КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (4 КЛАСС)
Тема: Склонение имен существительных.
Тип занятия: урок
Вид урока: «открытие» новых знаний (проблемно-диалогический урок).
Цели и задачи: 1) учить наблюдать за употреблением языкового материала в устной и письменной речи; дать представление о склонении имен существительных (с введением термина) как о постоянном грамматическом признаке; формировать умение классифицировать имена существительные по склонениям; (для учителя) создать условия обучающимся для составления алгоритма определения склонения имен существительных.
2) развивать память, речь, мышление, внимание;
3) воспитывать наблюдательность, аккуратность, ответственность, коллективизм, взаимопомощь, самостоятельность.
Оборудование: демонстрационный материал: компьютер, проектор, интерактивная доска, аудиосистема, презентация «Склонение имен существительных», таблица «Склонение имен существительных», алгоритм «Определение склонения существительных», схема-опора «Грамматические признаки существительных», рисунки с предметами, карточки со словами для словарно-орфографической работы;
раздаточный материал: перфокарты для групповой работы, карточки с заданием, маркеры, перфокарты с вариантами ответов, карточки с буквами;
тетрадь, учебник Т. Рамзаева «Русский язык. 4 класс»
Автор: Николаева Татьяна Юрьевна, учитель начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа №8 г.» г. Гай Оренбургская область
Ожидаемые результаты:
«3» — обучающиеся владеют термином «склонение имен существительных», знают дифференциальные признаки трех склонений, умеют определять склонение имен существительных в начальной форме с помощью алгоритма определения склонений и таблицы окончаний имен существительных.
«4» — обучающиеся умеют определять склонение имен существительных в начальной форме и в форме косвенных падежей с помощью алгоритма определения склонения имен существительных и таблицы окончаний; умеют преобразовывать имена существительные данного склонения в имена существительные другого склонения.
«5» — обучающиеся умеют определять склонение имен существительных в начальной форме и форме косвенных падежей с помощью алгоритма определения склонения имен существительных; умеют находить в тексте имена существительные заданного склонения.
Время | Цель этапа | Компетенции | Методы | Формы | ||
Знания | Умения | |||||
I. Организация начала урока. | 1 мин. | Организовать и настроить детей на работу на уроке. | Знать правила поведения на уроке. | Уметь подготовить к уроку все необходимые принадлежности. |
|
|
— Начинаем размышлять, Думать, спорить, рассуждать. Учащиеся проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на работу. | ||||||
II. Каллиграфическая минутка. | 1 мин. | Формирование навыка каллиграфического письма. | Знать последовательность написания букв и их элементов. | Уметь правильно (соблюдая размер, последовательность отображения элементов букв) писать буквы и их элементы. |
| Самостоятельная работа (индивидуальная). |
— Приготовьтесь к письму: примите правильную позу, расположите правильно тетрадь. Выполните задание на первой строке.
| ||||||
III. Словарно-орфографическая работа. | 3 мин. | Совершенствовать умение правописания непроверяемых согласных, имен собственных, мягкого знака. | Знать правописание словарных слов, правила правописания имен собственных, мягкого знака. | Уметь применять правила проверки изученных орфограмм.
| Актуализации, проверки знаний.
| Фронтальный опрос.
|
На доске записаны слова: М…л…ко, Ил…я, м…г…зин, с..лома, М…сква, рож… — Вставьте пропущенные буквы. Объясните выбор. Дети на карточках показывают букву, объясняют свой выбор.
| ||||||
IV. Актуализация опорных знаний. Определение темы и цели урока. 1. Образование пар из данных имен существительных.
| 6 мин.
| Учить систематизировать, анализировать и обобщать материал. | Знать грамматические признаки существительных. | Уметь устанавливать смысловые связи, классифицировать существительные по грамматическим признакам. | Актуализации, проверки знаний. | Фронтальная. |
— Образуйте из данных существительных пары. Объясните, по какому признаку вы их объединили. Дети выполняют указание учителя: — Молоко-магазин; Илья – Москва (имена собственные), солома – рожь ( злаки и их остатки). | ||||||
2. Обобщение знаний грамматических признаков имен существительных.
|
— Мы вспомнили один из грамматических признаков имен существительных: собственные или нарицательные. Какие еще грамматические признаки вы знаете? — Постоянные признаки: род, одушевленные или неодушевленные. Непостоянные признаки: число, падеж. Ведется построение схемы (в основе схемы – ответы детей):
Имена существительные
Род Число Собственные/нарицательные Падеж Одушевленные/неодуш. Учитель вносит в схему изменения:
?
