Открытый урок по русскому языку в 4 классе
Тема урока: « Правописание глаголов» (обощение)
(Программа «Начальная школа ХХI века». Учебник С. В. Иванова «Русский язык».)
Целъ. Обобщить знания изученных орфограмм глагола.
Задачи урока:
Образовательные
Закрепить знания правописания безударных личных окончаний глаголов; мягкого знака после шипящих во всех временных формах глагола; правописание мягкого знака в сочетаниях ТСЯ, ТЬСЯ; правописание приставок, не с глаголами.
Развивающие
Развивать мыслительные операции; психические процессы (внимание, восприятие, память); орфографическую зоркость; связную устную и письменную речь.
Воспитательные
Воспитывать умение работать в коллективе, старательность и трудолюбие.
Оборудование: презентация «Звездный час» по теме урока; «снежинки» с названием орфограмм, искусственная елка и коробка с игрушками
I. Орг. момент.
У нас сегодня гости. Мы должны показать все чему научились. Это и знания орфограмм, умение слушать товарищей, умение четко отвечать на поставленные вопросы.
Запишите число.
(Неожиданно в сумке учителя раздаётся телефонный звонок. Учитель берёт трубку. Извиняется перед гостями.)
— Алло! Да, это Валентина Михайловна… Да, 4 класс…Кто говорит?…Не может быть! Нет, я не могу, у нас сейчас открытый урок! Русский язык!…Да мы не можем прямо сейчас, у нас много гостей на уроке!…Ну, хорошо, хорошо!!!
— Ребята, вы не поверите, но позвонил Дед Мороз! Он сказал, что к нашему новогоднему празднику нужно срочно нарядить ёлку, причём прямо сейчас на этом уроке. Мало того, он сказал, что делает нам подарок и за дверью нашего класса стоит настоящая новогодняя ёлочка! Мне кажется, нас кто-то разыгрывает! Егор, Никита, откройте осторожно дверь, проверьте, правда ли это?
(Ребята открывают дверь и заносят в класс ёлку и коробку с игрушками)
— Даже не знаю, что делать! И ёлку надо нарядить, и урок провести!
Сделаем так, кто хорошо выполняет задание, тот и получает право повесить игрушку. В конце урока сосчитаем кто больше повесил игрушек.
II. Сообщение темы урока.
— Итак, назовите тему урока ( «Правописание глаголов»)
— Как вы думаете, какие орфограммы будем повторять?
III. Повторение изученных орфограмм.
На Новый год мы украшаем не только елку, но и кабинет. Украсим доску снежинками.
На доску вывешиваю плакат в виде снежинки «Орфограммы глагола»
Дети выбирают «снежинки», которые лежат на столе и рассказываю правила, записанные на обратной стороне, приводят примеры.
(Правописание НЕ с глаголами, Ь после шипящих в глаголах, правописание ТСЯ и ТЬСЯ; правописание безударных окончаний глаголов; правописание приставок)
IV. Работа по теме урока
Игра «Звездный час»-презентация (4 сектора, задания по степени трудности 10, 20, 30, 40 баллов)
______________________________________________________________
1 сектор «НЕ с глаголами, приставки»
10. Приведи пять примеров НЕ С ГЛАГОЛАМИ.
20. Раскрой скобки
(По)скакал, (по)дорожке,
(за)ехал (за)поворот
30. Найди «лишнее»
Забежал, заехал, загородный, засмеялся.
40. Распредели в два столбика.
(Не)заметил, (не)спешил, (не)годовал, (не)здоровится,
(не)торопился,(не)навидел.
______________________________________________________
2 сектор «Сочетания ТСЯ, ТЬСЯ»
10. Придумай глаголы на ТЬСЯ к картинке
20. Выпиши глагол н.ф.
Старается, задуматься, стараться, увлекается.
30. Поставь глагол в 3 лицо, ед. число.
Мирить, знакомить, ссорить, веселить.
40. Выпиши только глаголы
Учи(ца), стучи(ца), учении(ца), слушае(ца),красави(ца)
_____________________________________________________
3 сектор «Ь – знак после шипящих»
10. Замени нач.форму на форму 2 лица ед.числа в пословицах
Упустишь час годом не (догнать)
Поменьше говори- больше (услышать)
20. Выпиши глаголы неопределенной формы.
Речь, мокрых крыш,
ложь, крепыш, стеречь,
хорош, испечь.
30. Найди глагол повелительного наклонения.
Спрячь, стричь, беречь.
40. В какой строке во всех словах M знак пишется?
● достич…, съеш…, не плач…
● обруч…,рож…,отреж…
● сидиш…,кулич…,(нет) туч…
__________________________________________________
4 сектор «Безударное окончание глаголов»
10. Найди глагол 1 спряжения.
Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
А тот клюв – непростой,
Словно крестик какой.
Но эта вот птичка,
Хоть и невеличка,
Выводит птенцов
Только лютой зимой!
20. Есть ли ошибка.
Вертеть, смотреть, дышать, спорить, стелить, строить,
уходить- глаголы 2 спряжения
30. Выполни упр. №5 с.132 в учебнике.
40. Выполни упр. №2 с.131 в учебнике
_________________________________________________
VII. Итог.
Игра закончена. Сосчитайте, сколько повесил игрушек каждый из вас?
-Какие задачи решались на уроке?
-Что было трудным?
-Что понравилось?
Выставление оценок.
Последний слайд.
-Что за сюрприз в коробке? Она пуста?
(В коробочке второе дно, а там плитки шоколада)