Тема урока: Правописание личных местоимений с предлогами

Цель: формирование умений писать личные местоимения с предлогами раздельно

Ход урока

I Организационный момент

Я и МЫ, ТЫ и ВЫ,
ОН, ОНА, ОНО, ОНИ –
Все слова отличные,
Важные и личные.
Это, без сомнения,
Все
местоимения.

— Вместо какой части речи употребляются местоимения ?

I I Минутка чистописания

— Сегодня мы повторим написание гласной, которая встречается во всех личных местоимениях 3-го лица

Оо ооо

— Охарактеризуйте звук.

Одна у человека мать, одна у него Родина.( Слайд 1)

— Объясните смысл пословицы.

— Почему слова мать и Родина употребляются вместе?

— Как скажем ласково о матери?

— Найдите в этой пословице местоимение, которое стоит в Р.п.. Назовите его. (у него).

— Как пишется местоимение с предлогами?

1.У трех учащихся карточки:

1 карточка: Выберите нужное местоимение и напиши предложение.

Вчера я дежурил в классе. Вместе со … а) я дежурила Катя.

б) ты

в) мной

Я вытер доску и парты. Доска у… а) оно так и блестела.

б) я

в) меня

Класс у … а) нас был в образцовом порядке.

б) мы

в) нее

2 карточка: Напишите номера местоимений.

К л ю ч: 3, 5, 6, 8, 10, 12, 15.

3 карточка:

Выпишите местоимения, определите число и лицо.

Мы с другом гуляли в лесу. Вдруг я увидел необычное растение с розовыми цветами. Оно хорошо пахло. «Ты знаешь название этого растения?» – спросил я друга. Он отрицательно покачал головой. Тогда мы обратились к учительнице. Она сказала: «Какие вы любопытные! Это растение – багульник».

( мы – мн.ч, 1 л; я- ед.ч, 1л; оно- ед.ч, 3л; ты – ед.ч, 2 л; он- ед.ч,3 л; мы- мн.ч, 1 л; она – ед.ч, 3 л; вы – мн.ч,2 л).

2.У доски работают двое учащихся.

1 — Найдите местоимения в словах: семья, тыква, телефон, ворона, выбор, любимый. Выпиши, определи число и лицо.

2 – Измени местоимения 1 лица по вопросам, запиши.

Кто? я мы

У кого? У меня у нас

К кому? Ко мне к нам

На кого? На меня на нас

С кем? Со мной с нами

О ком? Обо мне о нас.

2. Упражнения в определении числа, рода, падежа личных местоимений.

1) «Составь пары» (Слайд 2)

На экране появляется запись:

У      К      С      ПРО      ПРИ

ВАС      МНЕ      ТЕБЕ       ТОБОЙ

НАМИ      ТЕБЯ      ИХ       ЕЁ

— Составьте и запишите пары «предлог + местоимение», у местоимений укажите лицо, число, род, падеж.

  4.Определение темы, постановка цели.

— Как вы думаете какая тема нашего урока?

II Сообщение темы и цели урока

— Продолжаем изучать данную тему. (Слайд 3)

IV Словарная работа.

— Прочитайте эти слова орфографически.

-Спишите словарные слова и подчеркните местоимения, которые в них спрятались.

Агроном, вагон, воробей, заяц, язык.

(слова на слайде № 4). (Оно, он, ей, я, я.)

— Какое местоимение составлено из двух предлогов? (Она).

— Как пишутся личные местоимения с предлогами? Почему? (Предлог — это отдельное слово).

— Где мы встречаемся с местоимениями?( В устной и письменной речи).

1.Замени существительные, которые я показываю, местоимениями. Запиши местоимения с предлогами.

У доски 1 ученик.

Пес увидел ворону из-за угла дома и бросился к (рис. Вороны) – заменяем местоимением ней.

Шла по дороге девочка, а за (рис. Девочки) шагал красавец лось. – заменяем мест. Ней.

Каждого кота надо было оценить и вынести о ( рис. кота) решение. – мест. Нем.

-Как местоимения пишутся с предлогами? (Раздельно).

2.Письмо с комментированием (Слайд 5)

а)Работа с текстом (отрывок из рассказа «Филлипок»Л.Толстой)

— Предположите, что будем делать с текстом?

— Выпишите местоимения из текста.

Школа была за селом у церкви. Когда Филиппок шёл по своей слободе, собаки не трогали его, они Филиппка знали. Но когда он вышел к чужим дворам, выскочили Жучка и Волчок. Мальчик бросился бежать — собаки за ним. Прибежал Филиппок к школе и думает, а вдруг учитель меня прогонит? И стал думать, что ему делать?…

Из какого произведения я отрывок? Кто автор?

У кого совпало?

Проверка с доски. ( его, они, он, (за)ним, меня, ему).

-Что интересного заметили?

   1. Наблюдение над правописанием личных местоимений с предлогами.

1.Работа в парах ( работа по учебнику)

а) Выполнение упр.251, с.144

— Какое задание вы будете выполнять?

Проверка: в парах дети показывают веер цифр.

Физкультминутка.

На одной ноге постой-ка,

Если ты солдатик стойкий.

Ногу левую- к груди,

Да смотри – не упади.

А теперь постой на левой,

Если ты солдатик смелый.

-Какие местоимения встретились в физкультминутке?

2.Закрепление полученных знаний.

1.Писмо предложения под диктовку. Разбор по членам предложения.

Утром я шёл по лугу.

а)Звуко — буквенный разбор местоимения я.

2.Работа в группах

а) Упражнение “Исправь ошибки” :

Медвежонок отправился бродить по поляне. Вдруг он остановился . Перед ним сидела большая лягушка. Она только очнулась от зимней спячки. Медвежонок протянул к ей лапу. Она прыгнула в воду. Медвежонок сунул лапу в воду и потряс нею. Он с удивлением посмотрел , куда девался него новый приятель ?

Итог урока.

— Как местоимения пишутся с предлогами? ( раздельно).

— Когда у местоимений пишется буква Н? ( после предлогов у местоимений 3 лица).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here