— Посмотрите внимательно на схему и сформулируйте тему и цель урока. — Тема урока «Постоянный грамматический признак имени существительного». Цель: узнать новую классификацию существительных по постоянному признаку.
| |||||
V. Наблюдение над языковым материалом. Проблемная задача. | 6 мин. | Закреплять умение детей изменять имена существительные по падежам; учить наблюдать над языковым материалом, делать выводы. | Знать названия падежей, вспомогательные слова для определения падежей, падежные вопросы. | Уметь ставить имена существительные в определенную падежную форму. | Практическая работа. Наблюдение. | Групповая. |
— Сейчас вас предстоит работа в группах. Вспомним правила сотрудничества в группе. Каждый человек заслуживает, чтобы его выслушали, не перебивая. Говори понятно. Если прозвучала информация не вполне ясная. Задай вопрос на понимание “Правильно ли я понял?” Критикуй идею, а не личность. У каждой группы перфокарта. Вам необходимо изменить данное слово по падежам и вписать в окошки окончания. Каждая группа получает перфокарту и лист (А3) со словом: 1 группа – «Москва» 4 группа – «молоко» 2 группа – «Илья» 5 группа – «солома» 3 группа – «магазин» 6 группа – «рожь» Учащиеся распределяют функции в группе, слушают инструктаж учителя, а затем работаю в группах. При необходимости обращаются к учителю. Выполнив задание, учащиеся последовательно по группам вывешивают листы со словами и вписанными окончаниями на доску. — По какому принципу можно сгруппировать данные существительные? — По схожести окончаний. — Сгруппируйте слова. На доске листы со словами распределяются в 3 группы: I группа – Илья, Москва, солома. II группа –магазин, молоко, , III группа – рожь. | ||||||
VI. «Открытие» нового. Проблемный вопрос.
| 3 мин. | Познакомить учащихся с понятием «склонение существительных». Формировать умение определять склонение существительных, пользуясь алгоритмом. | Знать понятие «начальная форма имени существительного».
| Уметь определять род имени существительного, ставить существительное в начальную форму.
| Беседа, объяснение.
| Фронтальная.
|
— Ребята, вся система окончаний имен существительных называется склонением.
На доску в схему «Грамматические признаки существительного» вносятся изменения.
? склонение
— У существительных три склонения. — Почему склонение – это постоянный грамматический признак существительного? — Потому что у одного существительного может быть только одна система окончаний. — Как же определить, к какому склонению относится данное существительное? Предположения детей. — Давайте определим род каждого существительного. Учащиеся определяют род имен существительных. — Одинаковы ли окончания у существительных во всех склонениях в начальной форме? — Нет. У существительных 1-го склонения окончания –а, -я; у существительных 2-го склонения окончания –о и нулевое; у существительных 3-го склонения окончание нулевое. — Значит, чтобы определить склонение, нам достаточно определить род и окончание в начальной форме, а затем вспомнить, у существительного какого склонения встречаются данные параметры. — Давайте составим алгоритм определения склонения имен существительных. Под руководством учителя. На доске:
Определение склонения существительных.
— Некоторое время вы сможете пользоваться данной таблицей, пока не запомните. На доску вывешивается таблица «Склонение имен существительных».
| ||||||
VII. Применение нового знания. 1. Первичное закрепление. | 6 мин. | Проговаривание способа решения в громкой речи. | Иметь представление о склонении имен существительных. | Уметь пользоваться алгоритмом и таблицей, анализировать, слушать, работать под руководством учителя. | Практическая работа, воспроизведение по образцу. Первичный контроль знаний.
