Цели: 1) закрепление навыков написания сочинения-рассуждения;
2) развитие связной монологической речи учащихся и логического мышления;
3) формирование текстовой компетенции учащихся;
4) пополнение словарного запаса учащихся;
5) подготовка к итоговой аттестации в новой форме.
Задачи: 1) способствовать нравственному развитию личности ученика, определению им истинных жизненных ценностей;
2) предупреждение всевозможных ошибок при написании сочинения-интерпретации.
Оборудование: — медиапроектор;
— экран;
— компьютер;
— раздаточный дидактический материал;
— толковый словарь.
ХОД УРОКА
(слайд 1)
-
Мотивирующий момент.
Слайд 2. «Для того, чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять» (Р.Декарт)
— Как вы понимаете смысл высказывания Рене Декарта, фр. Философа, математика и физика?
— Согласны ли вы с утверждением Декарта? Если да, объясните почему. Если нет, обоснуйте свою позицию.
Лексическая работа.
— Определим лексическое значение слова «размышлять» (слайд 3-1)
— Подберите к слову «размышлять» однокоренные слова (слайд 3-2)
— Подберите синонимы к слову «размышлять»( слайд 3-3)
— Над чем вы обычно размышляете? Что может быть объектом вашего рассуждения?
— Определите лексическое значение слова «рассуждать» ( слайд 4)
-
Слово о Рерихе.
— Сегодня мне хотелось бы предложить вам тему для размышления, о которой мы с вами никогда ещё не говорили. А поводом к размышлению станет отрывок из книги Н.К.Рериха «О вечном». Но прежде чем вы прочитаете текст, я хочу познакомить вас с этим удивительным человеком и его творчеством (слайды 5, 6, 7)
3. Критическое чтение текста.
— Перед вами текст Рериха и памятка о том, что значит читать критически. Вспомните, пожалуйста, вооружитесь карандашами и – в добрый путь!
4. Работа с тестом.
— С каким настроением вы закончили чтение текста?
— Что вас удивило или заставило улыбнуться? А может быть, текст вызвал раздражение?
— Определите основную мысль теста. Подумайте и скажите, доказывает её автор или объясняет?
— Расскажите, как автор подводит нас, читателей, к главной мысли?
_ Подумайте, почему текст начинается с вопроса? Можно ли считать это утверждением, не требующим доказательства? Объясните почему.
— Что следует после утверждения автора?
— Есть ли в тексте выводы?
— Как вы понимаете смысл предложения: «В старательстве своём они вам приписывают такие тонкие выдумки»?
Словарная работа.
— Раскроем значение слов «всемогущий», «вездесущий», «натравливать», «сконфузиться», «благословенный» ( слайд 8)
— Одинаковы ли используемые в тексте слова с точки зрения стилевой окраски?
— Зачем автору нужно было использовать в тексте слова различных стилей? Что достигается при помощи такого приёма?
5. Работа с дополнительными текстами. (слайд 9)
— Прочитайте текст Л.Н.Толстого и слова Святого благовествования от Матфея (слайд 10)
— Сравните то, что вы сейчас прочитали, с высказыванием Рериха. Что объединяет эти слова и в чём отличие?
— А к какому мнению присоединились бы вы?
6. Работа над сочинением-размышлением.
— Ребята, вам предстоит письменно объяснить, как вы понимаете смысл финала текста, фразу «Да будут благословенны враги!» Какой вид сочинения здесь будет уместен?
— Какова композиция сочинения-рассуждения?
(слайд 11)
— Вы знаете, что подобное задание вам предлагается выполнить и в тесте ГИА. Это задание С2.2. Давайте вспомним, как мы будем действовать. (слайд 12)
— В ходе рассуждения вы можете опираться на дополнительные тексты, с которыми мы работали или привести другие аргументы, но подтверждение ваших мыслей – обязательно находим в тексте Рериха и оформляем при помощи вставной конструкции с указанием номера предложения или цитатой. Хочу ещё раз обратить ваше внимание на то, что предложение, смысл которого вы объясняете, аргументом служить не может!!! Желаю удачи в написании работы.
7. Написание сочинения-размышления.
8. Самопрезентация работ ( по желанию учеников)
9. Рефлексия.
— Что нового узнали?
— Над чем задумались?
— Чему научились?
— Пригодятся ли полученные навыки?
— Ваше мнение об уроке.