Государственное бюджетное образовательное учреждение
Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения ЮАО
Тема: Словообразовательная роль
приставок и суффиксов в русском языке.
Учитель-дефектолог: Кузьменцова А.С.
Ученик 4го класса: Сорокин И.
Москва
2013г.
Тема: Словообразовательная роль приставок и суффиксов в русском языке.
Цель: формировать умение выделять приставку и суффикс в слове, развивать умение образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов.
Задачи:
-
Образовательные:
— формирование умения выделять приставку и суффикс в слове.
-
Коррекционно-развивающие:
— коррекция и развитие связной устной речи (во всех упражнениях и на вопросы в подготовительном этапе дети учатся давать полный ответ на поставленный вопрос).
-
Воспитательные:
— воспитывать интерес к учебе.
-
Здоровьесберегающие задачи:
— следить за правильной посадкой детей
— планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости детей
— чередовать статические и динамические задания
Ход урока:
-
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
На доске: корень, окончание, глагол, суффикс, приставка.
Ребенку предлагается прочитать слова, найти лишнее слово, далее задаются вопросы что такое корень, что такое окончание, для чего они служат? Сегодня на уроке мы повторим части слова такие как суффикс и приставка.
-
РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА.
— Наблюдение над ролью приставок.
Ребенку предлагается прочитать слова : выходить, заходить, переходить, уходить. Далее задаются вопросы: что общего в этих словах? (однокоренные), чем отличаются? (значением), какая часть придает им разное значение? (приставка).
— Работа с правилом.
Ребенок проговаривает правило, вспоминает как образуются слова? (с помощью приставок и суффиксов), для чего служит приставки?
— Упражнение в определении приставок.
Ребенку предлагают списать слова в тетрадь и выделить приставку.
Безоблачный, выписать, надставить, проверить, заплакать, сгореть, доплыть, расцвел.
-
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Ветер по лесу летал, ветер листики считал,
Вот дубовый, вот кленовый,
Вот рябиновый резной, вот с березки золотой,
И последний лист с осинки, ветер кружит над тропинкой.
(Ребенок повторяет вместе с дефектологом стихотворение и выполняет упражнение).
– Наблюдение над ролью суффиксов.
Ребенку предлагается прочитать слова : лисица, лисичка, лисонька, лиса. Далее задаются вопросы: что общего в этих словах? (однокоренные), чем отличаются? (значением), какая еще часть слова служит для образования новых слов? (суффикс).
— Упражнение в определении суффиксов.
Ребенку предлагают списать слова в тетрадь и выделить суффикс.
Дом-домик-домишко-домино, брат-браток-братец-братишка.
-
ИТОГ УРОКА.
— Какие части слова служат для образования новых слов?