| Фронтальная. |
— Потренируемся в определении склонения существительных. Работа по материалу упражнений учебника: с. 88 упр. 166. — Данные слова будем выписывать в 3 столбика. На доске: 1 скл. 2 скл. 3 скл. К словам упражнения добавляются слова «площадка» и «площадь». Учащиеся работают в тетрадях, трое учащихся в «шапочках» со склонениями выполняют задание на доске с подробным объяснением. — Что интересного заметили в последней паре слов? — Слова однокоренные, но относятся к разным склонениям. | ||||||
Физминутка. 2мин. | — А теперь немного отдохнем. — Я буду называть вам слова. Если вы услышите слово первого склонения, то встаете на носочки и тянетесь ладошками кверху; если слово второго склонения – выполняете упражнение «дерево»; если слово третьего склонения – руки ставите на пояс и приседаете. Слова: река, день, лето, цепь, ласточка, тень, ветер. | |||||
2. Закрепление полученных знаний. | 5 мин. | Закрепление понятия «склонение». Формирование умения образовывать однокоренные слова заданного склонения. | Владеть понятием «однокоренные слова».
| Уметь различать смысловые оттенки лексического значения однокоренных слов.
| Практическая работа. | Работа в парах. Самостоятельная работа. |
— Сейчас вы будете работать в парах. У каждой пары на столах карточки со словами и заданием. Но сначала потренируемся выполнять задание. Посмотрите на рисунки с предметами. Какие оттенки лексического значения данных слов вы можете назвать? На рисунке малярная кисть и кисточка для рисования; ель и ёлка. — Кисть большая, а кисточка маленькая. Ель большая, а ёлка маленькая. — К какому склонению относится слово «кисточка»? А слово «кисть»? -Кисточка – существительное 1-го склонения, кисть – 3-го склонения. — Определите склонение слова «мышка». — Существительное «мышка» — 1-го склонения. — Как же существительное «мышка» преобразовать в существительное 3-го склонения? — Назвать большое животное – мышь. — Приступайте к выполнению задания в парах. Дети в парах выполняют задание на карточках. Проверка: учащийся I варианта читает заданное слово, а учащийся II варианта – полученное. Слова в карточках: ночка, печка, нитка. — Что интересного заметили в образованных словах? — Все существительные с мягким знаком на конце. | ||||||
3. Самостоятельная работа с взаимопроверкой. 2 мин. | На доске рисунок с изображением лошади. — Напишите название данного животного во всех трех склонениях. Дети выполняют задание самостоятельно, затем – взаимопроверка. (Лошадка – конь – лошадь) | |||||
VIII. Выявление степени усвоения нового материала.
| 2 мин. | Выявить степень усвоения учащимися понятия «склонение имени существительного», сформированности умения определять склонение. | Понимать, что такое «склонение существительного». | Уметь определять склонение существительного, пользуясь алгоритмом и таблицей. | Проверка знаний и умений. | Самостоятельная работа. |
— Перед вами карточки с вариантами ответом. На экране вы увидите вопросы. Выберите правильный, по вашему мнению, вариант ответа. Вопросы на экране:
Малыш, кастрюля, свет, вещь.
Бежать, машина, золотой, пень.
Лису, самолеты, мысли, зверя. Учащиеся выполняют самостоятельно задание. | ||||||
IX. Итог урока.
| 2 мин. | Подвести итог урока. Определить уровень и объем полученных знаний.
| Иметь представление о трех склонениях имен существительных, знать их дифференциальные признаки. | Уметь делать вывод и отвечать на поставленный вопрос полным предложением. | Беседа. | Фронтальная. |
— Что нового узнали? — Постоянный или непостоянный грамматический признак существительного склонение? — Как определить склонение существительного? — Чем различаются склонения имен существительных? Дети отвечают на вопросы учителя. | ||||||
X. Рефлексия. | 0,5 мин. | Учить адекватно оценивать свою деятельность на уроке. | Знать форму проведения рефлексии. | Уметь оценивать свою деятельность на уроке по нескольким параметрам: активность, комфортность. |
|
|
— В конце вашей работы в тетради начертите окружность. Поставьте в ней точку: чем активнее вы работали на уроке, тем ближе точка к центру окружности. По степени комфортности на уроке выберите цвет: красный – комфортно, зеленый – были неудобства, синий – некомфортно. | ||||||
XII. Домашнее задание. | 0,5 мин. | Записать задание на дом. | Знать правила записи домашнего задания. | Уметь быстро читать и анализировать задание.
| Самостоятельная работа. | Индивидуальная. |
-Домашнее задание: уч. с.89 упр.168 , с. 88 выучить правило. Прочитайте задание. Есть вопросы? Читают и записывают задание в дневник. |