Парамонова Софья Григорьевна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 13»
Г. Нефтеюганска
Предмет: русский язык
Класс: 4 (система Л.В.Занкова)
Тема урока: Правописание наречий с приставками.
Цели деятельности учителя:
-формирование навыка правописания суффиксов –о-, -а- в наречиях, образованных от прилагательных при помощи приставок из-, до-, с-, в-, на-, за-;
-продолжать развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение, коммуникативные умения;
-продолжать развивать умение разрабатывать алгоритм контрольного действия, осуществлять контроль по результату;
— воспитывать внимательное отношение друг к другу, желание помочь товарищу.
Планируемые результаты образования.
Личностные:
-проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.
Метапредметные:
-осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач;
адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, одноклассниками.
Предметные:
— правильно писать суффиксы наречий; применять правила написаний наречий с приставками до-, из-, с-, в-, на-, за.
Оборудование.
1.Учебник Л.В.Полякова «Русский язык» 4класс. 2 часть(1 – 4).
2.Карточки с заданиями для исследовательской работы в парах, для актуализации знаний.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формы работы | |
1 | Организаци- онный мо- мент. | Мотивация на урок. Долгожданный дан звонок, начинается урок. Улыбнитесь друг другу. Прикрыли глаза и мысленно сказали: «Я внимателен, я ду- маю, я уверен в себе». А я желаю вам успешной работы. Запишите в тетрадь число, классная рабо- та, выделите орфограммы. | Запись в тетрадь числа, классная рабо- та, выделение орфограмм | Самостоя-тельная работа. |
2 | Актуализация знаний. | -Какую часть речи мы сейчас изучаем? -Вспомните, что вы знаете о наречии. Я буду вам чи-тать высказывания учени-ка, если вы согласны, пишите в строчке знак «+», если нет — знак «-«. -Ставьте ушки на макушки, слушайте внимательно! 1. Наречие – изменяемая часть речи. 2. Наречие отвечает на вопросы: какой? какая? 3.Наречие поясняет глаголы, прилагательные, наречия. 4.Многие наречия образованы от прилага- тельных с помощью суф-фиксов –о-, -е. 5. Наречия не имеют окон-чаний. -Сравните с образцом на экране. | Наречие.
|
Самостоя-тельная работа. |
3. | Открытие нового знания. а) Поста-новка проблемы | У наречий ещё много секретов. -Для чего мы раскрываем секреты наречий? Один из секретов вы можете раскрыть на уроке.
А помогут вам известные личности из страны Наре-чие. Они прислали свои портреты и письмо на та-ких необычных цветах. Бе-режно обращайтесь с ними.
На экране. Засветло, дотемна, изредка, досыта, надолго, влево, снова. Прочитайте их. 2. Сравните свою запись с записью на экране. Отметьте знаком «+» правильно выписанные на-речия. 3. -Что вы можете сказать об этих наречиях? 4.- Какая задача стоит перед вами? (По ходу высказываний на доске выставляю карточ- ки со словами : Наречия образованы при помощи
приставок суффиксов -а — — о — ?
-Какая задача стоит перед нами? (Выставляю знак вопроса)
-Вы выступите в роли ис-следователей, работа эта ответственная. Поэтому перед исследованием от-дохнём. Встали. | Они помогут нам избежать ошибок при письме.
Чтение детьми текста на карточках про себя, затем один вслух. Здравствуй, дорогой друг! Чтобы узнать одну из тайн наречия, выполните, пожалуйста, нашу просьбу. 1.Прочитай первую часть письма и из этой части выпиши наречия в тет-радь в строчку. Мы работаем в отбороч-ной комиссии. Отбираем наречия. Встаём засвет-ло и работаем дотемна, изредка на обед отвлека-емся. Досыта не наеда- емся, надолго никак не уйдёшь! Идём влево, сно-ва наречия высматрива-ем.
Выписывают наречия. Засветло, дотемна, изредка, досыта, надолго, влево, снова.
-Образованы от прилага-тельных с помощью при-ставок и суффиксов. У од них суффикс –о-, у дру-гих- -а-.
-Выяснить, когда в наре-чиях пишется суффикс –о-, а когда – суффикс–а-. | Фронталь-ная работа.
Самостоя-тельная работа. |
| б) Физкультминутка. | -Если называю наречие с приставкой, вы приседаете, если без приставки – наклоны влево, вправо. Далеко, справа, смело, начисто, сладко, снова, быстро, навсегда, верно, начисто. Скажите себе: — Я всё могу, у меня всё получится. |
Выполняют. |
|
| в) Исследование. | -Для исследования я пред-лагаю вам работу в парах. Задания для исследования на карточках №1. | 1. Подумайте, как образо-ваны наречия. 2. Выделите те части на-речий, с помощью кото-рых они образованы. 3. Подумайте, что влияет на написание суффиксов –о-, -а- в наречиях. 4. Вы заметили этот при-знак? 5. Сделай вывод. | Парная работа. |
| г) Обсужде-ние выво-дов. | Выставляю карточки по ходу высказывания детей. Наречие образовано от прилагательных приставки суффикс
из- до- с- -а- -а- в- на- за- -о— -о- Сравните свой вывод с прави-лом в учебнике на с. 10. -Вы решили поставленную задачу? — Можно сейчас убрать знак вопроса? — В результате работы, что по-лучили?
