Конспект урока для 4 класса "Родственные слова"Конспект урока для 4 класса "Родственные слова"Конспект урока для 4 класса "Родственные слова"Конспект урока для 4 класса "Родственные слова"Конспект урока для 4 класса "Родственные слова"Конспект урока для 4 класса "Родственные слова"Конспект урока для 4 класса "Родственные слова"Конспект урока для 4 класса "Родственные слова"Конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе коррекционной школы VIII вида по теме: «Родственные слова.»

Подготовила и провела: Кабакова Ольга Ивановна – учитель начальных классов ГБС(К)ОУ школы № 8 г. Лабинска

Тип урока: урок – закрепление ранее полученных знаний.

Цель урока:

Образовательная: закрепить понятия «родственные слова»; учить выделять общую часть родственных слов – корень на слух и при написании; учить применять полученные знания в условиях решения учебных задач.

Задачи:

Коррекционные: развивать фонематическое восприятие; зрительное, слуховое внимание; обогащение и уточнение словарного запаса; развитие связной речи – правильно формировать свои мысли в процессе работы на уроке по теме.

Воспитательные: воспитывать дружеские отношения учащихся в процессе учебной деятельности; формирование ценностных ориентиров во взаимоотношениях между членами своей семьи.

Методы: фронтальная работа, групповая работа, игровая деятельность, наглядно-поисковый.

Форма организации урока: коллективная, групповая, индивидуальная.

Технологии: коррекционно-развивающие, здоровьесберегающие, индивидуально-дифференцированные.

Оборудование:

1.      Мультимедийный проектор для презентации

2.      Таблички со словами по теме урока

3.      Иллюстрации по теме урока (дерево с корнем)

4.      Карточки с дополнительным заданием.

Ход урока

I. Организационный момент; отчет дежурного;

Прозвенел звонок для нас! 
Вы зашли спокойно в класс,
 
Встали все у парт красиво,
 
Поздоровались учтиво.
 
Тихо сели, спинки прямо.
 
Все легонечко вздохнем,
 
И урок наш мы начнем.
 
(Дети садятся за парты.)
 

II. Основная часть урока:

Прослушайте стихотворение ребята.

Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее.
Воробей погоде рад
Заглянул к нам месяц (март)

Запишите число и классная работа.

Чистописание

Какое сейчас время года? Послушайте весеннюю пословицу:

Март – с водой, апрель – с травой, а май – с цветами.

Назовите весенние месяцы. Запишите красиво и аккуратно себе в тетрадь весенние месяцы.

Как растут слова.

  1. Как-то много лет назад 2. Это слово, слово-корень,

Посадили странный сад. Разрастаться стало вскоре

Не бывал сад фруктовым — И плоды нам принесло –

Был он только словом. Стало много новых слов.

  1. Вот из сада вам рассада. Очень интересно

Вот ещё посадка рядом. Гулять в саду словесном.

А вот садовод, Е. Измайлов

С ним садовник идёт.

Все родственные слова развешиваются на нарисованном дереве.

Сад, рассада, посадка, садовод, садовник – родственные слова.

— Что общего во вех этих словах? (Корень).

— Какой корень у всех этих слов? (Корень — сад)

— Что такое корень? ( Корень – общая часть родственных cлов).

Ребёнок у доски ставит эти слова в ряд, отмечает корень.

Дети списывают эти слова в тетрадь, отмечают корень.

Актуализация опорных знаний:

Сегодня на уроке мы будем закреплять знания о родственных словах.

Научимся подбирать однокоренные слова. Узнаем, всегда ли слова с похожими корнями похожи по смыслу, родственные эти слова или нет.

Презентация:

Слайд 1.

Правило. Родственные слова — близкие по смыслу. В них повторяется общая часть. Например: обед, обедать, обеденный.

Слайд 2.

Правило. Общая часть родственных слов – это их корень.

Корень слова на письме обозначается дугой.

Слайд 3.

Загадка. Кто рыбачит на реке с тонкой удочкой в руке?

(Рыбак, рыбачит, рыбка). Назовите корень этих слов.

Слайд 4.

Загадка. Кто пасёт овец и коз там где луг травой зарос?

(Пастух, пасёт, пастушок). Назовите корень этих слов.

Слайд 5.

Загадка. Под сосною у дорожки кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожка.

Шляпка есть — нет головы.

(Гриб, грибок, грибной). Назовите корень этих слов.

III. Закрепление опорных знаний:

Работа по карточкам

Прочитайте текст. Подумайте, какие слова являются родственниками.

Родник родит речку, а река льётся – течёт через всю нашу матушку-землю, через всю Родину, кормит народ. Вы глядите, как это складно выходит: родник, родина, народ. Все эти слова как бы родня.

— Выпишите слова родственники — однокоренные слова (родник, родина, народ, родня), отметьте корень.

Проверка написанного на дереве (Корень – род)

Физминутка ( по компьютеру)

Работа с учебником.

С. 178, у. 26

Задание – соревнование у доски

К словам левой колонки подбери родственные слова из правой колонки.

Запиши однокоренные слова, выдели в них корень.

Вода водитель, водяной, водица, заводной,

Водит водонос, проводник, водить, водопад.

Задание по компьютеру

«Игры и задачи для 1-4 классов».

Раздел – слово и его значение. Родственные слова.

Подберите однокоренные слова. Правильно выделите корень.

Работа с учебником

Устно разобрать упр. 27, с 179

Домашнее задание

IV. Подведение итогов

  1. Повторить правило. ( Корень – общая часть родственных слов) компьютеру

  2. Что узнали нового? (Если у слов схожие корни — это не значит, что они однокоренные. Слова родственники имеют общий смысл)

  3. Похвалить за работу. Поставить оценки.

Список используемой литературы

  1. Аксенова А. К., Якубовская Э. В. Дидактические игры по русскому языку для 1 – 4 классов во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1991.

  2. Строганова Л. В. Подсказки учителю в коррекционной работе с младшими школьниками: учебно-методическое пособие, Центр педагогического образования – М.: 2007.

  3. Галунчикова Н. Г., Русский язык. 4 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида — М.: Просвещение, 2011.

  4. Строганова Л. В., Уроки практической психологии в начальной школе. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

  5. Гордюк Т. Н., Психолого-педагогическое инновации в коррекционных классах. — Волгоград: Изд. «Учитель», 2009.

Интернет сайты:

  1. http://www.3-4-5.ru/2010/12/13/page/46/

  2. m.fotki.yandex.ru

  3. blog.kp.ru

  4. vkontakte.ru

  5. demiart.ru и др.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here