Конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе коррекционной школы VIII вида по теме: «Родственные слова.»
Подготовила и провела: Кабакова Ольга Ивановна – учитель начальных классов ГБС(К)ОУ школы № 8 г. Лабинска
Тип урока: урок – закрепление ранее полученных знаний.
Цель урока:
Образовательная: закрепить понятия «родственные слова»; учить выделять общую часть родственных слов – корень на слух и при написании; учить применять полученные знания в условиях решения учебных задач.
Задачи:
Коррекционные: развивать фонематическое восприятие; зрительное, слуховое внимание; обогащение и уточнение словарного запаса; развитие связной речи – правильно формировать свои мысли в процессе работы на уроке по теме.
Воспитательные: воспитывать дружеские отношения учащихся в процессе учебной деятельности; формирование ценностных ориентиров во взаимоотношениях между членами своей семьи.
Методы: фронтальная работа, групповая работа, игровая деятельность, наглядно-поисковый.
Форма организации урока: коллективная, групповая, индивидуальная.
Технологии: коррекционно-развивающие, здоровьесберегающие, индивидуально-дифференцированные.
Оборудование:
1. Мультимедийный проектор для презентации
2. Таблички со словами по теме урока
3. Иллюстрации по теме урока (дерево с корнем)
4. Карточки с дополнительным заданием.
Ход урока
I. Организационный момент; отчет дежурного;
Прозвенел звонок для нас!
Вы зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Все легонечко вздохнем,
И урок наш мы начнем.
(Дети садятся за парты.)
II. Основная часть урока:
Прослушайте стихотворение ребята.
Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее.
Воробей погоде рад
Заглянул к нам месяц (март)
Запишите число и классная работа.
Чистописание
Какое сейчас время года? Послушайте весеннюю пословицу:
Март – с водой, апрель – с травой, а май – с цветами.
Назовите весенние месяцы. Запишите красиво и аккуратно себе в тетрадь весенние месяцы.
Как растут слова.
-
Как-то много лет назад 2. Это слово, слово-корень,
Посадили странный сад. Разрастаться стало вскоре
Не бывал сад фруктовым — И плоды нам принесло –
Был он только словом. Стало много новых слов.
-
Вот из сада вам рассада. Очень интересно
Вот ещё посадка рядом. Гулять в саду словесном.
А вот садовод, Е. Измайлов
С ним садовник идёт.
Все родственные слова развешиваются на нарисованном дереве.
Сад, рассада, посадка, садовод, садовник – родственные слова.
— Что общего во вех этих словах? (Корень).
— Какой корень у всех этих слов? (Корень — сад)
— Что такое корень? ( Корень – общая часть родственных cлов).
Ребёнок у доски ставит эти слова в ряд, отмечает корень.
Дети списывают эти слова в тетрадь, отмечают корень.
Актуализация опорных знаний:
Сегодня на уроке мы будем закреплять знания о родственных словах.
Научимся подбирать однокоренные слова. Узнаем, всегда ли слова с похожими корнями похожи по смыслу, родственные эти слова или нет.
Презентация:
Слайд 1.
Правило. Родственные слова — близкие по смыслу. В них повторяется общая часть. Например: обед, обедать, обеденный.
Слайд 2.
Правило. Общая часть родственных слов – это их корень.
Корень слова на письме обозначается дугой.
Слайд 3.
Загадка. Кто рыбачит на реке с тонкой удочкой в руке?
(Рыбак, рыбачит, рыбка). Назовите корень этих слов.
Слайд 4.
Загадка. Кто пасёт овец и коз там где луг травой зарос?
(Пастух, пасёт, пастушок). Назовите корень этих слов.
Слайд 5.
Загадка. Под сосною у дорожки кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка.
Шляпка есть — нет головы.
(Гриб, грибок, грибной). Назовите корень этих слов.
III. Закрепление опорных знаний:
Работа по карточкам
Прочитайте текст. Подумайте, какие слова являются родственниками.
Родник родит речку, а река льётся – течёт через всю нашу матушку-землю, через всю Родину, кормит народ. Вы глядите, как это складно выходит: родник, родина, народ. Все эти слова как бы родня.
— Выпишите слова родственники — однокоренные слова (родник, родина, народ, родня), отметьте корень.
Проверка написанного на дереве (Корень – род)
Физминутка ( по компьютеру)
Работа с учебником.
С. 178, у. 26
Задание – соревнование у доски
К словам левой колонки подбери родственные слова из правой колонки.
Запиши однокоренные слова, выдели в них корень.
Вода водитель, водяной, водица, заводной,
Водит водонос, проводник, водить, водопад.
Задание по компьютеру
«Игры и задачи для 1-4 классов».
Раздел – слово и его значение. Родственные слова.
Подберите однокоренные слова. Правильно выделите корень.
Работа с учебником
Устно разобрать упр. 27, с 179
Домашнее задание
IV. Подведение итогов
-
Повторить правило. ( Корень – общая часть родственных слов) компьютеру
-
Что узнали нового? (Если у слов схожие корни — это не значит, что они однокоренные. Слова родственники имеют общий смысл)
-
Похвалить за работу. Поставить оценки.
Список используемой литературы
-
Аксенова А. К., Якубовская Э. В. Дидактические игры по русскому языку для 1 – 4 классов во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1991.
-
Строганова Л. В. Подсказки учителю в коррекционной работе с младшими школьниками: учебно-методическое пособие, Центр педагогического образования – М.: 2007.
-
Галунчикова Н. Г., Русский язык. 4 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида — М.: Просвещение, 2011.
-
Строганова Л. В., Уроки практической психологии в начальной школе. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
-
Гордюк Т. Н., Психолого-педагогическое инновации в коррекционных классах. — Волгоград: Изд. «Учитель», 2009.
Интернет сайты:
-
http://www.3-4-5.ru/2010/12/13/page/46/
-
m.fotki.yandex.ru
-
blog.kp.ru
-
vkontakte.ru
-
demiart.ru и др.