-Для чего он нужен? — Как им будете пользоваться? -Что ещё можете сказать о суф-фиксах –о- ,– а-? -Как её графически обозна-чить?
Обозначьте графически орфо-грамму в наречии «засветло», записанное о на доске. Выделите эти орфограммы в наречиях, записанных в ваших тетрадях.
Обменяйтесь тетрадями, про-верьте, сравнивая с записью на экране. Поблагодарите друг друга за сотрудничество, за хорошую работу. Поработали вы хорошо, отдохнём. | Высказывания детей.
Читают про себя, затем вслух, сравнивая.
Да.
Алгоритм работы по пра-вописанию суффиксов –а-, -о- в наречиях, образо- ванных от прилагатель-ных с помощью приста-вок из-, до-, с-, в-, на-, за-.
-Это орфограмма.
-Выделить значком при-ставку, подчеркнуть её двумя чертами,она сигна- лит: «Будь внимателен!». Выделить суффикс –о- или –а-, подчеркнуть од- ной чертой, это орфо-грамма. Ученик работает у доски, дети в своих тетрадях.
Выделяют. | Фронталь- ная работа.
Самостоя-тельная работа.
Взаимная проверка. |
| д) Физкультминутка. | -Закройте глаза, представьте, что перед вами нежно-голубое тёплое море, тепло передаёт- ся вам, вы спокойны. — Открыли глаза, выполните упражнение для глаз по тре-нажёру. |
|
|
| е) Нахожде-ние сло-ва по-мощника. | -Сели правильно, продолжаем работу. — В трудных случаях при напи-сании орфограмм мы часто пользуемся словами – помощ- никами. И в этом случае есть такое слово. Попробуйте открыть это слово, поработав в парах по карточке № 2, кото-рую любезно нам предостави-ли жители страны Наречие.
-К какому выводу пришли?
— Будут ли дополнения к алго-ритму? На доске дополняю. Наречие образовано от прилагательных приставки суффикс
из- до- с- -а- окно в- на- за- -о-
-Расскажите, как сейчас вы бу-дете работать по алгоритму?
-Сколько способов проверки написания суффиксов откры-ли? — Что в них общее? — Чем отличаются? | На карточках у детей.
окно вправо в окно заново за окно досуха до окна слева с окна издалека из окна
1.Читайте внимательно слова в левом и правом столбиках парами. 2. Сравнивайте их. 3. Какое слово является помощником и почему? 4. Сделайте вывод. Высказывания детей. -Подставляю слово «окно» с таким же пред- логом, что и в приставке в наречии. Какое оконча-ние в слове «окно»,такой же суффикс в наречии.
— Добавить слово «окно» между приставками и суффиксами.
Определяю: 1. Наречие. 2. Образовано ли от при-лагательного с помощью приставок. 3. Если в-, на-, за-, суф-фикс -о-, или подставлю слово «окно» на окно, окончание -О, значит, суффикс тоже -О-. 4. Если из- до-, с-, суфикс -а-, или подставлю слово «окно» из окна, оконча-ние -а, значит, суффикс тоже -а-.
Ответы детей. |
|
4. | Включе-ние в сис-тему зна-ний. | Пользуясь памяткой – алгорит-мом, докажите написание пропущенных букв, обозначьте графически орфограмму. На доске записаны слова: Вправ… Начис… Наглух… Проверяйте свои записи.
Продолжим знакомиться с письмом знаменитых личнос-тей. Прочитайте его вторую часть.
-Какое задание могут предло-жить личности?
-Как будете работать с данны-ми орфограммами? Удачи вам.
Проверьте свою работу по об-разцу, если правильно над наречием «+». Если неверно- « — ». -Вы открыли тайну наречия? — А кто вам предложили эту работу? -Зовут их ИЗДОСА / и ЗАНАВО /. -Может догадались, почему такие имена? -Чем они занимаются в стране Наречие? — Их портреты помогут в напи-сании наречий с приставками? -Как? | Ученики по очереди вы-ходят к доске, доказыва- ют написание, обозна-чают орфограмму. Остальные записывают в тетради с графическим обозначением.
Разговариваем с наречи-ями вежлив… и объяс-няем терпелив… . Неко- торые не понимают – занов… приходят. Смотрим внимательн…: запрост… ошибиться можно. Устаём смертельн…, но доля на-ша издавн…такова – служить наречию. Вставить пропущенные орфограммы, обозначить их графически. По памятке.
Выполняют в тетрадях. | Фронталь-ная работа.
Самостоя-тельная работа.
Фронталь-ная работа.
Самостоя-тельная работа. Фронталь-ная работа. |
5. | Домаш-нее зада-ние | А вы, ребята напишите им письмо по выбору, состоящее из: а) шести наречий с пристав-ками; б) шести словосочетаний с наречиями с приставками; в) письмо, в котором шесть наречий с приставками. -Кто выбрал 1 задание? Второе? Третье? |
|
|
6. | Рефлек-сивная деятель-ность. | . -Какое открытие вы сделали сегодня на уроке? У кого не было ошибок? — Какие трудности возникли в работе? -Какое настроение у вас? Спасибо за урок. |
|
|