов, М. И, Кузнецова и др. – М.: Вентана-Граф, 2002г.

  2. Тетрадь на печатной основе по русскому языку для 4 класса «Пишем грамотно». В 2 ч. / М. И. Кузнецова – М.: Вентана-Граф, 2005г. (Начальная школа XXI века).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here